Фрагмент для ознакомления
2
После завершения «периода троецарствия», то есть после одновременного правления братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых и их опекунши Софии Алексеевны Романовой, царь Петр получил возможность осуществления своих идей по преобразованию Государства Российского. В те времена уже существовала необходимость такого преобразования, потому что Россия была слаборазвитым государством, и новому царю хотелось построить государство высокоразвитое, самодостаточное и процветающее.
Одним из препятствий для такого развития была существующая в то время так называемая «система кормления», когда чиновничеством осуществлялась «государева служба» безвозмездно, и чиновники обеспечивали себя с помощью «мздоимства» с населения подведомственной им территории. Естественно, данные обстоятельства вызывали многочисленные злоупотребления. О том, насколько широко был распространен этот социальный порок, говорит Именной указ «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов».
За различные злоупотребления была предусмотрена ответственность. Например, в апреле 1654 г. принимается Именной указ «О наказании за взятки». Подобный этому принимается Именной указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за них» от 24 декабря 1714 г. Таким образом видно, что борьба с преступностью проводилась достаточно широко, принимались нормативные акты в целях искоренения преступности.
19 марта 1719 г. был издан Именной указ «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут», что говорило о том, что государство не просто пресекало воровство, но и преследовало целью «искоренение» лиц, его совершившее. Видимо, данный порок был распространен достаточно широко в Российском государстве.
Также Сенатский указ от 21 мая 1720 г. «О наказании за взятки и лихоимство» предусматривал ответственность за взятки и различные злоупотребления, Кроме него, ответственность была предусмотрена и в других правовых актах, таких, как «О разных Государственных сборах, о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» от 22 июня 1720 г., и «О рачительном сборе податей и наказании за взятки» от 3 октября 1720 года.
Упорядочивание территории Российского государства произошло в 1708 году – было образовано восемь губерний. Сенат был образован в 1711 году. Система «кормления» подданных, которые состояли на государственной службе, была заменена новой системой выплаты жалованья.
Вот эти перемены в традиционном отечественном укладе и стали условиями возникновения прокуратуры и прокурорского надзора.
Но кроме условий появления прокуратуры, есть еще и предпосылки ее возникновения в Государстве Российском. Эти предпосылки позволяет выявить анализ законодательства, принятого с 1649 г. по 1721 г. Это такие предпосылки, как: надзор за должностными лицами; надзор за старостами; привлечение к суду воевод; надзор за торговыми людьми; наблюдение земскими бургомистрами за исправным взысканием таможенных сборов и питейных сборов; принятие различных запретов; надзор за государственными расходами; привлечение к ответственности губернаторов за учинение медлительности; взыскание за неточное исполнение предписаний; неисполнение губернаторами указов Сената; привлечение к ответственности вредителей государственного интереса; предостережение губернаторов и вице-губернаторов о недопустимости злоупотреблений при сборе налогов; осуществление надзора высшими должностными лицами коллегий.
Рассмотрим несколько подробнее вышеназванные предпосылки создания прокурорского надзора.
О надзоре за должностными лицами говорят такие два именных указа: «О надзоре за Касимовским Царевичем и его людьми, и о воспрещении им иметь какие либо сношения с Магометанами других государств от 11 июля 1651 года, и «О надзоре за высылкою из Тюмени в Касимовскую деревню, на житье, вдовы Рафа Всеволоцкого, с сыном ее и дочерью, бывшею невестою Государя» о 1653 г.
Именной указ «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей проб клейм, о переписке золотых и серебряных лавок, о выборе старост для надзора за торговыми и мастеровыми людьми для клеймения золотых и серебряных вещей, со взятием пошлины» от 13 февраля 1700 года свидетельствует о том, что надзор старост тоже является предпосылкой появления прокурорского надзора.
Именной указ «Об отдаче под суд Воевод за противозаконные поступки и самовольство» от 16 февраля 1700 г. предусматривает наказание для подданного, который грубейшим образом нарушает действующее законодательство во время несения государственной службы.
Именным указом «О наблюдении за торговыми людьми города Самары, чтобы они вина, пороху и других заповедных товаров и беглых людей на Яик не привозили» от 28 февраля 1700 г. вводились меры борьбы против контрабанды и незаконной миграции подданных государства Российского.
«О выборе земских Бурмистров и о наблюдении за исправностью таможенных и питейных сборов» от 39 сентября 1700 г. закрепляет очередную предпосылку появления прокуратуры – «наблюдение земскими бурмистрами за исправностью таможенных и питейных сборов».
