Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мыслители, деятели культуры разных эпох и стран много говорили о феномене смеха в жизни человека. Из античности мы пришли к известному утверждению, что человек отличается от животного способностью говорить и смеяться. Религиозный философ В. Соловьев утверждал, что " смех обеспечивает свободное состояние и волеизъявление: раб не должен смеяться." По мнению И. В. Гете, нигде человеческий характер не проявляется так ярко, как в его понимании и нахождении смешного.
Природу смешного можно уловить, обратившись к значению слова "комический". Это слово происходит от греческого. Комос - так называлась группа веселых людей, ряженых на сельском празднике Диониса. У всех народов есть известная традиция устраивать шумные праздники и карнавалы после месяцев тяжелой работы и ограничений. В отличие от повседневных потребностей и забот, прежней и будущей повседневной жизни, повседневной серьезности, в этот период царили безудержное веселье, фантазия, игра. Такое времяпрепровождение оживляло человека, восстанавливало его силы-как школьные каникулы.
В ходе постепенного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха возникли определенные виды комического смеха: юмор, ирония, сатира, сарказм.
Каждый тип комикса имеет свои правила игры. В иронии смешное тщательно скрывается под маской серьезности, в юморе-серьезное маскируется под маской смешного. В юморе смешное часто скрывает грустное, но саркастический смех имеет один эмоциональный оттенок - едкий и обвинительный. Сатира также характеризуется бескомпромиссными суждениями о предмете насмешки.
Несмотря на различия, все виды комического служат одной цели - пробудить в человеке стремление к идеалу, добру, истине, красоте. Указывая на недостойность, не соответствующую определенным нормам общественной жизни, комик способен духовно посрамить и в то же время очистить смеющегося. В ходе постепенного развития культуры из народно-карнавального синтетического смеха возникли определенные виды комического смеха: юмор, ирония, сатира, сарказм.
Цель работы – рассмотреть жанр юмористического рассказа, его историю и современность..
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты юмористического жанра;
- рассмотреть особенности юмора в произведениях А.П. Чехова и Е. Гришковца.
1. Теоретические аспекты юмористического жанра
1.1. Анализ литературы по теме
Этимология слова "сатира" происходит от латинского. "Сатиры" были сказочными существами, которые, помимо пьянства и разврата, имели характер издеваться над чем-либо. Если обратиться к филологии, то слово "сатура" означало у простолюдинов блюдо из солянки, подразумевая тем самым смесь различных количеств. В литературе сатира отличалась обилием описаний и разнообразием фактов, что было наглядно представлено, если начать сравнивать с популярным в то время лирическим жанром. Среди главных фигур того периода сатира дала лучшие образцы произведений в лице Горация, Персия и Ювенала [10].
Комедия всегда лежала в основе сатиры, и это не менялось даже от жанра к жанру. Таким образом, смех во все времена имел очень большой потенциал социальных сетей "...Во всей морали нет лекарства более реального, более сильного, чем демонстрация смешного ".
Слово юмор происходит от латыни, где считалось, что "юмор" - это жидкость, представляющая четыре телесных темперамента. Впервые это слово было выведено в его литературе Б. Джонсоном, который в 16 веке создал комедии "Каждый со своей прихотью" и "Каждый вне своей прихоти". Позже, в своей работе "О различии между остроумным, смешным, эксцентричным и юмористическим", С. Т. Кольридж процитировал первое в отношении "жидкостей". Результатом и главным лейтмотивом статьи стала попытка сформулировать термин "юмор" в новом значении. Итак, юмор в С. Т. Теория теории Кольриджа-это "необычная связь мыслей или образов, производящая эффект неожиданности и тем самым доставляющая удовольствие". Теоретики предлагают и другие различные попытки классифицировать разнообразные явления юмора. Есть три типа юмора — юмор настроения, юмор образа, юмор характера; есть также три его степени:
1) Позитивный юмор (или оптимистический юмор в узком смысле),
2) Юмор негативный, сатирический и, наконец,,
3) Юмор примирен, преодолен голым отрицанием, ироничен. Юмористическое отношение к себе или к миру поначалу оптимистично: человек замечает все незначительное, неразумное и малое сознательно, смеется над этим, сохраняя душевное спокойствие; неразумное в отдельных явлениях не поколебало его веры в великое и разумное. Это отношение сменяется негодованием: негативные явления преподносятся как победоносный противник "идеи" в чистом виде; "идея" сохраняет свое господство в мышлении наблюдателя, срывает маску с ничтожного и предстает во всей своей полноте и незыблемости. Отрицательные явления кажутся незначительными на этой высоте и вызывают одну иронию, которая, будучи сама по себе сочетанием острых противоположностей, часто является выражением юмора. Эти три стадии также отличаются объективным юмором. Отличный дар неподдельного юмора - удел немногих писателей. Одного таланта здесь недостаточно; надо быть широким, не впадая в безразличие; надо быть снисходительным и добрым, умеющим презирать и ненавидеть; нужно сочетать с естественностью остроумия чуткий такт и чувство меры; необходимо уметь сочетать реализм и идеализм, лавируя между исключительным натурализмом грубой правды и болезненной нереальностью романтиков.
