Фрагмент для ознакомления
2
Феномен двойственности, изначально заложенный в менталитете русской культуры и проявляющийся в дуализме, наиболее обостряется на ключевых этапах культурно-исторического развития. Одним из таких переломных этапов в развитии России является период с XIX по XX век. Вся русская культура этого периода представляет собой грандиозный социокультурный перекресток, точнее, культурно-исторический перекресток. На этом этапе культурно-исторического развития вопрос о двойственности вновь становится актуальным. Это связано с тем, что Россия находится на очередном переломе своего развития, что незамедлительно отражается на художественном сознании этого периода.
Можно сказать, что в современной культуре вновь обостряется вечная проблема человека – проблема самоидентификации. В связи с чем, мы считаем, что изучение феномена двойничества полезно и уместно для понимания закономерностей сегодняшнего культурного сознания.
Существует исследования теоретического обоснования феномена двойничества. К таким исследованиям относятся работы М.М. Бахтина. Интересна с точки зрения данного аспекта работа В.Л. Махлина «К проблеме двойничества (прозаика и поэта)».
В.Л. Махлин анализирует проблему двойника с двух точек зрения: с антропологической, культурологической, с одной стороны, и художественной закрепленности в произведении – с другой. Опираясь на основанную М.М. Бахтиным концепцию «Другого», В.Л. Махлин говорит, что феноменологически и антропологически, Двойник – это такой “другой”, который в то же время и я сам, и наоборот: это такое «я», которое само собой же не совпадает, встречаясь в какой-то момент с собой как «другим» вне себя. Двойник – это узнаваемый образ себя самого, образ, который с собою никогда полностью не совпадает, как личина не совпадает с лицом . К наиболее занимательным литературоведческим исследованиям двойничества можно отнести работу П.К. Суздалева, который разбирает данную проблему на материале творчества М.Ю. Лермонтова и М. Врубеля, в попытке провести сравнительный анализ литературных и художественных произведений.
Также значительный интерес вызывают сочинения Ю.В. Манна, С.Г. Бочарова, которые посвящены анализу творчества Н.В. Гоголя. Ю. Манн в своей работе «Поэтика Гоголя» рассматривает и классифицирует виды и характер гоголевской фантастики, отмечая его своеобразную концепцию двоемирия, заимствованную из романтизма, но имеющую свои особенности. С.Г. Бочаров рассматривает на конкретных примерах, как феномен двойничества преломлялся в Н.В. Гоголя.
Объект исследования – концепция «Двойничества» Ф.М. Достоевского.
Предмет исследования – особенности влияния М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя на концепцию Ф.М. Достоевского.
Цель данного исследования – рассмотреть влияние М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя на концепцию "Двойничества" Ф. М. Достоевского.
Данная цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть особенности идеи «Двойничества» в творчестве М.Ю. Лермонтова;
- рассмотреть особенности идеи «Двойничества» в творчестве Н.В. Гоголя;
-рассмотреть процесс формирования концепции «Двойничества» в творчестве Ф.М. Достоевского.
Методы исследования: анализ и обобщение на основе материалов научных и научно-публицистических источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания истории русской литературы для студентов вузов филологического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ИДЕЯ «ДВОЙНИКА» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА И Н.В. ГОГОЛЯ
1.1. Влияние творчества М.Ю. Лермонтова на концепцию «двойничества»
В рамках исследования целесообразно рассмотреть как феномен двойничества отразился в творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и как был отражен в произведениях Ф.М. Достоевского.
В первую очередь, мы обратимся к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. По мысли П.К. Суздалева, «Лермонтов, как и романтики, стремится к возвышенному, величаво-прекрасному, но не находит этого в окружающей его жизни, действительности.
Таким образом, его творчество можно расценивать трагическим в своей сущности. И эта трагедия, которая запечатлена в его творчестве является деформацией романтической идеи дихотомии. Трагическое мироощущение поэта, его отрешенность от реального повседневного мира, по мнению П.К. Суздалева, выражается в образе дьявола - "главного и важнейшего объекта поэта".