К предпосылкам для возникновения прокурорского надзора можно отнести также введение запретов, которые выразились в принятии следующих правовых актов. Это, прежде всего, Манифест «О запрещении всякого чина людям оказывать Малороссийскому народу обиды, оскорбления, укоризны, порицание изменникам и причинять всякие притеснения», который был принят 1 марта 1710 года. Именной Указ «О взыскании с губернаторов штрафа, если они, по тем Сенатским указам, данных им предписаний не исполняют» от 15 февраля 1712 года, также предусматривает тот же самый вид предпосылки. Сюда же относится Сенатский указ «О непритеснении Сибирских мастеровых людей при взятии с них подушного» от 26 октября 1713 года.
Именным Указом «О непродаже крепостных людей по одиночке и неразлучении семейств» от 15 апреля 1721 года запрещено было продавать крепостных крестьян помещика поодиночке «как скотов, чего и во всем свете не видится», а если уж это сделать было невозможно, то предусматривалась продажа «целыми фамилиями или семьями, а не порознь».
Такую предпосылку возникновения прокурорского надзора, как надзор за государственными расходами, представляет собой Сенатский указ от 2 марта 1711 года «Подробные распоряжения во исполнение Высочайших пунктов, состоящих: 1) о свободной торговле, 2) о надзоре за государственными расходами, 3) о сборе денег, 4) о казенных товарах и откупах, 5) об отдаче соли на откуп, 6) о Китайском торге, 7) о Персидском торге.
Такая предпосылка введения прокурорского надзора, как «взыскание с губернаторов за учинение медленности», обнаруживается в Сенатском указе «О подтверждении Губернаторам, что если в сборе достальных рекрутов, лошадей и третных доточных из подьячих и монастырских служек учинится медленность, то наложено будет на них Губернаторов взыскание» от 11 июля 1711 года.
Термин «государственный интерес» и «наказание вредителей государственного интереса» прослеживается в Именном указе «О жалованье разным лицам; об учреждении при Губернаторах и Вице-Губернаторах Ландратского Совета и о наказании вредителей государственного интереса» от 24 апреля 1713 года.
Все перечисленные выше, а также другие предпосылки, имевшие место быть в вышеописанную эпоху, явились первоочередными интересами Государства Российского в обеспечении законности, интересами в исправном функционировании государственного аппарата, и повлекли за собой формирование и дальнейшее развитие прокуратуры Российской Империи.
1.2. Создание и развитие прокуратуры Российской Империи
12 января 1722 года был принят Именной Указ Петра I «Об обязанностях сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал-прокурорам и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и геральд-мейстеру, а в каждой коллегии по прокурору».
Через шесть дней в надворных судах были учреждены должности прокуроров, указом от 18 января 1722 года.
Впоследствии были ликвидированы фискальные органы (в 1729 году), а их функции был переданы прокуратуре.
Однако после смерти Петра I только что образованная прокуратура перестала действовать, в особенности после того, как к власти пришла Анна Ивановна. Все функции прокуратуры были восстановлены лишь в правление императрицы Елизаветы Петровны, и прокуратура была вновь наделена теми же правами, какие она имела при образовании в период Петра I, согласно Указу Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 года. Тогда прокуратура была сформирована как орган, призванный осуществлять прокурорский надзор.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации»
3. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»
4. Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О прокуратуре СССР»
5. Указ Президента РФ от 20.03.1993 № 379 «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти»
6. Российское законодательство Х-ХХ веков. М.,1991. Т.9, стр. 198.
7. Деришев. Ю.В. Прокуратура РФ - Учебное пособие. Омск: Юридический институт, 2003
8. Гусакова Ю.С. К вопросу о функции прокуратуры России по судебной реформе 1864//Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. Выпуск 10.
9. Бессарабов. В. Г. Динамика становления и развития российской прокуратуры//ПРАВО И ПОЛИТИКА -№3-2001.
10. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. //Городец - 2007.
11. Актуальные проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом: Материалы Международной научно-практической конференции. Т.2. Автор/создатель: Под общ. ред. канд. юрид. наук, доц. В.Л. Кудрявцева. 2008.
12. Решетников П. И. Правовое регулирование прокурорского надзора в СССР//Правоведение. -1990. - № 5.
13. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры: Сборник документов / Под ред. С.А. Галунского. - М., 195.
14. Амиров З.И. Становление и развитие органов прокуратуры России во второй половине XIX-начале XX веков (историко-правовой аспект): Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2001. - 36 с.
15. 2. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
16. Галустян О. А. Прокурорский надзор: учебник для ВУЗов / О. А. Галустян. - М.: Юнити - Дона, Закон и право, 2004.
17. Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская прокуратура) (1722 - 1864гг.) // Журнал российского права. 2002. № 8
18. Прокурорский надзор. Под ред. Сухарева А.Я. М., 2003