Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инициатива «Один пояс, один путь» (OBOR (One Belt One Road), на китайском: 一带一路)) — это внешнеполитическая и экономическая стратегия Китайской Народной Республики. Этот термин происходит от концепций сухопутного «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути 21-го века», введенных президентом КНР Си Цзиньпином в 2013 году во время его визитов в Казахстан и Индонезию.
Инициативу «Один пояс, один путь» можно в полной мере рассматривать как комплексную концепцию внутренней и внешней политики. OBOR призван укрепить Китай как привлекательного игрока на мировом рынке и продвинуть его через мягкую силу.
В основном проект направлен на расширение экономических обменов между Китаем и миром. Исторически концепция «Шелкового пути» была ориентирована не только на торговую повестку дня. Она также имела довольно важное культурное значение. Очевидно, что инициатива OBOR может служить культурным мостом между Китаем и миром и в этом смысле подчеркивает диалог между цивилизациями, а не только рынками и силами.
ГЛАВА 1. Обоснование создания и воплощения в жизнь проекта «Один пояс и один путь»
1.1 Основные экономические и политические предпосылки зарождения инициативы
Более 2000 лет назад императорский посланник Китая Чжан Цянь помог проложить Шелковый путь, сеть торговых путей, которые связали Китай с Центральной Азией и арабским миром. Название произошло от одного из важнейших экспортных товаров Китая - шелка. А сама дорога на сотни лет повлияла на развитие всего региона.
Когда Си Цзиньпин стал лидером Коммунистической партии Китая (КПК) в 2012 году, он представил свой собственный политический девиз, направленный на обеспечение процветания, качества жизни и безопасности китайского народа. Этот политический девиз был выдвинут новым президентом как «Китайская мечта», сменив «гармоничное общество» своего предшественника. Эта мечта означает великое возрождение китайской нации на национальном, региональном и международном уровнях.
Си Цзиньпин постепенно изменил экономическую стратегию страны, чтобы обеспечить более адекватную бизнес-среду и утвердил свою экономическую конкурентоспособность за счет возобновления постоянного экономического роста.
Именно такая перспектива, направленная на долгосрочное процветание и качество жизни, называется китайской «новой нормой». В этом контексте центральное правительство Китая предлагает несколько действий правительства. Оно также задумалось думаем, в частности, о программе «Сделано в Китае до 2025 года» и о массовых инновациях в промышленности страны.
Но самый амбициозный шаг Си Цзиньпина отражен в Инициативе «Один пояс, один путь», которая направлена на создание наземной и морской инфраструктуры по всей Евразии.
Являясь неотъемлемой частью китайской программы «великого национального возрождения к 2049 году», Инициатива «Один пояс, один путь» де-факто представляет собой сложный и широкий план, который показывает, как Китай собирается модернизировать свои цепочки поставок и развивать полный спектр основных функций внутри страны и в рамках мировой системы.
Это первый раз, когда такое экономически крупное и политически независимое государство пытается подняться из полупериферии в ядро мировой экономики.
Пять основных аспектов Инициативы, а именно координация политики, возможность подключения объектов, беспрепятственная торговля, финансовая интеграция и связь между людьми, следует понимать, как попытку Китая улучшить свои позиции в глобальных производственно-сбытовых цепочках.
Китаю необходимо сотрудничество с периферийными развивающимися странами, чтобы полностью реализовать свои конкурентные преимущества.
Снижение продуктивности зарубежных филиалов ТНК, появление альтернативных каналов инвестирования, активное продвижение повестки дня в области свободной торговли, обучение резерва иностранной рабочей силы и инклюзивная глобализация как новая идеологическая концепция - все это элементы возможной трансформации всего мира по инициативе Китая.
Индустриализация развивающихся стран под руководством Китая уже меняет пространственный профиль многих отраслей, и это станет основным фактором нового этапа глобализации.
1.2 Теоретические основы концепции и главные цели
Инициатива «Один пояс, один путь» (OBOR) — это китайская экономическая и стратегическая программа, согласно которой два конца Евразии, а также Африка и Океания более тесно связаны двумя маршрутами - сухопутным и морским.
Осенью 2013 года Си Цзиньпин объявил о создании крупной региональной инфраструктурной сети. Инициатива «Один пояс, один путь» направлена на развитие наземной, морской, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, чтобы соединить Азию, Европу и Африку.