Так, по мысли исследователя: "главный образ поэтического и философского мира Лермонтова, воплощение его творческого самосознания". Дьявол в произведениях Лермонтова, бесспорно, является символическим образом, который выражает идею двойственности, он содержит свою романтическую ветвь и в то же время представляет собой своеобразный символ мятущейся души поэта .
По мысли многих исследователей, образ дьявола у Лермонтова прямо или косвенно возникает во всех его поэмах, пьесах, многих лирических стихотворениях и даже в стихах самого поэта. Отметим, что не только в стихах, но и в прозе.
Как утверждает П.К. Суздалев, первое приближение Лермонтова к таинственному, влекущему к себе Духу можно изобличить в раннем стихотворении поэта 1829 года «Мой демон». Содержание образа здесь во многом напоминает пушкинского, а точнее традиционно романтического Демона – «собранье зол его стихия…», вместе с тем первый Демон несет в себе лермонтовскую романтическую раздвоенность. «Он любит бури роковые» и в то же время бездействует:
«Меж листьев желтых облетевших
Стоит его недвижный трон.
На нем, средь ветров онемевших
Сидит уныл и мрачен он».
Из других лирических стихотворений Лермонтова того же года – «Монолог», «Молитва» становятся понятными бездейственность, мрачность, уныние лермонтовского Демона – они являются выражением мироощущения юного поэта:
«Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете,
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем».
От осознания своего бессилия и ненужности душа поэта тоскует и омрачается злобой, жизнь становится горькой. Если талант и любовь - божественный дар, то отчего же бог устроил жизнь людей так, что этот дар «мы употребить не можем?» Значит, талант – дар не божественного, а другого происхождения – дар демона, царя познания и свободы. Лермонтов чувствует
это и в «Молитве» просит, чтобы Бог лишил его поэтического таланта:
«За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь».
Как уже было сказано, образ Демона, который был воплощен в различных демонических героях, пробирает все творческое наследие Лермонтова. Его демоническим героям свойственна двойственность сознания, что, по мысли Т. Недосекиной, «обусловлено их конфликтом с миром, с окружающей действительностью. Демонические герои Лермонтова воплощают идею крайнего индивидуалистического бунтарства. Они противостоят злу злом, они враждебны всему миру и являются активными врагами человечества и мирового порядка в целом. Они - носители зла, разрушительное начало и в то же время высокие герои. Их противостояние Богу и миру основано не только на личных обидах .
В его основе лежит идея несправедливости, она же является основой всего творения. Они скорбят не только о себе, но и о мире в целом. Они мстят не отдельному преступнику, а всему сущему. Они мстят демонически. Депрессия, душевное истощение и разочарование, отрицание мира, и сосредоточенность на себе, выражены очень ярко.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова М., Большухин Л. Двойничество в контексте «пушкинского мифа» Гоголя. – 2015.
2. Багаева Э. В. Типология двойничества в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» //Молодые ученые в решении актуальных проблем науки. – 2021. – С. 233.
3. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.
4. Бондал И. В., Сомова Е. В. Феномен двойничества в отечественной и западной словесности как художественная реализация национальных ментальных кодов (романы ФМ Достоевского «Братья Карамазовы» и Г. Гессе «Степной волк») //Актуальные вопросы современной филологии: теория, практика, перспективы развития. – 2023. – С. 216-220.
5. Боровски М. Мотив двойничества в творчестве Ф.М. Достоевского //Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – 2018. – С. 149-154.
6. Бузуртанова Х. С., Точиева Х. Ш. Двойничество в творчестве ФМ Достоевского //Интернаука. – 2018. – №. 24-3. – С. 7-8.
7. Веретенникова О. А. В.С. Маканин и Ф.М. Достоевский: проблема двойничества в романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» //Творчество ФМ Достоевского в непрошедшем времени России. – 2021. – С. 102-108.
