Фрагмент для ознакомления
2
Одной из основополагающих характеристик «человека культурного» является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному
воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на
основе «модели потребного будущего». Эта способность задается самой
сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность “проект-ных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и
преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл
культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в
культивировании всех составляющих человеческого бытия, в способности
выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструиро-вания идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) предмета культуры человек рефлектирует относи-тельно его совершенных, идеальных форм - идеальной структуры худо-жественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеаль-ных отношений между людьми.
Актуальность исследования заключается в том, что социокультур-ное проектирование – именно та технология, которая должна быть извест-на и широко применяема всеми специалистами задействованными в данной деятельности: будь то профессии социально-культурной, социально-педагогической или культурологической направленности.
Особенно она актуальна в работе учреждений культуры, которым необходимо грамотно и систематично проектировать свою деятельность. Ведь каждое направление социально-культурной деятельности имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для прак-тической реализации для создания качественного культурного продукта, который будет способствовать развитию индивида в личность. Следова-тельно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сфе-ры во многом зависит от степени овладения им технологией социокуль-турного проектирования.
Объект исследования: содержание социокультурных проблем и ва-рианты их проектных решений.
Предмет: разработка социокультурного проекта по организации досуга людей пожилого возраста совместно со школьниками-волонтерами.
Цель исследования: изучить теоретические основы социокультур-ного проектирования, рассмотреть их принципы, проанализировать кон-кретные проблемы социокультурной среды, обозначив варианты их реше-ния, а так же разработать проект организации культурно-досуговой дея-тельности пожилых людей совместно с обучающимися общеобразователь-ных учреждений.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность понятия социокультурного проектирования.
2) Ознакомиться с принципами социокультурного проектирования.
3) Проанализировать актуальные проблемы социокультурного проектирования в России
4) Разработать проект мероприятий по организации досуга пожи-лых людей и обучающихся общеобразовательных учреждений на базе Центра социального обслуживания пожилых людей и граждан пожилого возраста.
Методы исследования: системный метод, анализа и синтеза, метод наблюдения, анкетирования, сравнения и обобщения.
Практическая значимость: в данной работе будет дано определение социокультурному проектированию, изложены его теоретические основы, рассмотрены его основные виды. Положения и выводы исследования, раз-работанного проекта по организации досуга пожилых людей, могут быть использованы для налаживания процесса взаимодействия и оптимизации общения пожилых людей в Центре социальных услуг для пожилых и по-жилых людей. Кроме того, выводы и положения, содержащиеся в исследо-вательской работе, могут быть использованы в практической деятельности государственных предприятий по организации досуга пожилых людей.
База исследования: Центр социального обслуживания пожилых людей и граждан пожилого возраста.
Степень научной разработанности проблемы. По данной проблеме имеется достаточно большое количество зарубежных и отечественных разработок. Среди них труды Р. Баркера, Ф. Бэкона, М. Вебера, А. Ком-форша, Ж.-А. Кондорсе, А. Маслоу, Т. Парсонса, Б.Д. Петрова, Д. Ф. Че-ботарева, Э. Эриксона и др.
Теоретико-методологические аспекты проблемы организации досуго-вой деятельности с людьми пожилого возраста рассматривались в трудах таких ученых, как С. А. Беличева, Н. Ф. Дементьева, П. Д. Павленок, В. Г. Попов, А.С. Сорвина, Е. И. Холостова, Т. В. Шеляг и др.
Нормативно-правовую базу исследования составляют законодатель-ные и нормативно правовые акты, документы Федеральных органов вла-сти, материалы государственной статистики, в том числе ежегодные отчеты Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, биб-лиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы социокультурного проектирова-ния
1.1. Сущность понятия социокультурного проектирования
Проект - это способ выражения идеи и задач, меры и действия по до-стижению поставленных целей, ресурсы, необходимые для практической реализации идеи, сроки реализации идеи.
Проект - это особая символическая форма отображения потребностей, интересов, взглядов, стремлений людей, направленная на преобразование природы, общества и самого человека.
Из этих определений можно сделать вывод, что проект - это форма визуализации идей и стремлений людей, которая позволяет управлять дея-тельностью при условии определения грамотных целей, разработки шагов по ее реализации и реализации этой идеи.