Этот проект состоит из двух основных компонентов, направленных на улучшение связи между этими регионами. С одной стороны, наземный маршрут планируется благодаря строительству железных и автомобильных дорог, пересекающих Среднюю Азию и Европу.
С другой стороны, создание морского пути направлено на поддержку строительства и развития портовой деятельности и морских путей, чтобы связать государства Юго-Восточной Азии и соседние страны Индийского океана. Таким образом, мы говорим о Новом шелковом пути и морском шелковом пути 21 века.
В рамках этой инициативы Китай развивает шесть экономических коридоров, чтобы выделить свои региональные проекты наземной и морской инфраструктуры. Инициатива состоит из коридора Китай-Пакистан, коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Евразийского коридора (или Китай-Казахстан-Россия), коридора Китай-Монголия-Россия, коридора Китай-Индокитай и коридора Бангладеш-Китай- Индия-Мьянманский коридор (BCIM).
На сегодняшний день почти 70 стран участвуют в этой инициативе, и около 4,8 миллиарда человек затронуты инициативой. В страны участники входят следующие страны: Афганистан, Южная Африка, Албания, Саудовская Аравия, Армения, Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Бутан, Босния и Герцеговина, Бруней, Болгария, Камбоджа, Китай, Южная Корея, Хорватия, Чешская Республика, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Эстония, Эфиопия, Грузия, Венгрия, Индия, Индонезия, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Казахстан, Кувейт Кыргызстан, Лаос, Латвия, Ливан, Литва, Македония, Мадагаскар, Малайзия, Мальдивы, Молдова, Монголия, Черногория, Марокко, Мьянма , Непал, Новая Зеландия, Оман, Узбекистан, Пакистан, Панама, Филиппины, Польша, Катар, Румыния, Россия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Шри-Ланка, Сирия, Таджикистан, Таиланд, Восточный Тимор, Турция, Туркменистан, Украина , Вьетнам, Йемен.
Подчеркивая открытый и кооперативный характер Инициативы «Один пояс, один путь», многие китайские источники всех типов используют метафору «симфонии» с участием многих стран, а не «соло» усилий одного Китая.
Самая развитая дорога в проекте — это дорога, которая в конечном итоге должна сформировать Евразийский экономический коридор. В этом коридоре функционирует определенная инфраструктура, которая регулярно используется грузовыми поездами, курсирующими между Китаем и некоторыми европейскими городами. Что касается других экономических коридоров, их развитие значительно различается.
Проект инициативы представляет собой сложную, очень амбициозную систему, состоящую из нескольких аспектов, включая транспорт, телекоммуникации, финансы, таможенную политику, политическое и культурное сотрудничество.
ГЛАВА 2. Сущность и результаты работы по главным направлениям «Одного пояса и одного пути»
2.1 Реализация политической стратегии КНР и ответ западной глобализации
В течение последних четырех десятилетий Китай пережил впечатляющий экономический рост, став одной из ведущих держав мировой экономики.
После столетия унижения, навязанного западными и японскими колониальными державами, сегодня страна демонстрирует сильное желание добиться национального возрождения.
Действительно, под знаковым руководством президента Си Цзиньпина Китай принимает все более агрессивное международное поведение, уравновешивая необходимость защиты своего суверенитета и стратегических интересов, связанных с вопросами экономики и безопасности, и стремление восстановить свою роль великой державы. В этом контексте Инициатива «Один пояс, один путь» (BRI) - масштабный инфраструктурный проект для улучшения связи между Востоком и Западом, расширения регионального сотрудничества и содействия торговле и инвестициям - была описана как грандиозная стратегия Китая, отстаивающая его амбиции в области глобального управления.
Действительно, страны-участницы BRI представляют более одной трети мирового ВВП и более половины населения мира.
С точки зрения западного мира, BRI является наиболее обсуждаемой, подвергшейся серьезной критике и плохо понимаемой политической основой 21 века.
Учитывая, что европейский рынок является ключевым стратегическим направлением для BRI, китайский проект и новое проявление мягкой силы Китая были восприняты как угроза глобальному порядку, сформированному гегемонией США.
В последние два десятилетия Китай и Европейский Союз, две из трех крупнейших экономик мира и основные торговые партнеры, все больше укрепляли свои экономические и политические отношения. Однако многообещающий потенциал сотрудничества постоянно подрывается крупными политическими разногласиями, и страны-члены ЕС не смогли выработать общую позицию на китайскую инициативу.
