Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Настоящий этап развития спорта высших достижений характеризуется, в первую очередь, исключительно высокой напряжённостью соревновательной борьбы, связанной с выравниванием спортивных достижений участников крупнейших состязаний. Это явление значительно повысило требования к качеству, стабильности и надёжности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частных и ответственных международных стартов [1,11,17,20].
Необходимо заметить, что сегодня «элитные» спортсмены во многих видах спорта достигли столь высокого уровня специальной подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. В этой связи существенный научный и практический интерес представляет постановка задач поиска наиболее эффективных форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе конструирования рациональных схем соревновательной деятельности [5,8,12,18,20].
Управление подготовкой квалифицированного спортсмена требует привлечения более широкой по своему содержанию сумм знаний о специфике деятельности организма в экстремальных условиях состязаний с равным соперником, возможных тенденциях и путях достижения максимального результата [2,15,19,20].
Подобные знания должны быть систематизированы с учётом совокупности научных представлений, освещающих воздействие различных тренирующих факторов на личность и организм спортсмена, а также с учетом специфики избранного вида спорта (хоккея). Таким образом, выдвижение и решение задач совершенствования, как отдельных сторон сложившейся системы спортивной подготовки, так и её в целом требует, в первую очередь, накопления и анализа специалистами всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса и о специфике соревновательной деятельности [13,20].
Следует заметить, что в поле зрения исследователей этого феномена должны находиться, наравне с общими, глобальными явлениями, частные закономерности протекания тех или иных специализированных процессов, свойственных хоккею как отдельному виду спорта.
Гипотеза исследования. В основу исследования было положено предположение о том, что для успешной организации тренировочного процесса необходимо проводить анализ специальной физической подготовки спортсменов на различных этапах, в том числе, на этапе соревновательной деятельности.
Объект исследования – специальная физическая подготовка хоккеистов.
Предмет исследования – особенности специальной физической подготовки хоккеистов.
Цель работы: провести анализ специальной физической подготовки хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
2. Выделить специфические черты и качества, характеризующие соревновательную деятельность как специфический вид деятельности.
3. Охарактеризовать специфику соревновательных нагрузок.
4. Рассмотреть особенности специальной физической подготовки хоккеистов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей специальной физической подготовки хоккеистов в соревновательный период
1.1. Соревнования как неотъемлемая часть спорта
Психология спорта является отраслью психологии и изучает особенности психической деятельности в спорте. Более подробный взгляд на предмет данной области науки позволяет определить, что спортивная психология изучает психологические проявления в спортивной деятельности, а также личностные особенности спортсменов.
Психологические состояния в спорте являются важным аспектом спортивной психологии. Данные состояния детерминируют состояние спортсменов, отражая комплекс его переживаний. Если психическое состояние является довольно продолжительным, то это оказывает влияние и на личность спортсмена [1].
Существует классификация психических состояний спортсмена. При подготовке спортсменов, тренеру стоит учитывать психические состояния спортсмена не только во время соревнований, но и до, и после них. Рассматривая предстартовые психические состояния, можно выделить [6]:
- «Стартовая лихорадка» - проявляется в сильном волнении спортсмена, в возбуждении без видимой на то причины, некоторой неустойчивостью. Физиологически – учащается пульс, дыхание, спортсмен может сильно потеть, конечности могут холодеть и т.д.
- «Стартовая апатия» - проявляется в сонливом состоянии, вялости. Зачастую, через некоторое время данное состояние проходит и спортсмен готов к соревнованиям.
- «Боевая готовность» - самое оптимальное предстартовое состояние, когда спортсмен максимально сосредоточен на соревновательном процессе.
Соревновательная деятельность предполагает демонстрирование и оценивание способностей спортсмена. Соревнование, безусловно, влияет на организм спортсмена. В процессе соревнования спортсмен старается показать максимум своих возможностей, своей подготовки. Также, помимо физического, происходит и психологическое напряжение, связанное с самой ситуацией соревнования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абзалов Р.А., Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности // Теор. и практ. физ. культ. - 2015. - №8. - С.24-26.
2. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.: Химия, 2013. – 120 с.
3. Беренштейн Г.Ф., Полевой Д.А., Нурбаева М.Н. К методике оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов // Теор. и практ. физ. культ. - 2015. - №11. - С.29-30.
4. Беркович Е.М. Энергетический обмен в норме и патологии. - М.: Медицина, 2017. -253 с.
5. Вовк С.И. Особенности долговременной динамики тренированности // Теор. и практ. физ. культ. - 2016. - №2. - С.28-31.
6. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2015. – 310 с.
7. Давыдова Е.К. Движение как сигнал. - М.: Наука, 2019. - 91 с.
8. Дильман В.М. Большие биологические часы. - М.: Знание, 2015. - 208 с.
9. Друзь В.А. Спортивная тренировка и организм. - Киев: Здоров'я, 2014. - 128 с.
10. Емельянов И.П. Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. - Новосибирск: Наука, 2015. -170 с.
11. Жбанков О.В., Царегородцева Л.Д. Технология комплексного тестирования - инструмент формирования информационного пространства процесса физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ.- 2014.- №5.-С.17-20.
12. Иванов К.П. Основы энергетики организма. -Л.: Наука, 2017. - 307 с.
13. Коц Н.М. Спортивная физиология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.:ФиС, 2017. - 240 с.
14. Лихницкая И.И. Что нужно знать о возрастных и физиологических резервах организма. - Л.: Знание, 2016. - 32 с.
15. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. -Киев: Здоров'я, 2015. - 265 с.
16. Никитюк Б.А., Талько В.И. Адаптация компонентов сердечно-сосудистой системы к дозированным двигательным нагрузкам // Теор. и практ. физ. культ. - 2016. - №1.-С.23-27.
17. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка // Теор. и практ. физ. культ. - 2015. - №1. - С.12-17.
18. Сашенков С.Л., Исаев А.П., Волчегорский И.А. и др. Проблемы и критерии адаптации спортсменов к экстремальным физическим нагрузкам в динамике тренировочно-соревновательного цикла подготовки // Теор. и практ. физ. культ.- 2015. - №10. - С.14-17.
19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. // Учебник для высших учебных заведений физической культуры. - М.:Терра-спорт, 2015. – 240 с.
20. Физиология человека. В 4-х т.: Пер. с англ. /Под ред. Р.Шмидта, Г.Тевса. -М.:ФиС, 2016. – 245 с.