8. Гоголь Н.В. Повести. – М. : Олимп, 1993
9. Гусев В. Г. Особенности организации системы персонажей в романе ФМ Достоевского" Братья Карамазовы" //Первые научные штудии. – 2018. – С. 69-76.
10. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. - Москва, 1979.
11. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., «Наука», 1991. Том 9-10
12. Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / Сост. Г.К. Щенников, А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников; ЧелГУ. — Челябинск: Металл, 1997. — 272 с
13. Евлампиев И.И. Миф о человеке в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазова» // Вопр. философии. 2008. № 11
14. Евлампиев И. И. Повесть «Двойник» и метафизика «Двойничества» в творчестве Ф. Достоевского //Соловьевские исследования. – 2010. – №. 2. – С. 4-17.
15. Ермаков И.Д. Двойственность. Глава из неопубликованной работы «Ф.М. Достоевский. Он и его время» // Советская библиография 1990 №6.- С.100- 110
16. Забелин П.Т. Двойственная природа человека («Записки из подполья»)// Достоевский в культурном контексте XX века.- Омск: Издательство ОМГПУ, 1985.-С. 97-101
17. Захаров В. H. Библейский архетип «Двойника» Достоевского //Проблемы исторической поэтики. – 1990. – №. 1. – С. 100-104.
18. Замараев Е. А. Поэма М.Ю. Лермонтова" Демон" В свете проблемы двойничества //Гуманитарная парадигма. – 2020. – №. 1 (12). – С. 124-136.
19. Злочевская А.В. К проблеме «самостоятельности» героя в художественном мире Достоевского // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология 1980 №2.- С. 23-33
20. Даренский В. Ю. Символика двойника как исток метафизики личности у ФМ Достоевского //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2020. – Т. 30. – №. 6. – С. 1061-1071.
21. Канарская Е. И. Концепция двойничества в произведениях НВ Коляды (на материале" гоголевских" пьес) //Stephanos. – 2018. – №. 5. – С. 139-145.
22. Кенозерова О. В. Мотив двойничества в ранних произведениях ФМ Достоевского //Традиции и инновации в образовании. – 2019. – С. 69-75.
23. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры.- М.: Аспект Пресс, 1997
24. Латынина А.Н. Экзистенциальная концепция человека и проблема отношения личности и общества у Достоевского //Вестник Московского Университета 1979 №2.- С. 67-77
25. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.-М.: Художественная литература, 1988.-С.55- 125
26. Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя.-Л.: Худ. литература, 1989.-С.72-103
27. Махлин В.А. К проблеме двойника (прозаика и поэма) // Философия М.М. Бахтина и этика современного мира.-Саранск, 1992.-С.88-100
28. Морозова А. Р. о генезисе феномена двойничества в творчестве ФМ.Достоевского //Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде. – 2018. – С. 228-233.
29. Недосекина Т.В. Трактовка демонической темы в поэмах Лермонтова //Научные доклады высшей школы. 1980 №6.-С.72-75
30. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19-начала 20 века.-М.: Наука, 1993
31. Повх Ю. А. Феномен двойничества в русской прозе 1990-2000-х годов как составляющая петербургского мифа //Альманах современной науки и образования. – 2011. – №. 9. – С. 134-136.
32. Русняк И. Двойники, или философия “Узнавания” в романе Достоевского" Братья Карамазовы” //Problemy suchasnoho literaturoznavstva. – 2002. – Т. 11. – С. 111.
33. Сарычева Е. Д. Тема двойничества в произведениях Р.Л. Стивенсона и Ф.М. Достоевского //Слово. Словесность. Словесник. – 2016. – С. 152-154.
34. Сюй Т., Федосеева Т. В. " Герой нашего Времени" М.Ю. Лермонтова в свете теории полифонического романа М.М. Бахтина //Слово. Словесность. Словесник. – 2016. – С. 158-161.
35. Уразаева К. Б. Личная воля и выбор Голядкина как концепция свободы в повести Ф.Достоевского" двойник"(к вопросу о двойничестве как национальной мифологеме в русской культуре) //Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в финно-угорской аудитории. – 2014. – С. 269-279.