Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансово-экономические отношения, которые сейчас сложились, изменения векторов развития экономик отдельных стран, их интеграция в мировые финансовые устройства, конкурентная борьба за природные ресурсы и сферы влияния в мировой экономике актуализируют вопрос взвешенности любого принятого экономического решения, его обоснованности и эффективной реализации. Именно на этом этапе необходимо отметить важность бюджетного планирования, от обоснованности определения плановых показателей зависит эффективность выполнения бюджета и достижения поставленных целей. В управлении финансовой системой страны бюджетное планирование занимает центральное место, и тесно связано с социальным и экономическим планированием.
1 Общая характеристика денежно-кредитной политики государства
1.1 Денежно-кредитная система и ее особенности
Понятие денежно-кредитной системы состоит из двух систем: денежной и кредитной.
Основу денежной системы, составляет экономическая категория денег, а кредитной системы, экономический кредит. Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками [15, с. 87].
Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.
Кредитный процесс и управление денежным оборотом общества строится на конкретных функциях. К ним относятся:
- Перераспределительные функции, содержанием которой является накопление свободных денежных ресурсов юридических и физических лиц, превращение их в судный капитал и при помощи кредитного механизма передача во временное распоряжение на платной основе, различным субъектом хозяйствования и населения.
- Функция создания кредитных средств обращения и экономии издержек обращения. В процессе кредитования создаются различные платежные средства для обслуживания налично-денежной и безналичной форм сферы обращения, оказывающие влияние на структуру денежной массы, платежного оборота и скорости обращения денег, происходит замещение действительных денег кредитными деньгами.
1.2 Сущность и инструменты денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика в широком смысле представляет собой инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры в стране.
Посредством денежно-кредитной политики государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение общего благосостояния граждан страны.
Целями проведения денежно-кредитной политики выступают:
- формирование устойчивых темпов экономического роста страны и отдельных регионов;
- обеспечение стабильности цен;
- обеспечение высокого уровня занятости населения.
При этом в зависимости от текущих государственных потребностей приоритеты реализации денежно-кредитной политики могут изменяться. Цели и задачи денежно-кредитной политики формируются правительством страны, однако реализует ее Центральный банк Таджикистана. Центральный банк страны обладает набором инструментов денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние на предложение денежных средств и условия их получения и предоставления [17, с. 170].
В зависимости от преследуемых целей политика Центрального банка может быть направлена либо на стимулирование эмиссии кредитных ресурсов (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики или чтобы понизить темпы инфляции. Основные инструменты регулирования финансового рынка страны представлены на рисунке 1 [19, с. 22].
2 Оценка состояния денежно-кредитной политики в России
2.1. Анализ проводимой денежно-кредитной политики в стране
Главным звеном кредитно-денежной системы России является Центральный банк России, именно он определяется основные направления развития всего банковского сектора в рыночной экономике. Денежно-кредитная политика – это экономическая политика, направленная улучшение благосостояния населения России. Ее главным приоритетом является обеспечение низкой инфляции [25]. В связи с этим, для оценки эффективности реализуемой денежно-кредитной политики целесообразно рассмотреть динамику инфляции.
Из рисунка 2 видно, что после пика в 2015 г., когда инфляция достигла 12,9%, происходит постепенное снижение: в 2017 г. она составляла 2,5%, а на начало 2020 г. была равна 2,2%. данные показатели свидетельствуют об эффективности проводимой Банком России денежно-кредитной политики по сдерживанию роста цен [11].
Далее необходимо провести основные инструменты, с помощью которых Банк России реализуют денежно-кредитную политику в стране. Основным из инструментов политики Центрального Банка является ключевая ставка, изменение ее динамики отражено на рисунке 3.
Проведенная диаграмма показывает, что в течение 2014 г. наблюдалось планомерное увеличение ключевой ставки с 5,5% в марте 2014 г. до февраля 2015 г. когда она имела максимальное значение 17%. Данный существенный рост был обусловлен мировым финансовым кризисом и в этих условиях Центральный Банк осуществлял поддержку национальной валюты повышая уровень ставки рефинансирования. Начиная с мая 2015 г. произошло стабилизированное экономической ситуации и Банк России начал постепенное снижение ключевой ставки, значение которой на 26.04.2020 г. составило 6% [23].
Как отмечает Центральный Банк, в следствие изменения в марте-апреле 2020 г. ситуация в мировой и российской экономике кардинально изменилась. События развивались стремительно – как в части распространения пандемии коронавируса, изменения ситуации на мировых финансовых и товарных рынках, так и в части реакции на происходящие события правительств и центральных банков. В этих условиях на заседании 20 марта 2020 г. Совет директоров Банка России принял решение сохранить ключевую ставку неизменной. Данное решение было принято по итогам детального рассмотрения различных альтернатив и с учетом необходимости поддержать финансовую стабильность в условиях крайне высокой волатильности финансовых рынков как в России, так и в мире.
