Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Здоровье детей – это здоровье нации. Здоровье детей - одно из высших ценностей общества. А здоровье взрослого человека напрямую связано с его здоровьем в детстве. Сейчас очень трудно найти абсолютно здорового человека, а тем более ребенка.
Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика. Она заключается в воспитании здорового ребенка и предупреждении у него возможных заболеваний и нарушений развития. Большое значение имеет первичная профилактика – комплекс медико-психолого-педагогических и правовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья путем ликвидации или снижения влияния управляемых неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.
Оценка показателей и условий формирования здоровья детей первого года жизни имеет особо важное значение с учетом того, что она отражает: во-первых, исход перинатального периода; во-вторых, в значительной мере определяет качества жизнедеятельности ребенка в последующие возрастные периоды.
Показатели общей заболеваемости и продолжительности грудного вскармливания объективно свидетельствуют и прогнозируют течение адаптационных реакций, характеризующих качество «жизненного коридора» гомеостатических параметров ребенка. Соответственно, рост показателей острой заболеваемости - индикатор снижения качества приспособительных возможностей детей первого года жизни.
По данным медицинской статистической отчетности уровень заболеваемости на 1000 детей в России с начала XXI века ежегодно увеличивается на 3-4%. По итогам комплексного и масштабного медико-статистического исследования заболеваемости детского населения России установлено, что частота вновь выявленных случаев болезней выросла за 10 лет среди детей до 15 лет более, чем на 1/3.
Также выявлено, что в России сохраняются значительные различия учтенной заболеваемости детей, которые отражают как неоднородность в состоянии здоровья детского населения, так и условий оказания медицинской помощи. Региональный разброс достигает 3-х кратной разницы между нижней и верхней границ уровней распространенности показателей учтенной заболеваемости среди детей до 15 лет. Заболеваемость детей 1-го года жизни, наоборот, более однородна и отличается минимальными различиями в своем росте по всем видам поселений.
Большую роль в формировании здоровья детей первого года жизни принадлежит среднему медицинскому персоналу. Она является участником комплекса медицинских, правовых, юридических мероприятий, направленных на сохранения и укрепления здоровья детей первого года жизни путем ликвидации неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Средний медицинский персонал порой недооценивают свою роль, считая, что формирование здоровья детей напрямую зависит от самих родителей и врача - педиатра. В связи с вышеизложенным данная тема является очень актуальной в настоящее время.
Цель: Изучить роль медицинской сестры в наблюдении за здоровым ребёнком первого года жизни из группы риска.
Задачи:
1.Ознакомиться с особенностями патронажа здоровых детей первого года жизни;
2.Рассмотреть особенности патронажа детей первого года жизни из группы риска;
3.Проанализировать роль среднего медицинского персонала в организации диспансерного наблюдения детей раннего возраста;
4.Подготовить анкеты для родителей детей первого года жизни из группы риска и медицинских сестер.
5.Провести сбор первичной социологической информации;
6.Обработать полученные результаты, сделать выводы.
Объект: Патронаж детей первого года жизни.
Предмет: Сестринский процесс в наблюдении за здоровым ребёнком первого года жизни.
База исследования: Детская городская поликлиника.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования,
2. Социологический метод (анкетирование),
3. Метод графического отображения данных,
4. Методы математической статистики.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Патронаж здоровых детей первого года жизни
Среди всех мероприятий, проводимых участковым педиатром или участковой медсестрой, особое место занимает патронаж новорожденного ребенка, осуществляемый на дому.
Его цели:
своевременное выявление заболеваний и профилактика их развития;
динамическое наблюдение за состоянием здоровья новорожденного;
определение плана диагностических и лечебных мероприятий;
санитарно-просветительская работа, направленная на мотивацию длительного грудного вскармливания;
разработка рекомендаций по уходу за младенцем.
Врач-педиатр выполняет два патронажа, а участковая медсестра – три. Дополнительно по показаниям может быть проведен четвертый патронаж. Если выявлены какие-либо отклонения в состоянии здоровья младенца, все дальнейшие посещения проводятся как актив на дому по причине заболевания. Тактика патронажного наблюдения детей первого месяца жизни предполагает составление плана врачебных и сестринских патронажей. Посещение на дому доношенных детей с отклонениями по здоровью и недоношенных детей проводится по индивидуальному графику, составленному участковым педиатром и согласованному с заведующим педиатрическим отделением. Выполнение алгоритма патронажей к грудному ребенку контролирует заведующий и старшая медсестра педиатрического отделения.
Первичный сестринский патронаж к детям первого года жизни проводится на 3-4 сутки жизни. Медицинская сестра заполняет необходимую информацию о новорожденном и специальный опросный лист. Второе посещение ребенка проводится медицинской сестрой на 5-10 сутки жизни и включает в себя заполнение опросного листа. Третий патронаж медсестры проводится на 17-18 сутки жизни ребенка. Он также включает в себя заполнение опросного листа. Дополнительный патронаж может быть проведен на 24-28 сутки жизни ребенка по показаниям. При посещении медсестра заполняет опросный лист. При отсутствии назначения врача о проведении дополнительного патронажа выполняется контрольный телефонный звонок.
