Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивается с необходимостью публично высказывать свое мнение.
Особенно это касается тех, кто в своей сфере деятельности занимает руководящие должности любого уровня, а также других общественно-активных личностей, которые выражают свои мысли публично. Обычно отношение к таким людям со стороны подчиненных и окружения формируется из образа, что создан во время их публичных выступлений.
Современное информационное общество требует от человека, а тем более специалиста, деятельность которого протекает в звене взаимодействия «человек–человек», умение воспринимать, обрабатывать и передавать большие объемы информации, умение вести эффективную коммуникацию, выражать свои мысли, доносить их до аудитории, убедительно говорить как с одним собеседником, так и десятками, сотнями, умение выступать перед публикой.
Глава 1 Публичная речь как форма деловой коммуникации
1.1 Сущность и специфика публичной речи
Сознательную жизнь человека можно рассматривать как последовательность и совокупность речей, качественной или некачественной речи, от чего зависит его судьба, а также судьба окружающих людей, следовательно, и всего общества.
Устная речь - это вещание, которое звучит и рассчитано на слуховое восприятие, оно характеризуется специфическими средствами воздействия на аудиторию . В устном общении, кроме вербальных, задействованы невербальные средства.
В устной речи чрезвычайно разносторонне проявляется человеческая сущность – психические особенности, интеллект, мировосприятие, образ мышления, воспитание, способность называть, оценивать, контактировать с другими и влиять на них. Это особый и чрезвычайно сложный вид деятельности человека.
Устное общение делится на публичное и частное. Публичным является вещание, адресованное широкой общественности. Основной разновидностью публичной речи является ораторская речь. Ее изучает наука красноречия - риторика. В последнее время возрастает роль риторики – науки, которую Феофан Прокопович, преподаватель этого курса в Киево-Могилянской академии называл «царицей душ», «княгиней искусств».
История публичной речи достигает античных времен. Основоположником античной риторики является Аристотель, известными ораторами были Цицерон, Демосфен, Перикл. Торжественное красноречие было распространено в культуре Киевской Руси. Свидетельством этого является «Слово о полку Игореве» и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.
Ораторская речь строится в форме монолога, то есть речи человека, обращенного ко многим слушателям, к обществу и рассчитанного на непосредственную реакцию слушателя. Ораторская речь используется в различных сферах общественной, культурной жизни, в политике, науке, образовании.
1.2 Основные жанры устной публичной речи (доклад, лекция, речь, выступление, сообщение)
В зависимости от сферы коммуникации – научной, деловой, информационно-пропагандистской, социально-бытовой, религиозной различают следующие роды и виды профессиональной публичной речи:
1) академическое красноречие (научный доклад, лекция, сообщение);
2) социально-политическое красноречие (доклад, выступление, речь, обзор);
3) дипломатическое красноречие (речь на межгосударственных и международных уровнях);
4) судебное красноречие (речи в суде);
5) социально – бытовое (юбилейная речь, похоронная, застольное слово);
6) церковно-богословское красноречие (проповедь, лекции, речь).
Итак, в зависимости от содержания, назначения, способа провозглашения и обстоятельств общения выделяют такие основные жанры устной публичной речи: доклад, речь, выступление, сообщение, лекция.
Доклад – это одна из самых распространенных форм публичной речи. Доклад может быть политическим, деловым, отчетным, научным.
Политическая доклад – произносится в основном руководителями государства. Он является распространенной формой донесения и разъяснения обществу вопросам внутренней и внешней политики страны. С ним официальные лица выступают на массовых собраниях – съездах, сессиях, международных форумах.
Деловой доклад – изложение информации и путей решения различных отдельных практических вопросов жизни и деятельности определенного коллектива, организации. Своеобразной разновидностью делового доклада можно считать отчетный доклад, в котором делается сообщение не об одном или нескольких участков работы, а про всю деятельность.
Научный доклад – обобщает научную информацию, достижения, открытия или результаты научных исследований. Заслушивается на различных научных собраниях – конференциях, симпозиумах, семинарах. Научный доклад, сделанный на основе критического обзора и изучения ряда публикаций других исследователей, называется рефератом.
Речь - это устное выступление для освещения определенной информации и влияния на ум, чувства и волю слушателей . Она отличается логической стройностью текста, эмоциональной насыщенностью и волевыми импульсами говорящего.