Проектирование (от лат. projectus, буквально — брошенный впе-рёд), процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемо-го или возможного объекта, состояния[1, 76].
Проектирование - это процесс разработки, разработки и реализации полезного, социально значимого проекта. Для дизайна характерны два момента: идеальный характер сюжета и его ориентированность на созда-ние (становление) чего-то в будущем. Именно эти две характеристики от-личают дизайн как таковой от других типов гуманитарных технологий, та-ких как исследования.
Помимо традиционных видов проектирования (архитектура и строи-тельство, машиностроение, технология и т. п.), Работают независимые ин-струкции по проектированию человеко-машинных систем (решающие, ко-гнитивные, эвристические, прогнозирующие, планирующие, контролиру-ющие и т. п.), начали складываться процессы, организации, экологические, социокультурные, инженерно-психологические, генетические и другие. Проективная (или проектная) деятельность относится к категории иннова-ционной, творческой деятельности, поскольку предполагает преобразова-ние реальности и строится на основе соответствующей технологии, кото-рую можно освоить и улучшить.
Итак, проектирование - это процесс создания проекта, который харак-теризуется тем, что его основная идея сосредоточена на идеальном резуль-тате (идеальном характере сюжета) и направлена на воплощение этой идеи в будущем. В дизайне есть общие шаблоны, этапы и этапы с конкретными характеристиками в зависимости от характера проекта и области проекти-рования. Поскольку это способ изменить реальность, дизайн - это творче-ская деятельность. Также это требует от человека не только профессиона-лизма и знания всех нюансов при проведении мероприятий по реализации, но и умения заранее проанализировать характеристики той сферы, в кото-рой будет «жить» проект, чтобы определить необходимо оценить выбран-ную деятельность и проявить соответствующий уровень воображения и смелости, чтобы этот проект не просто оставался «иллюзией деятельно-сти», а ровно настолько, чтобы он был осуществимым и эффективным.
Социальное проектирование - один из основных методов современной организации общественной жизни, социального управления. Независимо от того, какие типы объектов спроектированы, они обладают характери-стиками нормативной системы ценностей инициатора проекта.
Социальное проектирование можно рассматривать как форму соци-ального управления; научно обоснованное проектирование системы пара-метров будущего социального объекта или качественно нового состояния существующего объекта.[4; 120]
Социальное проектирование один из видов деятельности по формиро-ванию объемно-информационного аналога (проекта) создаваемого соци-ального объекта. Социальное проектирование как планирование, выполня-ет свои специфические функции в развитии социального объекта.
План определяет последовательность деятельности для достижений результата, тогда как проект содержит необходимые конструктивные ха-рактеристики этой деятельности. [16; 304]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аберкомби, Н. Социологический словарь: учебник / Н. Аберкомби. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
2. Аверьянов, Л. Я. Социология: что она знает и может: учебное пособие / Л.Я. Аверьянов. – М.: Социолог ,1993. - 152 с.
3. Акимова, Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие для вузов по спец. «Социально-культурная деятельность» : учебное пособие / Л.А. Аки-мова. - М.: МГУКИ, 2007. - 123 с.
4. Акчурин, И.А. Виртуальные миры и человеческое познание: концепция виртуальных миров и научное познание: учебник / И.А. Акчу-рин. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2000. - 115 с.
5. Антонюк, Г.А. Социальное проектирование: некоторые мето-дологические аспекты: учебное пособие / Г.А. Антонюк. - Минск: Проект-пресс, 2008. - 127 с.
6. Альперович В. Д. Проблемы старения: Демография, психоло-гия, социология. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 356 с.
7. Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1998 - 110 с.
8. Андреев С. Н., Мельниченко Л. Н. Основы некоммерческого маркетинга. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 256 с.
9. Анисимов В. Социальное государство: от декларации к вопло-щению/Человек и труд. - 2004. - №4. – С. 35-36.
10. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. - М.: Педа-гогическое общество России, 2002. - 394 с.
11. Великий П. Пожилые женщины российского села: условия жиз-ни, роли и статусные позиции в сельском сообществе. - Саратов: Издатель-ство Поволж. межрегион, учеб. Центра, 2005. - 190 с.
12. Владимиров Д. Г. Старшее поколение как фактор экономиче-ского развития/Социологические исследования. - 2004. - №4. - С. 58-61.
