Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена тем, что в последнее время повышенное внимание современные компании уделяют организационной культуре. Формирование и совершенствование организационной культуры ведет к развитию внутрифирменных коммуникаций, сплачивает трудовой коллектив, воспитывает в работниках базовые ценности организации, помогает им ориентироваться в трудовых ситуациях. Организационная культура создает в компании благоприятную атмосферу и комфортную деловую среду. Наличие корпоративных отношений и грамотное управление ими – неотъемлемая часть цивилизованного бизнеса. Кроме того, наличие организационной культуры может стать весомым преимуществом во время подбора нового персонала – если соискатели будут знать о принятых в компании нормах и правилах заранее, это повысит ее привлекательность как потенциального работодателя.
Таким образом, вопросы, касающиеся совершенствования организационной культуры вызывают всё больший интерес исследователей в силу высокой практической и экономической значимости.
Объект исследования – АО «Анкор».
Предмет исследования – процесс исследования проблем и совершенствования организационной культуры в организации АО «Анкор».
Цель работы состоит в изучении проблем и разработке мероприятий по совершенствованию организационной культуры организации на примере АО «Анкор». Поставленная цель предполагает реализацию ряда задач: раскрыть сущность и охарактеризовать элементы организационной культуры; изучить основные методы совершенствования организационной культуры; привести организационную и экономическую характеристику АО «Анкор»; исследовать практический опыт АО «Анкор» в формировании и развитии; разработать план мероприятий по совершенствованию организационной культуры АО «Анкор».
Теоретической основой работы выступили монографические и коллективные исследования российских и зарубежных авторов в области менеджмента, управления персоналом и экономики труда, материалы периодических изданий, нормативные и законодательные акты РФ. В работе использовались труды российских и зарубежных ученых: Бабаевой А.А., Грошева И.В., Демченко Е.В., Ковалевой Н.И., Кружалина В.И., Макеева В.А., Муллахметова Х., Оржевской А.А., Поповой М.А., Шелякиной А.В. и других.
Информационная основа работы: документы АО «Анкор».
Методологической основой работы явились методы социального опроса, группировки, сравнения, структурно-динамический анализ и другие.
Практическая значимость работы заключается в следующем. Методика диагностики и анализа организационной культуры, использованная в работе, поможет руководителям компании любого уровня полнее определить направлении ее изменения. Разработанная научно-методическая база дает возможность формировать, развивать и совершенствовать корпоративную культуру современной компании.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая основа, структура и практическая значимость. В первой главе раскрыты теоретические основы формирования и развития организационной культуры в организации. Во второй главе рассмотрена организационная структура управления предприятием АО «Анкор», проведен анализ его основных экономических показателей, исследована организационная культура организации, определены существующие проблемы в данной сфере; разработаны предложения по совершенствованию организационной культуры АО «Анкор». В заключении подведены итоги исследования и определены пути решения выявленных проблем.
Раздел 1. Содержание организационной культуры
1.1. Сущность и функции организационной культуры
Неотъемлемая часть цивилизованного бизнеса в современных условиях – наличие организационной культуры. Организационная культура создает в компании благоприятную атмосферу и комфортную деловую среду.
К настоящему времени сформулировано множество определений термина «организационная культура» как зарубежными (табл. 1), так и российскими учеными.
Таблица 1
Определения организационной культуры, сформулированные разными зарубежными учеными [5, c. 143]
Автор Содержание термина
Оучи У. Организационная культура – это символы компании, ее мифы и легенды, традиции, являющиеся ее ценностями.
Голд К. Организационная культура представляет собой своеобразные черты компании, это то, чем данная компания отличается от иных компаний.
Сате В. Организационная культура компании – это совокупность разных установок, которые разделяет трудовой коллектив и собственники данной компании.
Шейн Э. Организационная культура – это сумма различных предположений, разработанных людьми с целью успешной адаптации к условиям функционирования компании и развития своей внутренней среды.
Шольц К. Организационная культура – это невидимое и неощутимое коллективное сознание компании, которое лежит в основе поведения трудового коллектива данной компании.
Браун Э. Организационная культура представляет собой совокупность ценностей компании, устоявшихся убеждений, методов решения трудностей, которые были разработаны в течение всего жизненного цикла кампании.
Мацумото Д. Организационная культура представляет собой динамическую систему определенных правил, которые действуют в данной компании. К этим правилам относятся ценности компании, убеждения, символы и т.д.
В XXI веке за рубежом возросла актуальность исследования организационной культуры и ее воздействие на деятельность крупных предпринимательских структур. Наряду с этим, в России ежегодно также посвящаются труды как научному изучению феномена «организационная культура», так и в прикладном аспекте разрабатываются внутрифирменные стандарты, затрагивающие также вопросы этики ведения бизнеса. В последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания управления компанией [7, c. 59].
Некоторые определения, которые отражают особенность российского подхода к формированию организационной культуры, показаны в таблице 2.
Таблица 2
Определения организационной культуры, сформулированные разными российскими учеными [9, c. 74]
Автор Содержание термина
Томилов В.В. Организационная культура представляет собой корпоративное мышление, от которого зависит все функционирование компании и ее развитие в перспективе.
Блинов А.О., Василевская О.В. Организационная культура представляет собой сумму предположений, которые приняты ее работниками, и которые являются ее ценностями, убеждениями, традициями, что в итоге формирует общее корпоративное поведение.
Шаров С. Под организационной культурой следует понимать сумму определенных корпоративных взглядов, ценностей компании, которая близка всему трудовому коллективу компании.
Арутюнова Д.В. Организационная культура представляет собой сумму правил и способов адаптации компании к условиям внешней среды, которые формировались в течение всего срока ее существования.