Еще одним из инструментов Центрального Банка России является регулирование ликвидности банковского сектора по средствам покупки и выпуска в обращение дополнительных денежных средств. На рисунке 4 представлено, как происходило изменение структурного профицита ликвидности.
Из указанных на сайте Банка России данных видно, что структурный профицит ликвидности увеличился с 541,7 млрд руб. на 11.01.2017 г. до 2513,2 млрд руб. на 20.04.2020 г. В целом за анализируемый интервал времени Банк России не осуществлял резки влияний денежных средств или их покупку для регулирования денежных средств в обращения. Наибольший размер профицита ликвидности был достигнут в январе 2019 г. в размере 3015,9 млрд руб., к 20.04.2020 г. его размер сократился до 2513,2 млрд руб. [24]. Структурный профицит ликвидности в 2020 г. вследствие роста объема наличных денег в обращении, оттоков по бюджетному каналу и увеличения остатков средств на корсчетах кредитных организаций в Банке России.
В таблице 1 представлено, как происходило изменение количества наличных денег находящихся в обращении.
Таблица 1 - Структура денежной массы в России за 2011-2020 гг., млрд руб. [8]
Как видно из таблицы 1, происходит ежегодное увеличение денежной массы находящейся в обращении. В частности объем наличных денежных денег в небанковской системы увеличился с 5062,7 млрд руб. в 01.01.2011 г. до 12134,6 млрд руб. на 01.12.2020 г. В целом же денежная масса в национальном определение на 01.12.2020 г. достигла размера в 56122,6 млрд руб.
Банк России путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивался соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создавал условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.
2.2 Направления развития национальной экономики России в условиях проводимой денежно-кредитной политики
Ситуация в российском банковском секторе несмотря на вызовы кризисов, развивается в достаточно быстром темпе. Привлечение средств за счет вкладов, кредитные услуги банков, валютный рынок и инвестиции привели к положительному значению доходов банков. Однако важную роль в тенденции развития банковской отрасли привнесла своевременная экономическая безопасность и механизмы преодоления банковским сектором ущербов от внешних и внутренних угроз. Именно уровень экономической безопасности полукоммерческих и коммерческих банков и других кредитных организаций определяет защищенность не только отдельных элементов от кризисов, но и банковской системы в целом. Все субъекты и объекты, которые обеспечивают экономическую безопасность, должны своевременно снижать угрозы, риски банковских систем и, безусловно, минимизировать максимально ущерб, вызванный кризисными ситуациями. Однако, необходимо упомянуть, что обеспечение экономической безопасности в условиях кризиса лишь усиливается для того, чтобы преодолеть экономические проблемы.
Впрочем, существует ряд защищенных пороговых показателей и первостепенных интересов и потребностей банком, которые можно систематизировать в основные подходы к обеспечению экономической безопасности банковского сектора и его экономического потенциала особенно на пути предупреждения и преодоления кризисных ситуаций. Защищенность пороговых показателей для обеспечения стабильности банковской отрасли определяется как приемлемый уровень инфляции (менее 25%), более 30% доли иностранного капитала, менее 30% доли долгосрочных кредитов в общем объеме предоставленных кредитов, менее 30% уровня корпоративного кредитования, более 25% доли депозитов в иностранной валюте. Первостепенными интересами банков являются max прибыль; min банковских рисков, поддержание ликвидности и обеспечение доверия к банкам, защита прав вкладчиков и гарантии возврата депозитов (страхование), обеспечение возвратности кредитов и качество кредитных портфелей [21, с. 52].
Когда данные показатели, описанные выше меняются или же не осуществляются вовсе, то регулирующие органы приступают к ряду антикризисных мер (в отдельных случаях к ликвидации банков, которые недобросовестно ведут свою деятельность). Ведь банковский сектор достаточно сильно подтвержден неопределенностям, поэтому обязательное нормативное регулирование, контроль банковской системы необходимы.
Поэтому, для предотвращения банковских кризисов ключевую роль играет своевременное определение состояния банковского сектора. Центральный банк России каждый год собирает и публикует финансовую статистику и предоставляет публично отчетность и обзоры как отдельных банков, так и всей отрасли. Вся отчетность строится на использовании экономических моделей, коэффициентного анализа и разнообразных стресс-тестов, которые моделируют кризисную ситуацию. Кроме того, немаловажным являются аналитические рекомендации отечественных и зарубежных специалистов-экономистов. Прогнозирование кризисных ситуаций является одним из путей предотвращения и дальнейшего преодоления банковских кризисов.
