Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В таможенном деле цели логистики непосредственно связаны с гос-ударственным регулированием внешнеторговой деятельности, т.е. пере-мещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Сущность логистического подхода к управлению внешнеторговыми потоковыми процессами заключается в создании системы таможеннота-рифного и нетарифного регулирования, обеспечивающей минимизацию временных и финансовых затрат на прохождение товарными потоками та-моженных границ сопредельных государств и позволяющей согласовать интересы всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Актуаль-ность выбранной темы не вызывает сомнений, т.к. таможенная логистика направлена на повышение эффективности таможенного администрирова-ния и создание благоприятных условий для участников ВЭД за счет по-вышения качества предоставляемых услуг. В результате этого будут обес-печены всемирное развитие торговли, ускорение товарооборота и свое-временное, полное наполнение доходной части федерального бюджета РФ.
Глава 1. Сущность таможенной логистики
1.1 Специфика таможенно-логистической деятельности
Логистика как наука объединила в себе исследования операций, маркетинг, менеджмент и многое наук. На сегодня существует множество направлений развития логистики, которые приобретают самостоятель-ность и развиваются. Но при этом не следует забывать, что исходя из клас-сического определения, логистика наука о планировании, контроле и управление транспортировкой, складированием и другими материальны-ми и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей ин-формации.
Объектом логистического управления является материальный по-ток. Существует три вида логистики, выделившихся из ее базовых функ-ций: логистика снабжения, производства, сбыта (распределения).
Отраслевое распределение говорит о существовании еще и таких видов: транспортная, таможенная, информационная, логистика запасов - эти виды логистики могут быть и есть, по сути, составной частью каждого из трех видов логистики.
Если прислушиваться к западным экспертам, количество видов ло-гистики можно было продолжить. Кажется, что владение такими понятия-ми имеет не только чисто терминологическое значение. Это отражено в расширении сферы логистики, создании соответствующих новых органи-зационных структур для управления фирмами, специальных подразделе-ниях по управлению перемещением товаров на складах предприятия, мар-кетингу и распределению материалов при продаже готовой продукции. Поэтому было бы правильнее говорить не о типах логистики, а о ее функ-циональных областях.
Международная логистика (логистика внешнеторговых операций)- это планирование, организация, контроль и регулирование потока мате-риальных, финансовых, информационных и других потоков, пересекаю-щих национальные границы, от места их происхождения до конечного пользователя во времени и пространстве.
Таможенная логистика представляет собой ряд мероприятий, ос-новная задача которых заключается в решении различных вопросов, свя-занных с организацией и документированием поставок товаров между странами. В структуру таможенной логистики входит проверка товаров на предмет соответствия декларации, проведение полетов, подготовка всех необходимых документов и многое другое. В целом все методы и средства таможенной логистики направлены на оптимизацию внешнеэкономической деятельности.
1.2 Основные проблемы и особенности российской логистики
В России обстановка в сфере логистики не самая благоприятная. Это обуславливается климатическими условиями, большими расстояния-ми, состоянием дорожного покрытия и техническими возможностями транспорта.
В мировом рейтинге эффективности системы логистики Россия за-нимает позицию 90+ из 155.
Транспортные расходы в РФ сильно превышают показатели в сред-нем по миру и составляют около 20% ВВП, это, в первую очередь, связано со спецификой действий РФ на международном рынке в качестве одного из крупнейших поставщиков сырья, а также территориальными размерами.
Россия имеет ряд проблем в сфере логистики:
высокий уровень цен на складские и разгрузо-погрузочные услуги;
скрытый характер многих затрат;
неисполнительность сторон договора;
нестабильная обстановка на рынке и неэффективное сбытовое пла-нирование;
плохая развитость транспортной инфраструктуры, ограничиваю-щая экономический рост до предела 4% в год, в лучшем случае;
ограниченное количество поставщиков;
дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, ошибочные логистические модели;
сложные природные условия в большей части регионов.