Задачи сестринских патронажей
Посещения грудного ребенка медицинской сестрой проводятся в следующих целях:
1. оформление ИДС на медицинские вмешательства;
2. сбор анамнеза;
3. изучение жилищных условий, соблюдения гигиенических требований;
4. проведение инструктажа по технике грудного вскармливания и по уходу за младенцем;
5. осмотр ребенка, инструктаж по ухожу за пупочным кольцом и пуповинным остатком;
6. оценка заживления пупочной ранки.
Медицинская сестра заносит сведения о новорожденном в историю развития ребенка, заполняет опросный лист, уведомляет родителей о порядке наблюдения и порядке выбора лечебного учреждения. Все последующие посещения сводятся к оценке объема лактации у матери и техники кормления, а также к общему осмотру ребенка. Медсестра контролирует динамику набора веса по предоставленным данным, оценивает заживление пупочной ранки, дает рекомендации по уходу и проверяет выполнение рекомендаций врача-педиатра.
Диспансерное наблюдение участковой медсестры: 1 раз в месяц посещение на дому, с обязательным контролем посещения после проведения профилактических прививок. Частота осмотров специалистами: педиатр на первом месяце жизни не менее 3-х раз, в последующем не реже 1 раза в месяц.
Осмотр узкими специалистами:
– в 1 год невропатолог, офтальмолог, ортопед;
– двукратно (1 триместр и 12 месяцев);
– осмотр ЛОР, стоматологом в 12 месяцев.
Лабораторно диагностическое обследование:
– анализ мочи на ФКУ 2х;
– клинический анализ крови, общий анализ мочи в 3 месяца (перед прививкой) и в 12 месяцев.
Показатели эффективности наблюдения:
– хорошая ежемесячная прибавка массы тела;
– хорошая адаптация ребенка к новым условиям жизни;
– нормальное физическое и нервно-психическое развитие и снижение уровня заболеваемости.
При проведении профилактических осмотров осуществляется контроль:
– за режимом дня;
– вскармливанием ребенка;
– проведением массажа;
– закаливающих мероприятий;
– выполнением рекомендаций по воспитанию, профилактике рахита, анемии, хронических расстройств питания, инфекционных заболеваний.
При объективном осмотре особое внимание обращается на:
– массу тела и рост;
– окружность головы и груди;
– оценку нервно-психического и физического развития;
– прорезывание зубов;
– достояние прикуса;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абольян Л.В., Евлоева Ф.М., Петров А.И. Актуальные проблемы грудного вскармливания с позиций общественного здоровья и здравоохранения // Проблемы управления здравоохранением. - 2011. - № 6. - С. 337
2. Альбицкий В.Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. – М.: Союз педиатров России, 2012. – С. 344.
3. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Баранов А.А., Терлецкая Р.Н. Концепция сокращения предотвратимых потерь здоровья детского населения // Вопросы современной педиатрии. - 2010. - № 5. - С. 5-9.
4. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия / под ред. В.А. Доскина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО Изд-во «Медицинское информационное агентство», 2015. - С. 504
5. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., Землянова Е.В. Предотвратимые потери здоровья в детском возрасте: концептуальные подходы // Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения. - 2010. - № 4. -
6. Иванов М.В. Научное обоснование совершенствования первичной медико-санитарной помощи на региональном уровне: автореф. дис… д-ра мед. наук. – М., 2012. –48 с.
7. Макарова М.В. Здоровье детей, находившихся на естественном и искусственном видах вскармливания // Пермский медицинский журнал. - 2012. - Т. 29, № 3. - С. 106-111. 67
8. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. - М., 2013. - Режим доступа: www.mednet22.Основные тенденции здоровья детского населения России / под ред. А.А. Баранова, В.Ю. Альбицкого. - М.: Союз педиатров России, 2015. - 116 с.
9. Профилактическая педиатрия: руководство для врачей / под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Барановой. - М.: Изд-во «ПедиатрЪ», 2015. – 744 с.
10. Румянцев А.Г., Тимакова М.В., Чечельницкая С.М. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей.- М.: Медпрактика-М, 2004.- С.11-55.
11. Улумбекова Г.Э. Демографические вызовы системе здравоохранения 68 Российской Федерации в период до 2020 г. // Вестник Росздравнадзора. - 2011. - № 5. - С. 42-49.
12. Участковый педиатр: новое справочное руководство / под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 472.
13. Файзуллина Р.А., Самороднова Е.А., Пикуза О.И., Шошина Н.К. Питание детей раннего возраста. – Казань, 2013. – С. 16-18.
14. Цыбульская И.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей. - Тверь: Тверская Городская Типография, 2013. – С 290.
15. Энциклопедия медицинской сестры. Все по уходу в больнице и дома / под общ. ред. Ю.П. Никитина, Н.Л. Това. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2013. – С. 704.
16. Яромич И.В. Сестринское дело: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. – С. 431.