Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена несовершенством правового регулирования качества товаров и услуг в Российской Федерации. Согласно статистическим данным, представленным Союзом потребителей РФ, который ежегодно, начиная с 1996 года, проводит опросы граждан о защищенности их потребительских прав, можно констатировать по-прежнему высокий показатель числа жалоб, связанных с ненадлежащим качеством продовольственных и непродовольственных товаров, работ и услуг. В сфере услуг более всего нареканий на низкое качество услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ), медицине. По сравнению с 1996 годом заметно выросло число нарушений при оказании туристских услуг, а также по срокам исполнения работ и услуг, но и заметно улучшилось положение дел с городским транспортом, финансовыми услугами, услугами связи, качеством алкогольных напитков. В полтора раза сократилась доля жалоб на обсчет и обвес. Претензии потребителей к остальным сферам рынка товаров и услуг мало изменились: здесь по-прежнему потребительские права нарушались в среднем у каждого восьмого опрошенного .
Следует отметить, что вопросы качества товаров, работ и услуг, их доступность для потребителей имеют первоочередное значение, которое неоднократно подчеркивалось в программных документах стратегического характера на государственном уровне. Высокое качество и безопасность товаров и услуг, их доступность для потребителей выступает гарантом повышения качества жизни российских граждан одного из стратегических национальных приоритетов. Именно поэтому проблема качества товаров, работ и услуг является предметом исследования многих наук: философской, экономической, товароведческой, технической и др. Задача юридической науки заключается в формировании эффективного правового механизма, обеспечивающего производство и поступление на рынок товаров (работ, услуг) требуемого качества.
Среди ученых, специалистов, занимающихся научными и практическими изысканиями в области качества, некоторых по праву стали считать «гуру» в вопросах качества – это Э. Деминг, А. Фейгенбаум, Дж. Джуран. Среди других зарубежных специалистов в области качества необходимо отметить Уолтера А. Шухарта, Филиппа Б. Кросби, Каору Исикава, Генити Тагути, Дж. Харрингтона. Среди отечественных ученых и специалистов в области качества следует в первую очередь отметить А. В. Гличева, который является автором многих публикаций по проблемам в области качества. Его книга «Основы управления качеством продукции» – одна из самых значительных работ в этой области.
Еще в 1940-1950-х годах в России усиленно разрабатывались статистические методы контроля и анализа качества продукции. В развитие этой области значительный вклад внесли А. М. Длин, А. Я. Боярский, Я. И. Лукомский, Я. Б. Шор и другие.
Доктринальное понятие «качество» было предметом научного исследования различных наук и изучалось многими правоведами-теоретиками, начиная с советского времени, к их числу относятся М.И. Брагинский, М.Б. Емельянова, Б.П. Мезрин, В.М. Огрызков, М.Н. Семякин, В.С. Белых. Современные ученые больше внимания уделяют философскому понимаю качества, к их числу относятся А.В. Маслова, А.В. Гридин и др.
Таким образом, на основе представленной актуальности и степени научной разработанности темы исследования, можно более конкретно сформулировать его объект, предмет, общую цель и задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Объектом данного исследования является механизм правового регулирования качества товаров, услуг. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в указанной сфере, современные научные представления, а также практика применения законодательства в рамках выбранной темы исследования.
Целью исследования является изучение особенностей правового регулирования качества товаров, работ и услуг. В рамках достижения поставленной цели решались следующие задачи: анализ понятия «качество товаров, услуг»; исследование сущности данной правовой категории и ее особенностей; изучение механизма правового регулирования качества товаров и услуг, рассмотрение сущности и значения технического регулирования в механизме правового регулирования качества товаров и услуг.
Методологической основой исследования являются: метод всестороннего, полного и системного анализа действующего законодательства, сравнительно-правовой метод, структурно-функциональный метод, метод ретроспективного анализа, позволяющий извлечь необходимую для исследования информацию из опыта прошлого для эффективного решения поставленных задач в будущем, а также метод обобщения полученной информации.
Данная работа имеет последовательную структуру построения и состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения, списка нормативно-правовых актов и использованной литературы.
1 СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ, УСЛУГ
1.1 Доктринальное понятие качества товаров и услуг
Ученые трактуют качество в различных аспектах - и как функциональное единство существенных свойств предмета, и как множество свойств, органически связанных между собой законом взаимодействия, и как целостную характеристику вещи как системы с определённой структурой . Известно, что качество как понятие относительное имеет два аспекта, таких как: соответствие стандартам или спецификации; соответствие запросам потребителя. Лучшим вариантом, как представляется, является гармонизация этих двух аспектов.