В связи с кризисом, многие системы логистики сокращаются, что приводит к снижению рентабельности множества отраслей экономики страны. Однако, в условиях снижения конкуренции остаются более «креп-кие» фирмы, способные поддержать соответствующий уровень предостав-ляемых логистических услуг и занять освобождающиеся ниши на рынке.
Процесс логистического управления включает в себя различные со-ставные части, обеспечивающие оптимальные результаты работы данной системы. Исходя из этого, можно выделить несколько видов логистики.
Глава 2. Развитие рынка таможенных услуг по хранению
товаров в таможенных целях
2.1 Понятие таможенного склада
Вступление во Всемирную торговую организацию и интеграция Российской Федерации в мировое хозяйство формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности [1, с. 355]. В практике взаи-модействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов посредническую деятельность осуществляют организации, оказы-вающие услуги по хранению товаров в таможенных целях.
К числу таких целей относятся:
отсутствие необходимых сведений на стадии таможенного оформления товаров;
недостоверное декларирование при определении классифика-ционного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС страны происхождения товара, несоответствие веса товара, указанного в товарной документации, и фак-тического веса;
срабатывание профилей риска при выборочном таможенном контроле;
экономические предпосылки, связанные с возможностью при-менения льгот по уплате таможенных платежей с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного склада.
К числу организаций, оказывающих данные услуги участникам внешнеэкономической деятельности, относятся владельцы таможенных складов и владельцы складов временного хранения.
На начало 2016 г. в регионе деятельности Приволжского таможен-ного управления функционируют 113 складов временного хранения, 17 таможенных складов, в том числе 6 открытого типа, 11 закрытого типа.
Склад временного хранения хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска та-моженным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным зако-нодательством Таможенного союза.
Для помещения товаров на временное хранение перевозчик либо иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, представ-ляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправите-ле (получателе) товаров, стране их отправления (назначения). Такие доку-менты могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.
1.2 Роль складов временного хранения в таможенной логистике
Таможенная логистика возникает и имеет место быть там, где фор-мируются массовые макрологистические системы внешнеторгового
оборота, то есть когда таможенные органы становятся звеньями ло-гистической цепи.
В условиях интеграции мировой экономики и глобализации бизнеса предъявляются новые требования к таможенному делу, которые заключа-ются в том, что таможенная служба обязана помогать развитию внешне-экономической деятельности. В передовых условиях развития мировой экономики, задача, стоящая перед таможенными службами всего мира, за-ключается в упрощении таможенного администрирования при неоспори-мом обеспечении соблюдения таможенного законодательства.
Таможенная логистика - это новейшее прикладное направление ло-гистики, которое соединяет две различные, но взаимосвязанные сферы де-ятельности логистическую и таможенную.
Логистическая деятельность определяет основы интегрированного управления внешнеторговым процессом в мировой торговле, а таможен-ная деятельность ставит перед собой задачу обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации мирового хозяйства.
Таможенная логистика тесно взаимосвязана со складами, которые являются основой для таможен. Особое место выделяют складам времен-ного хранения.
В процессе осуществления таможенных операций нередко возникает необходимость в хранении товаров, которые находятся под таможенным контролем.
Данный факт можно объяснить тем, что сбор и подготовка докумен-тов, а также получения разрешительных документов требует определенно-го затрачиваемого времени.
В соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Евразийского эконо-мического союза [1, ст. 98] (далее ТК ЕАЭС) под временным хранением товаров понимается «хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разре-шения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС, или если иностранные товары хранятся в местах движения товаров через таможенную границу ЕАЭС, или же до дня использования изъятия или же ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе произ-водства по уголовному делу или по делу об административном правона-рушении (ведения административного процесса)».
Заключение
Таможенная логистика возникает там и тогда, где и когда форми-руются глобальные логистические цепи внешнеторгового оборота, т.е. ко-гда таможенные органы становятся звеньями подобных логистических це-пей. По мере того как предметом логистики как науки и практики управле-ния экономическими потоками становятся не только материальные потоки отдельно взятого предприятия, но и экономические потоки совокупности предприятий, региональные экономические потоки, а затем и потоки меж-государственного обмена, таможенная логистика становится востребован-ной хозяйственной практикой.