Действительно, в Европе существуют смешанные чувства по поводу. Некоторые государства-члены, такие как Италия и Греция, уже сотрудничают с Китаем в рамках двусторонних меморандумов о взаимопонимании (МоВ) или других двусторонних и многосторонних инициатив, в то время как другие страны ЕС, такие как Франция и Германия, остаются в основном скептически настроенными. Отсутствие общей стратегии ЕС частично объясняет нечеткий и фрагментарный дипломатический подход Китая к отношениям со странами-членами ЕС, особенно с хрупкой экономикой Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), что снижает авторитет институтов ЕС.
Эта стратегия также укрепила бы понимание ЕС многогранной роли Китая. В то же время Китай считается партнером по сотрудничеству, с которым у ЕС тесно связанные цели, партнером по переговорам, с которым ЕС необходимо найти баланс интересов, экономическим конкурентом в стремлении к технологическому лидерству и системным соперником. продвижение альтернативных моделей управления.
Действительно, несмотря на то что китайский проект предлагает установить взаимовыгодные отношения, основанные на дружбе и взаимном доверии, некоторые страны ЕС все больше озабочены вопросами окружающей среды и стандартов прав человека, прозрачности, открытых закупок и устойчивости долга, особенно когда речь идет о стратегической национальной инфраструктуре.
2.2 Развитие транспортной инфраструктуры в других странах с целью интегрирования их в единую политическую и экономическую систему с КНР
Китайская Инициатива «Один пояс, один путь» (OBOR) нацелена на улучшение связанности за счет объединения транспортной инфраструктуры Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Центральной Азии, Ближнего Востока, Восточной Африки и Европейских стран.
Шесть экономических коридоров «Одного пояса и одного пути». Размышление о развитии с точки зрения экономических коридоров было важным аспектом китайской модели развития. Инвестиции в инфраструктуру вдоль пояса и пути связаны с шестью экономическими коридорами, охватывающими большую, богатую энергоресурсами и ресурсами часть мира:
1. Сухопутный мост через Новую Евразию: по железной дороге в Европу через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу.
2. Экономический коридор Китая, Монголии и России: включая железнодорожные пути и степную дорогу - он соединится с сухопутным мостом.
3. Экономический коридор Китая, Центральной Азии, Западной Азии: соединение с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Ираном и Турцией.
4. Экономический коридор Китайского полуострова Индокитай: Вьетнам, Таиланд, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Камбоджа, Мьянма и Малайзия.
5. Экономический коридор Китая и Пакистана: больше всего пострадает провинция Синьцзян. Этот важный проект связывает город Кашгар (свободная экономическая зона) в Синьцзяне, не имеющем выхода к морю, с пакистанским портом Гвадар, глубоководным портом, используемым в коммерческих и военных целях.
6. Китай, Бангладеш, Индия, экономический коридор Мьянмы. Вероятно, это будет происходить медленнее из-за недоверия по вопросам безопасности между Индией и Китаем.
2.3 Достижение экономических целей КНР с помощью снижения торговых барьеров и улучшения инвестиционного, и общего финансового климата
Общие амбиции Китая в отношении BRI ошеломляют. На сегодняшний день более шестидесяти стран, на которые приходится две трети населения мира, подписались на проекты или проявили к ним интерес.
По оценкам аналитиков, крупнейшим является экономический коридор Китай-Пакистан стоимостью 60 миллиардов долларов, представляющий собой совокупность проектов, соединяющих Китай с пакистанским портом Гвадар на Аравийском море. В общей сложности Китай уже потратил на такие усилия около 200 миллиардов долларов.
Morgan Stanley прогнозирует, что общие расходы Китая за время существования BRI могут составить 1,2–1,3 триллиона долларов к 2027 году, хотя оценки общих инвестиций различаются.
Москва стала одним из самых восторженных партнеров BRI, хотя поначалу она отреагировала на заявление Си сдержанно, опасаясь, что планы Пекина затмят видение Москвы о «Евразийском экономическом союзе» и посягнуть на ее традиционную сферу влияния.