Во время кризиса, для преодоления таких ситуаций, когда банки находятся в условиях низкого уровня капитализации, нехватки собственных средств и пороговые значений, в условиях спадающей динамики макро и микропоказателей (индикаторы), в силу вступают механизмы форсирования банковской нестабильности. Данные механизмы можно разделить на два этапа антикризисного управления, представленных на рисунке 7.
Сегодня перед Россией стоит огромная задача поддержание нормальной регуляции и нейтрализации как внутренних, так и внешних угроз финансово-банковской системы, особенно с учетом актуальной кризисной ситуации в связи с пандемией коронавируса и падением нефти, и последующей девальвации рубля. В настоящее время аналитики-экономисты предрекли три возможных сценария развития кризиса для банков в 2021 году.
Заключение
Государственная денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий денежной и кредитной политики, реализуемой государственными органами в стране. Фискальная политика является одним из необходимых государству инструментов макроэкономического регулирования. Она проводится правительством в сфере налогообложения и государственного бюджета в целях достижения уровня полной занятости и дальнейшего экономического роста.
Из проведенного во второй главе анализа видно, что после пика в 2015 г., когда инфляция достигла 12,9%, происходит постепенное снижение: в 2017 г. она составляла 2,5%, а на начало 2020 г. была равна 2,2%. данные показатели свидетельствуют об эффективности проводимой Банком России денежно-кредитной политики по сдерживанию роста цен.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
3. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12135085//>
4. Агапова Т. А. Макроэкономика: учебник. 6-е изд., стереотип / Т.А. Агапова. - М.: Дело и Сервис, 2019. – 347 с.
5. Бондарь А. В. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь. – Минск : БГЭУ, 2020. – 405 с.
6. Воронько М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 4 (20). - С. 7-9.
7. Грызунова Н.В. Теоретические основы формирования денежно кредитной политики и ее роль в условиях современной России / Н.В. Грызунова, Д.С. Захарова // ИТ-портал. - 2017. - №1. - С. 55-58.
8. Денежная масса М2 в России 2020 ее динамика структура и показатели [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infotables.ru/statistika/79-ekonomicheskaya-statistika-rossii/905-dinamika-denezhnoj-massy.
9. Доллар США (USD)с 1 июля 1992по сегодня. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bhom.ru/currencies/usd/?startdate=alltime.
10. Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова. – М: КНОРУС, 2018. – 232 с.
11. Инфляция в России по годам: 1991-2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru/inflyatsiya-v-rossii-po-godam.
12. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019-2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/09/main/Ispolnenie_federalnogo_budzheta_2019_god.pdf.
13. Итоги депозитных аукционов. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cbr.ru.
14. Количество действующих кредитных организаций и их филиалов, по регионам. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/42611.
15. Левина В. В. Бюджетная система Российской Федерации / В. В. Левина. - 2-е изд. - Ростов на/Д: Феникс, 2020. - 457 с.
16. О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://asros.ru/upload/iblock/7ab/O-razvitii-bankovskogo-sektora-RF-v-2019-godu.pdf.
17. Полтавченко А. А. Финансовая политика России на современном этапе / А. А. Полтавченко // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2019. – №43. – С. 186-191.
18. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38/Prognoz2024.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38.
19. Розанова Н. М. Денежно-кредитная политика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.М. Розанова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – 358 с.
20. Список банков и иных кредитных организаций Российской Федерации, у которых ЦБ РФ отозвал лицензию. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megabook.ru/article/Список%20банков%20и%20иных%20кредитных%20организаций%20Российской%20Федерации%2c%20у%20которых%20ЦБ%20РФ%20отозвал%20лицензию%20в%202019%20году.
21. Финансовый рынок России в современном мире: учебник / [Ю. А. Ровенский, Т. А. Архангельская, А. А. Архипов и др.]; под редакцией доктора экономических наук, профессора Ю. А. Ровенского; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова" (ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г. В. Плеханова"). – М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. - 515 с.
22. Халяпин А. А. Финансовая политика государства / А. А. Халяпин // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2018. – № 1-1 (56). – С. 122-125.
23. Центральный Банк РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/hd_base/keyrate.
24. Центральный Банк РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/hd_base/bliquidity/?UniDbQuery.Posted=True&UniDbQuery.From=09.01.2017&UniDbQuery.To=20.04.2020.
25. Центральный Банк РФ. Денежно-кредитная политика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/DKP.
26. Центральный Банк РФ. Задолженность кредитных организаций перед Банком России по сделкам «валютный своп». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/hd_base/swapdaytotal.