Как философская категория качество отображает существенную определенность вещей. Качественная определенность вещей и различия между ними внешне выражаются с помощью свойств. Ученые в области технических наук также под качеством вещи (предмета) понимают ее свойства . Под свойством в философии понимается то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование . Свойство выражает такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним . «Свойство», согласно Словарю синонимов русского языка, является синонимом «качества». Синонимами «качества» являются также «черта», «штрих», «особенность», «принадлежность», «атрибут» . Таким образом, качество - это, прежде всего, совокупность свойств.
Свойства любой продукции (товаров, услуг) могут быть описаны и выражены в соответствующих показателях. Последние представляют собой количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.
Сами показатели являются субъективной формой объективных (реальных) свойств. В частности, надежность оценивают следующими показателями: наработкой на отказ, вероятностью безотказной работы и др. С практической точки зрения показатели качества зачастую не отражают в должной мере объективные свойства продукции либо определенная их (свойств) часть не получает вообще закрепления в показателях. При рассмотрении показателя качества продукции следует различать: наименование показателя (например, интенсивность отказов); численное значение показателя, которое может применяться в зависимости от различных условий .
Идея оценки соответствия качества продукции требо
Фрагмент для ознакомления
3
Специальная литература
1. Bar-Gill O., Sunstein C.R. Regulation as Delegation // Journal of Legal Analysis. 2015. Vol. 7. N 1. P. 1 - 36.
2. ISO/IEC Guide 2:2004, Standardization and related activities - General vocabulary. URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/standards_development/governance_of_technical_work/standards-and-regulations.htm.
3. Азгальдов Г.Г., Райхман Э.П. О квалиметрии. — М.: Изд-во стандартов, 1973; Азгальдов Г.Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). — М.: Экономика, 1982.
4. Белых B.C. Гражданско-правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг: сб. науч. тр. / отв. ред., сост. к.ю.н. О.А. Герасимов. - Екатеринбург: Бизнес, менеджмент и право, 2007. - С. 40.
5. Белых В.С. Показатель качества машин и оборудования в хозяйственно-договорных обязательствах // Тезисы докладов и сообщений на Всесоюзной научной конференции «Совершенствование законодательства о народном хозяйстве в условиях интенсификации общественного производства» (Москва, 26-28 мая 1987 г.). - М.: Изд-во ВНИИСЗ, 1987. - С. 271.
6. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. С. 14.
7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. - М.: Статут, 2005. - С. 417, 425.
8. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. I. - Л., 1930. - С. 403.
9. Гридин А.В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ и услуг: автореф. дис.… канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С.5.
10. Иоффе О.С. Обязательственное право. - М.: Юрид. лит., 1975. - С. 89;
11. Казанцев М.Ф. Технико-юридические нормы в механизме договорного регулирования хозяйственных связей по поставкам: Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1985. 200 с.
12. Копытов Л.Н. Исследование физико-химических факторов, влияющих на прочность стекла: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 1963. С. 3.
13. Крючкова П.В., Авдашева С.Б. Система технического регулирования в Российской Федерации: формирование, возможное и ожидаемое воздействие на конкуренцию и конкурентоспособность: препринт WP1/2009/04. М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2009. С. 33.
14. Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Управление качеством образования. Монография. – Ташкент: ШАРК, 2004.С. 13.
15. Малько А.В. Правовые средства: Вопросы теории и практики [Текст] / А.В. Малько // Журнал российского права. - 1998. - № 8. С. 66-77.
16. Маслова А.В. Правовые аспекты деятельности по обеспечению качества и безопасности продукции: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 12.
17. Мордовец А.С. Социально - юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина [Текст] / А.С. Мордовец. - М., 1999. С. 75.
18. Предпринимательское право Российской Федерации / отв. ред. Е.П. Губил, П.Г. Лахно. - М.: Юристь, 2004. - С. 21.
19. Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2008. - С. 152.
20. Словарь синонимов русского языка / авт.-сост. М.А. Ситникова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - С. 95.
21. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 1192.
22. Шелищ П.Б., Мясин Е.Б. Права потребителя: как защитить их в конкретных жизненных ситуациях? М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 4. - 176 с.