Древнеримская ораторская схема: что, для чего, каким образом – может и сейчас быть определяющей для оратора. Следовательно, учитывая вид речи, оратор должен изменять и характер выступления, и средства, которыми будет оперировать во время ее произнесения. С речью выступают на митингах, массовых собраниях в честь известного события, юбилея и тому подобное.
Выступление – это участие в обсуждении какой-то проблемы. К выступлению трудно подготовиться заранее, ибо все зависит от ситуации, которая связана с развитием дискуссии. Как правило, оратор делает его коротким, фрагментарным, где касается нескольких проблем, освещенных в докладе, и оформляет свое выступление не как единое целое, а как набор реплик. Полемичность, критическое направление, лаконизм – характерные черты выступления. Оно не имеет самостоятельного значения, вот почему понять его можно лишь в связи с обсуждаемой проблемой.
Глава 2 Теоретические аспекты изучения сущности публичных выступлений
2.1 Проблема эффективности публичного выступления
Любое публичное выступление должно быть направлено на решение конкретной цели, без которой выступление не может быть эффективным. Конечная цель любого выступления заключается в воздействии на аудиторию в заранее заданном оратором направлении, если она достигнута, то выступление можно считать эффективным.
В то же время необходимо учитывать тот факт, что публичное выступление не является односторонним процессом, другую его сторону составляет аудитория. Понятно, что цели оратора, его намерение, замысел, которые выражены в речи, играют ключевую роль в публичном выступлении. Однако не стоит забывать, что аудитория также имеет заинтересованность в участии в данном риторическом акте. Если слушатель тратит свое время и умственные усилия на то или другое выступление, значит он заинтересован в этом и имеет определенную цель – получить информацию, сформировать мнение – получить удовольствие и т. д. Поэтому более корректно определить эффективность публичного выступления можно как степень реализации своих намерений заинтересованными сторонами этого процесса .
Оценить эффективность речи с позиции оратора значит определить, насколько финальное эмоциональное состояние аудитории и ее отношение к предмету речи совпали с замыслом выступающего. При этом необходимо четко представлять замысел оратора – его тезис и императив. Соответственно степенью принятия аудиторией тезиса выступления будет оцениваться эффективность аргументации речи. Если целью оратора, кроме убеждения в каком-то положении, было побуждение к действию или формированию некоторых намерений, то эффективность речи должна определяться степенью изменения психоэмоционального состояния аудитории в отношении к предмету речи.
Анализ эффективности выступления с точки зрения аудитории заключается в оценке того, насколько выступление данного оратора, идеи, которые им предложены, оказались уместными, насколько выступление соответствовало ожиданиям и потребностям данной аудитории, иными словами, насколько докладчиком были учтены все факторы, которые могут повлиять на контакт с аудиторией.
Эффективность публичного выступления, прежде всего, зависит от уровня подготовки лица, выступающего, то есть от умения целесообразно использовать элементы, которые определяют действенность выступления :
- вербальное и невербальное поведение;
- содержание и форму выступления;
- учет факторов, влияющих на контакт с аудиторией, и обратная связь с ней.
Совершенное владение технологиями выступления – это один из важнейших элементов эффективности речи.
Исследования показывают, что первых 11 секунд выступления достаточно, чтобы слушатели оценили, приятен ли говорящий, компетентен и заслуживает доверия. Впечатления аудитории составляют: на 7 % - слова, на 38 % - тон голоса и интонация, 55 % – язык тела (осанка, мимика, взгляд, жесты) и внешний вид выступающего.
Итак, поведение во время публичного выступления является важным фактором влияния на аудиторию.
Целесообразным также является предварительная критическая самооценка оратором своего внешнего вида с целью заблаговременного устранения сознательных и бессознательных барьеров между ним и слушателями. Стоит потратить время и подобрать наиболее подходящий к мероприятию костюм, чтобы к умственным способностям и наработанным достижениям придать соответствующий внешний вид. В таком случае со стороны выступающего будет предусмотрен тот максимум, который способствует достижению поставленной цели.
2.2 Методика подготовки публичного выступления
Подготовка публичного выступления - залог его успеха. Чем основательнее оно будет, тем оратор будет чувствовать себя увереннее, говорить убедительнее, а выступление станет весомее для слушателей.