Ядов В.А. Организационная культура – это культура, компании, которая свойственна всем работникам, объединяет их и задает правила корпоративного поведения.
Виханский О.С. Под организационной культурой, по мнению данного экономиста, следует понимать совокупность предположений, которые принимаются работниками компании, которые находят свое отражение в ценностях компании, что задает работникам определенные ориентиры их корпоративного поведения.
Спивак В.А. Данный ученый под организационной культурой понимает совокупность разного рода корпоративных ценностей, находящихся в постоянном взаимодействии, что характеризует особенности данной компании.
Таким образом, можно наблюдать, что организационная культура находит свой интерес не только в трудах зарубежных, но и многих российских ученых. В целом организационная культура организации представляет собой совокупность поддерживаемых в ней основополагающих моральных ценностей, этических норм, убеждений и стандартов поведения, разделяемых большинством ее сотрудников.
Организационная культура выполняет ряд важных функций, которые, как правило, определяют эффективность компании.
1. Имиджевая функция. Сильная внутренняя культура помогает создавать положительный внешний образ компании и, как следствие, привлекать новых клиентов и ценных сотрудников [19, c. 208].
2. Мотивационная функция. Такая культура вдохновляет сотрудников на достижение поставленных целей и качественное выполнение рабочих задач.
3. Вовлекающая функция. В данном случае важно активное участие каждого отдельного члена коллектива в жизни компании.
4. Идентифицирующая функция заключается в том, что организационная культура способствует самоидентификации сотрудников, развивает ощущение собственной ценности и принадлежности к команде.
5. Адаптивная функция – организационная культура помогает новым игрокам команды быстро вливаться в коллектив.
6. Управленческая функция. Суть данной функции: организационная культура формирует нормы, правила управления командой, подразделениями.
7. Системообразующая функция – организационная культура делает работу подразделений системной, упорядоченной, эффективной.
8. Маркетинговая функция: на основе целей, миссии и философии компании разрабатывается стратегия позиционирования на рынке. Более того, корпоративные ценности естественным образом формируют стиль коммуникации с клиентами и целевой аудиторией [18, c. 18].
Таким образом, организационная культура представляет собой принятые нормы корпоративного поведения, которые формировались на протяжении всего периода ее функционирования и которые характерны для всего человеческого потенциала компании.
1.2. Структура организационной культуры
Организационная культура имеет в своем составе определенные элементы (рис. 1). Элементы организационной культуры определяют то, как проявляются индивидуальные особенности организации. К субъективным элементам относятся: организационные и этические ценности; видение развития организации; идеология; церемонии, обычаи и традиции; лозунги,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Источники
1.1. Опубликованные
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в ред. от 30.04.2021 № 1097-ФЗ). Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
1.2. Неопубликованные
2. Устав фирмы АО «Анкор», 2015.
2. Литература
3. Агафонова М.С. Управленческая деятельность: её особенности, структура и характерные черты / М.С. Агафонова, К.А. Берегович // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 2. – С. 438-441.
4. Березина Е.А. Исследование эффективности организации менеджмента на предприятии / Е.А. Березина // СМАЛЬТА. – 2019. – № 6. – С. 18-20.
5. Бушмелева М.А. Развитие организационной культуры как мера предупреждения организационных конфликтов / М.А. Бушмелева // Конфликтология. – 2017. – № 1. – С. 143-158.
6. Грошев И.В. Организационная культура. Учебник / И.В. Грошев, А.А. Краснослободцев. – М.: Юнити, 2020. – 160 c.
7. Демин Д. Организационная культура: Десять самых распространенных заблуждений / Д. Демин. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 156 с.
8. Демченко Е.В. О сущности понятия «организационная культура» / Е.В. Демченко // Молодой ученый. – 2018. – № 13. – С. 227-229.
9. Егорушкова Ю.И. Организационная культура как инструмент конкурентоспособности персонала / Ю.И. Егорушкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №1. – С. 74-78.
10. Земедлина Е.А. Организационная культура: учебное пособие / Е.А. Земедлина. – М.: Риор, 2018. – 480 c.
11. Зиновьев Ф.В. Организационная культура: практическое пособие / Ф. В. Зиновьев, В. В. Верна. – Саки: ИП Бровко А. А., 2018. – С. 58-61.
12. Инь В.С. Роль и значение организационной культуры в обеспечении конкурентоспособности предприятия в условиях вызовов современной реальности / В.С. Инь // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – № 5. – С. 119-127.
13. Козлов В.В. Организационная культура (для бакалавров) / В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова. – М.: КноРус, 2020. – 237 c.
14. Кружалин В.И. Организационная культура как инструмент управления организации / В.И. Кружалин, В.С. Кудряшов // Open innovation: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. 2019. – Пенза: Наука и Просвещение. – 2019. – № 4. – С. 56-58.
15. Лопатина Е.Н. Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений / Е.Н. Лопатина, Д.Е. Митрофанов, А.А. Онучина, З.С. Прохоров, Е.В. Шпак // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита, 2018. – С. 29-32.
16. Муллахметов Х. Организационная культура в системе менеджмента / Х. Муллахметов // Общество и экономика. – 2017. – № 11. – С. 41-53.
17. Оржевская А.А. Методы совершенствования организационной культуры организации, как фактора / А.А. Оржевская // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2018. – № 4. – С. 2-10.
18. Тихонова Л.Е. Персонал и организационная культура организации: модель мотивации / Л.Е.Тихонова, В.В.Федотова // Социальная политика и социология. – 2019. – Т.18. – № 2. – С. 17-25.
19. Шелякина А.В. Организационная культура организации / А.В. Шелякина // Молодой ученый. – 2018. – № 14. – С. 206-209.