13. Григорьева И. А. Социальное обслуживание пожилых и разви-тие сообществ: применим ли западный опыт в России/Отечественные за-писки. - 2005. - №3. - С. 92 - 99.
14. Дегаева Н. С., Ускова Н. Е. Пожилые люди: социальная поли-тика и развитие социальных услуг. - М.: Департамент по дел. ветеранов, 2003. - 226 с.
15. Денисенко М. Тихая революция/Отечественные записки. - 2005. - №3. - С. 29 - 51.
16. Жарков А. Д. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. - 470 с.
17. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 1998. - 256 с.
18. Зайнышева И. Г. Технология социальной работы. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 242 с.
19. Квартальнов В. А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 322 с.
20. Козлова Т. З. Пенсионеры о себе. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2001. - 129 с.
21. Котельников Г. П., Яковлев О. Г. Популярная энциклопедия пожилого человека. - Самара: Парус, 2005. - 490 с.
22. Кравченко А. И. Социология. - М.: Академический Проект, 2003. - 2-е изд. - 511 с.
23. Краснова О. В. Пожилые люди в России и отношение к ним./ Психология зрелости и старения. - 2003, осень. - №4 (26). - С. 11-13
24. Краснова О. В. Предисловие к программе «внутренняя уверен-ность в качестве»/«Психология зрелости и старения». - 2004, лето. - №2 (28). - С. 10
25. Краснова О. Порождение заблуждений: пожилые люди и ста-рость/Отечественные записки. - 2005. - №5. - С. 169 - 177.
26. Маркин В. В., Кошевой О. С., Найденова Л. И., Букин В. П., Игнатов B. C. Управленческие решения. Разработка и реализация, - Пенза: Издательство ПТУ, 2004. - 120 с.
27. Марков А. П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного про-ектирования. - СПб.:СПГУП, 1997. - 273 с.
28. Миннигалеева Г. А. Социальная политика в отношении людей пожилого возраста в России и за рубежом./«Психология зрелости и старе-ния». - 2004, лето. - №2 (27). - С. 132
29. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной ста-рости/Социологические исследования. 2010. - №6. - С. 65-68.
30. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы. - М.: Академиче-ский проект, 2003. - 342 с.
31. Павленок П. Д. Основы социальной работы. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 371 с.
32. Парахонская Г. А. Пожилой человек в семье/Социологические исследования. - 2012. - №9. - С. 111-119.
33. Писарев А. В. Образ пожилых в современной Рос-сии/Социологические исследования. -2018. - №8. - С. 50-61.
34. Птицына Н. О. О взаимодействии социального работника и клиента/«Социальное обеспечение». - 2015. - №9. - С. 41
35. Соболева С. В., Малютина Д. В., Денисова Д. В., Малютина С. К. Население пожилого возраста: современное социально-экономическое положение/Регион: экономика и социология. - 2014. - №5. - С. 116-129.
36. Сухова Л. С. Организация досуга и свободного времени пожи-лых людей. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные ас-пекты - М.: Издательство «Свято - Димитриевское училище сестер мило-сердия», 2013. - 260 с.
37. Филатова Е. В. Теория социальной работы. Издательство «Кузбассвузиздат». - 101 с.
38. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. - М.: Гуманитарный Издательский центр «ВЛАДОС», 2014. - 445 с.
39. Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной ра-боты (историко-понятийный аспект). - М.: Институт практической психоло-гии; Воронеж НПО «МОДЭК», 2011. - 199 с.
40. Холостова Е. И. Стратификация возраста и активное старе-ние./«Психология зрелости и старения». - 2016, осень. - №8 (29) - С. 23
41. Холостова Е. И. Технология социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 405 с.
42. Холостова Е. И., Сорвина А. С. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА - М, 2018. - 432 с.
43. Шевелев В. Н. Социология управления. Учебное пособие для высшей школы. - Ростов: Феникс, 2004. - 361 с.
44. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. - М.: Владос, 2010. - 213 с.
45. Яцемирская Р. С., Хохлова Л. Н. Социально-демографическая ситуация в современной России. Проблемы старости: духовные, медицин-ские и социальные аспекты - М.: Издательство «Свято-Димитриевское учи-лище сестер милосердия», 2017. - 267 с.