Как отмечает А.А. Мирошниченко, «...всякая образованность, есть такое загадочное свойство: чем больше человек знает чужих мыслей, тем более самостоятельным становится его собственное мышление, тем оригинальнее он во взглядах, а значит – интереснее для других» . Поэтому высокий профессиональный уровень преподавателя, офицера, военного руководителя – оратора, компетентность по вопросам, которые он доносит до целевой аудитории, даст ему возможность достичь собственной цели и успеха.
Методика подготовки публичного выступления включает в себя тринадцать этапов, раскрывающих основные шаги, которые должен сделать оратор в обеспечение результативности собственного публичного вещания. Он должен помнить, что слушатели не видят процесса подготовки выступления, но наслаждаются, или наоборот, его результатом.
Оратор не сможет извиниться за свою неподготовленность, другими словами – аудиторию даже не интересует, сколько времени он имел и сколько приложил усилий. Слушатели хотят получить результат, на который надеются, ради которого пришли на выступление и ради которого тратят свое драгоценное время.
Итак, нами были определены следующие этапы подготовки публичного выступления.
Первый этап - определение темы выступления. Выбирая тему выступления, оратор должен учесть такие аспекты: интерес темы для него и аудитории, четкость формулировки, конкретность, нужность этой проблематики слушателям, главная идея речи, «изюминка», которая привлечет внимание, осведомленность оратора, достаточный уровень знаний и умений по тематике выступления.
Существует два варианта, когда тему речи оратор выбирает самостоятельно, или она уже задана, и он может ее конкретизировать. Но интерес слушателя к ней формируется задолго до выхода докладчика и ее озвучивания.
Второй этап – характеристика аудитории (рисование ее портрета). Оратор должен помнить, что во время публичной речи главной является аудитория, а не он. Преподаватель, офицер, военный руководитель выступает для слушателей, а не для себя. Его результат - это результаты слушателей. Для эффективного воздействия на аудиторию и построения продуктивного взаимодействия с ней, достижения цели выступления необходимо определить, на кого оратор будет влиять, с кем общаться, то есть нарисовать его портрет .
Если слушатели собрались в одной аудитории, их что-то объединяет, стоит это выяснить. Оратор должен поставить перед собой минимум два вопроса:
1) Какая аудитория меня ждет?
2) Что эта аудитория знает о предмете выступления?
Если слушатели хорошо осведомлены по теме, то оратору нужно задать третий вопрос: как сделать предмет, хорошо известный аудитории, новым и интересным?
Третий этап - формулировка цели выступления. Цель – это конечный результат, который преподаватель, офицер, военный руководитель стремится достичь во время публичного выступления. Речь без цели является неэффективной, на которую докладчик зря тратит время. Оратору рекомендуем задать перед собой вопрос: какого эффекта он хочет достичь в выступлении? Возможно, произвести впечатление, чтобы слушатели изменили свое поведение, восприняли информацию, выполнили поставленную задачу, купили книгу, записались на курс и тому подобное.
Стоит также конкретизировать, о чем аудитория должна узнать, или что именно должна предпринять, каких действий оратор ждет от нее, почему его дослушают до конца. От этого будет зависеть подбор информации, выбор аргументов, постановка вопросов, ответы на них. Цель должна быть созвучна с темой, раскрывать главную идею речи, соответствовать критериям (позитивная формулировка цели, реалистичность, конкретность, гибкость, экологичность, всеохватность) .
Заключение
В результате исследования выяснено, что как факторы эффективности публичного выступления могут быть рассмотрены особенности личности выступающего, его вербальное и невербальное поведение, форма и содержание его выступления, характер обратной связи с аудиторией. Таким образом, каждый, кто стремится сделать свое выступление эффективным, должен при учете этих факторов систематически работать над собой.
Итак, нужно творчески подходить к подготовке и произнесению речи оратора, полнее и шире использовать свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применять приобретенные риторические навыки и умения.
В результате исследования выяснено, что основной предпосылкой проведения публичного выступления является его подготовка.
Как мы видим, публичное выступление представляет для каждого из нас тысячи возможностей. Преподаватель, офицер, военный руководитель, политический деятель – это человек, который способен менять жизни слушателей, является примером для подражания, лидером для аудитории, образцом нравственности, успешности и собственной эффективности.