Однако по мере ухудшения отношений России с коллективным Западом президент Владимир Путин пообещал связать свое евразийское видение с BRI. Некоторые эксперты скептически относятся к такому альянсу, который, по их мнению, был бы экономически асимметричным. Экономика России и ее общий объем торговли составляют примерно одну восьмую размера экономики Китая - пропасть, которую BRI может расширить в ближайшие годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инициатива «Один пояс, один путь» (OBOR (One Belt One Road), на китайском: 一带一路)) — это внешнеполитическая и экономическая стратегия Китайской Народной Республики. Этот термин происходит от концепций сухопутного «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути 21-го века», введенных президентом КНР Си Цзиньпином в 2013 году во время его визитов в Казахстан и Индонезию.
Инициативу «Один пояс, один путь» можно в полной мере рассматривать как комплексную концепцию внутренней и внешней политики. OBOR призван укрепить Китай как привлекательного игрока на мировом рынке и продвинуть его через мягкую силу.
Учитывая свои долгосрочные интересы, Китай рассматривает OBOR как грандиозную долгосрочную стратегию. Инициатива широко обсуждается среди ученых и политиков как внутри, так и за пределами Китая и является крайне актуальной на текущей международной и внутри китайской повестке дня, а также с научной точки зрения. Это обуславливает актуальность изучения данной темы в рамках моей исследовательской работы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Денисов И.Е. Поднебесная смотрит на Запад // Контуры глобальных трансформаций. Выпуск 6, том 9, 2016. https://mgimo.ru/upload/iblock/855/elibrary_29197952_17863137.pdf
2. Киреева А.А. «Инициатива пояса и пути»: содержание, цели, значение / А.А.Киреева // Сравнительная политика. — 2018. — Том 9. — №3. — С. 61-74. — https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-3-61-74.
3. Под высоким сопряжением. Подписанию соглашения о сотрудничестве Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути исполнился год // "Коммерсантъ Власть" №18 от 09.05.2016, стр. 8. https://www.kommersant.ru/doc/2978877
4. Сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс – один путь»: материалы Международной научной конференции. Томск, 27–28 ноября 2017 г. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. – 192 с. https://core.ac.uk/download/pdf/287437778.pdf
5. Стратегия Экономического пояса Шелкового пути и роль ШОС в ее реализации. Материалы круглого стола (ИДВ РАН, 16 марта 2016 г.). Москва: ИДВ РАН,2016. http://www.ifes-ras.ru/images/stories/2016/book-20160316.pdf
6. Aoyama, Rumi. “One Belt One Road”: China’s New Global Strategy // Journal of Contemporary East Asia Studies, 2016, 5 (2): 3-22.
7. Belt and Road Initiative. The World Bank. https://www.worldbank.org/en/topic/regional-integration/brief/belt-and-road-initiative
8. China’s Belt and Road Initiative: A Global Model for an Evolving Approach to Sustainable Regional Development, November 2018, Sustainability, 10(11):4234.
9. China Belt and Road Initiative: Silk Road | Morgan Stanley. 14 March 2018. https://www.morganstanley.com/ideas/china-belt-and-road
10. China and Russia: Economic Unequals. July 15, 2020. https://www.csis.org/analysis/china-and-russia-economic-unequals
11. China’s “Health Silk Road”: Adapting the BRI to a pandemic-era world. 25 November 2020. https://merics.org/en/short-analysis/chinas-health-silk-road-adapting-bri-pandemic-era-world
12. China’s Digital Silk Road and the Global Digital Order // The diplomat. By Richard Ghiasy and Rajeshwari Krishnamurthy, April 13, 2021. https://thediplomat.com/2021/04/chinas-digital-silk-road-and-the-global-digital-order/#:~:text=China's%20Digital%20Silk%20Road%20(DSR,Chinese%20public%20and%20private%20sectors.
13. Erik Brattberg; Etienne Soula. Europe’s emerging approach to China’s Belt and Road Initiative. Carnegie Endowment for International Peace, 2018.
14. European Commission. EU-China. A strategic outlook. Joint Communication to the European Parliament, the European Council and the Council Strasbourg, 12 March 2019.
15. “Foreign Minister Wang Yi Meets the Press,” March 8, 2015. Zhong Sheng, in “Always Uphold Consultation, Joint Development and Sharing”.
16. For instance, the Global Strategy for the European Union’s Foreign and Security Policy presented by the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy to the European Council in 2016.
17. Glaser, C. ‘Will China’s Rise Lead to War?’ // Foreign Affairs, 90 (2), 2011, pp.80-91.
18. Global China 2049 Initiative. https://odi.org/en/about/our-work/global-china-2049-initiative/
19. Haiquan Lui. The Security Challenges of the “One Belt, One Road” Initiative and China’s Choices. CIRR XXIII (78) 2017, 129-147.