1.2. Юмор как особый вид комического
Что касается юмора, то он так же, как уже было отмечено выше, представляет собой «особый вид комического; отношение сознания к объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью» [10]. В переводе с английского слово юмор означает настроение, нрав, склонность.
Назначение юмора состоит в том, чтобы раскрыть в ничтожном возвышенное, в безумном – мудрость, в своенравных странностях – подлинную природу вещей, в смешном – грустное, говоря словами Н.В. Гоголя, «сквозь видный миру смех…незримые ему слезы».
В зависимости от уровня культуры и эмоциональной тональности юмор может быть жестоким, добродушным, дружеским, грубым, тонким, трогательным, печальным и т.п. Юмор способен воплощаться в любых формах и тональностях, в том числе соответствующих настроению эпохи, ее
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
3. Абрамян Л.А. Смех как продукт и движущая сила праздника//Смех: истоки и функции/Под ред. Г.А. Козинцева. – СПб.: Наука, 2002. – С.62-74.
4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. 2 изд. – М.: Худож лит., 1990. – 543 с.
5. Бергсон А. Смех.- М.: Наука, 1992. – 214 с.
6. Бердников Г. Заметки о поэтике прозы Чехова и его художественном методе//Звезда. - 1976.- № 7.- С.185-207.
7. Бердников Г. Социальное и общечеловеческое в творчестве Чехова//Вопросы литературы. – 1982. - № 1. – С.124-151.
8. Бердников Г.П. Чехов. Идейные и творческие искания. - Л.: Худож. лит., 1970. - 591 с.
9. Берковский Н. Чехов – повествователь и драматург//О русской литературе. – Л.: Худож. лит., 1985. – С.215-339.
10. Борев Ю.Б. Комическое. - М.: Наука, 1970. – 312 с.
11. Вулис А.З. Метаморфозы комического .-М.: Наука, 1976. – 324 с.
12. Гегель Г. Эстетика. – М.: Искусство, 1969. – Т.2. – 612 с.
13. Гейзер И.М. Чехов и медицина. – М.: Медгиз, 1954. – 140 с.
14. Голубков В.В. Мастерство А.П. Чехова.- М.: Учпедгиз, 1958. – 199 с.
15. Горнфельд А. Чеховские финалы//Нева.- 2009. - № 12. - С.256-274.
16. Гурвич И.А. Проза Чехова. Человек и действительность. - М.: Худож. лит., 1970. – 183 с.
17. Дерман А.Б. О мастерстве Чехова. - М.: Сов. писатель, 1959. - 208 с.
18. Евсеев Д. «Писать игриво и легко...» Чехов/ аноним: забытые и разысканные заметки//Октябрь. - 2010. - № 1. - С.153-160.
19. Ермилов В.А. А.П. Чехов. – М.: Советский писатель, 1959. – 495 с.
20. Звиняцковский В.Я. Символизм или модерн?//Чеховиана. Чехов в культуре ХХ века. – М.: Инфра, 1993. – С.49-54.
21. Зощенко М. О комическом в произведениях Чехова//Вопросы литературы. - 1967.- № 2. - С.150-155.
22. Ильюхина Т. «Запах счастья» у Чехова//Нева, 2010. - № 1. - С.204-207.
23. Камянов В. Счет времени: о художественном мире Чехова//Октябрь. – 1982. - № 2. – С.188-194.
24. Камянов В.И. Время против безвременья: Чехов и современность.- М.: Сов. писатель, 1989. – 380 с.
25. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. - М.: Изд-во МГУ, 1979. – 327 с.
26. Курганов Е. Анекдот как жанр. - СПБ.: Академический проспект, 1997.- 216 с.
27. Лессинг Гамбургская драматургия//Собр. соч. – М., 1904. – Т.У. – С.76.
28.Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л.: Наука, 1984. – 295 с.
29. Миронов Д. Описания отсутствий. К истокам творчества А.П. Чехова//Нева. - 2009. - № 1. - С.180-190.
30. Морозова А.М. Жанровая специфика юмористического дискурса// Вестник Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2013.- № 6. - С.74-79.
31. Паперный З. А.П. Чехов. - М., 1960. – 301 с.
32. Паперный З. Смех Чехова//Новый мир. - 1964.- № 7.- С. 224-232.
33. Полоцкая Э.А. Чехов: движение художественной мысли. - М.: Сов. писатель, 1979. – 340 с.
34. Сазонова В.А. Антитеза как стилистический прием в прозе А.П. Чехова 1890-х гг.//Вестник Красноярск. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2010. - № 3. – С.156-159.
35. Сёмкин А. Почему Сергею Довлатову хотелось быть похожим на Чехова//Нева. - 2009.- № 12. - С.147-159.
36. Сопротивление и смех. Юмор и сатира в русской литературе ХХ-ХХI вв. - Сборник статей. - М., 2001.
37. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 184 с.
38. Тиме Г.А. Чехов и комический «малый жанр» в драматургии 1880-х- начало 1890-х годов//Русская литература. - 1980.- № 1. - С.150-159.
39. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1999. – 518 с.
40. Химич В.В. О художественной системе А.П. Чехова//Филологический класс. – 2004. - № 3. – С.32-37.
41. Чехов А.П. Письмо Лаврову М.В. 1 ноября 1896. Мелихово//Полн. собр. соч. в 30 т. – Т.6. – М.: Наука, 1978. – С.208-209