20. Institute for Security and Development Policy [ISDP]. The Belt & Road Initiative, October. Stockholm, Institute for Security and Development Policy. 2016.
21. Investment protection and dispute resolution on the Belt and Road // Arbitration Journal. November 15, 2019. https://journal.arbitration.ru/ru/analytics/investment-protection-and-dispute-resolution-on-the-belt-and-road/
22. Jie Yu. The belt and road initiative: domestic interests, bureaucratic politics and the EU-China relations. Asia Eur Journal, 2018, 16:223–236.
23. John Farnell; Paul Irwin Crookes. The Politics of EU-China Economic Relations. An uneasy partnership. Palgrave Macmillan, 2016
24. Li Xue and Yanzhuo Xu, 'China needs great power diplomacy in Asia' // The Diplomat. 12 March 2015. https://thediplomat.com/2015/03/china-needs-great-power-diplomacy-in-asia/
25. Lorenzo Codogno. Euro and economic governance: national priorities and quest for stability. In Carlo Altomonte; Antonio Villafranca. 2019. Europe in Identity Crisis: The Future of the EU in the Age of Nationalismб 2019.
26. Mearsheimer, J. The Tragedy of Great Power Politics. 2nd edn. New York: W.W. Norton, 2014.
27. Mercy A. Kuo. Assessing the EU-China-US Triangle // The Diplomat. 05 November 2019.
28. Michael Swaine, “Chinese Views and Commentary on Periphery Diplomacy,” // China Leadership Monitor, no. 44 (Summer 2014), http://www.hoover.org /research/chinese-views-and-commentary-periphery-diplomacy.
29. Mottet, Éric et Lasserre, Frédéric L’initiative “Belt and Road”, stratégie chinoise ou “Grand Jeu”? // Diplomatie, (90): 36-40, 2018.
30. OECD Business and Finance Outlook 2018 – Highlights. https://www.oecd.org/daf/OECD-Business-Finance-Outlook-2018-Highlights.pdf
31. Patil, S. “OBOR and India’s Security Concerns”, Gateway House, May 2015. www.gatewayhouse.in/security-implications-of-chinas-transnational-corridors/.
32. Phillips, T., Holmes, O., and Bowcott, O. ‘Beijing rejects tribunal’s ruling in South China Sea case’// The Guardian, 12 July 2016. Available at https://www.theguardian.com/world/2016/jul/12/philippines-wins-south-china-sea-case-against-china.
33. Pedroletti, Brice. Xi Jinping, l’homme du “rêve chinois”, élu nouveau président de Chine Populaire // Le Monde (Paris), 14 mars 2013. https://www.lemonde.fr/asie-pacifique/article/2013/03/14/xi-jinping-l-homme-du-reve-chinois-elu-nouveau-president-de-chine-populaire_1847515_3216.html
34. Shambaugh, D. ‘Return to the Middle Kingdom? China and Asia in the Early Twenty-First Century’ in Shambaugh, D. (ed.), Power Shift: China and Asia’s New Dynamics. Berkeley: University of California Press, 2005, pp.23-47.
35. Su, Zhan (2016). Trade and The Chinese’s Economy “New Normal”. Options Politiques, 2 septembre 2016. http://policyoptions.irpp.org/magazines/september-2016/les-relations-commerciales-du-canada-avec-la-chine-dans-le-contexte-de-la-nouvelle-normalite-economique/
36. The Belt and Road Initiative: China’s vision for globalisation, Beijing-style // The conversation. May 16, 2017. https://theconversation.com/the-belt-and-road-initiative-chinas-vision-for-globalisation-beijing-style-77705
37. The Asian Infrastructure Investment Bank: Multilateralism on the Silk Road. April 2016China Economic Journal 9(2):1-24.
38. Yahuda, M. The International Politics of the Asia-Pacific. 3rd edn. New York: Routledge? 2011.
39. Yong Wang. 2016. Offensive for defensive: the belt and road initiative and China's new grand strategy. The Pacific Review, 29:3, 455-463. Wang Jisi. China's Search for a Grand Strategy: A Rising Great Power Finds Its Way. Foreign Affairs, Vol. 90, No. 2 (March/April 2011), pp. 68-79.
40. Zhai, Fan. China’s belt and road initiative: A preliminary quantitative assessment // Journal of Asian Economics, 2018, 1 (55): 84-92.