Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Второй Вселенский собор Христианской церкви — поместный собор восточных иерархов был собран в мае 381 году византийским императором Феодосием I и происходил в Константинополе, в храме Святой Ирины.
На Собор собрались 150 ортодоксальных епископов восточной христианской церкви. Руководил Собором Мелетий Антиохийский, однако умерший почти сразу же после начала Собора, его место занял Григорий Богослов, который в ходе работы Собора принял решение оставить его; после этого Собором руководил Нектарий, продолжатель Григория на Константинопольской кафедре.
Тема работы представляется актуальной для наилучшего понимания истории Церкви, в особенности для глубокого понимания решений Второго Вселенского Собора.
Цель работы – изучение свидетельств очевидцев Второго Вселенского собора. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение хода Собора и его постановлений в церковной историографии;
- описание Собора очевидцами.
В работе показаны события Собора, вопросы, которые на нём были рассмотрены, решения, которые были приняты. В заключении показано значение Собора для дальнейшей истории церкви.
1 Деяния Второго Вселенского Собора
В 378 г. императором Грацианом был издан эдикт о веротерпимости, что позволило вернуться из изгнания в Антиохию свт. Мелетию, после чего начался церковный раскол, который получил название Антиохийская схизма. В Антиохии существовало противостояние павлиниан (евстафиан), которые были сторонниками миа-ипостасной доктрины и мелетиан, утверждавших три-ипостасное, или новоникейское богословие.
Миа-ипостасная доктрина павлиниан – это утверждение единой сущности Богочеловека Иисуса Христа. Это значит, что Иисус Христос имеет в себе не две равновеликие сути, и не единственную, божественную или человеческую, но суть его богочеловеческая, в которой поровну соединены две сути – божественная и человеческая. Другими словами, природа Богочеловека Иисуса Христа целостна и единосущна.
В следующем 379 г. состоялся Антиохийский собор под руководством свт. Мелетия, на котором присутствовали 150 епископов и были разработаны документы Римских соборов Exemplumsynodi, то есть мелетиане вновь начали общаться с Римским престолом и папой Дамасом.
В результате три-ипостасное богословие стало общепринятым на востоке и гармонизированным с латинской лексикой.
Суть три-ипостасного богословия состоит в Троичности Бо¬же¬ст¬вен-но¬го Един¬ст¬ва. Три ипо¬ста¬си – это жизненные начала един¬ст¬ва са¬мо¬го в се¬бе. С другой стороны, это есть тpоичность твоpческого ак¬та. Другими словами, Еди¬ный Бог трии¬по¬ста¬сен в Се¬бе Самом, и в откровении к сотворённому миру.
Настоящее и полновесное един¬ст¬во может быть только тpиединством. Та единица сущего, которая не содержит в себе трёх ипостасей, не может быть полной, а единство её не¬ус¬той¬чи¬во и неопpеделённо, а поэтому повтоpяемо и обязательно пpевpащает его в еди¬нич¬ность. Ис¬тин¬ное и не¬де-ли¬мое един¬ст¬во содержит в себе начала един¬ст¬вен¬но¬сти и не¬де¬ли¬мо¬сти, они и есть ипо¬ста¬си еди¬но¬го.
Всё сущее, что существует, представляет собой единство, которое есть объединение че¬го-то. С другой стороны, ни¬что не мо¬жет иметь един¬ст-ва.
На этом же Антиохийском соборе решено было направить свт. Григория Богослова в Константинополь для пропаганды никейского правоверия.
В августе 379 г., то есть почти одновременно с Антиохийским собором, император ФеодосийI, восшедший к этому времени на константинопольский престол, подписывает эдикт, которым отменяет узаконенную ранее веротерпимость.
Император Феодосий был приверженцем никейской веры, и в феврале 380 г. Был издан эдикт Cunctospopulos (Фессалоникийский эдикт) – закон, согласно которому никейское христианство стало государственной религией Римской империи. Формула никейской веры была таковой: «Мы должны исповедовать единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Святой Троице », при этом признавался авторитет папы Дамаса Римского и Петра Александрийского.
В Константинополе в это время наблюдается превосходство омиев (акакиан — одного из направлений христианских богословов), и Феодосия это весьма беспокоит.
Омии, или акакиане – одна из группировок христианских богословов, которая появилась в ходе арианского спора IV века. Спор этот совершался сторонами, противостоящими друг другу на Первом Никейском соборе 325 года. Кроме омиев, это были омиусиане, македониане и аномеи, которых ещё называют арианами. Отличалось омийство от других ариан тем, что не имело философски строгой доктрины, по сути это было движением за определёнными лидерами. Поначалу это были епископы Евсевий Кесарийский и Евсевий Никомедийский, позже Акакий Кесарийский, по его имени течение стало называться акакиане. Акакиане признавали изначальной сутью, которая выше всех остальных, Бога Отца. Исключительно Он есть первоначало того, что является бессмертием, премудростью, благостью. Бог Отец не передаёт свою суть другим непосредственно, для этого нужен посредник, которым является Логос. Логос возник по одной лишь воле Бога Отца способом, который человек не в состоянии понять, он не равнозначен Богу Отцу по сущности, потому что сущности, которые связаны и не связаны с миром, не могут быть равносильны. Из всего этого следует: Бог Отец и Бог Сын отличны друг от друга по сути, Бог Сын единородный Бог, второй Бог. Акакиане отрицали высказывания арийцев о Боге Сыне, что «было, когда не было Сына», потому что Бог Сын потенциально был в Боге Отце и до рождения. Затем Бог Сын взял человеческое тело без души, а его божество было неизменным и чуждым телесным слабостям. Смерть Бога Сына есть разделение его божества и тела, а телесные мучения не доставляли страданий его божеству. Святой Дух – это создание Бога Сына и его нельзя сравнивать ни с Богом Отцом, ни с Богом Сыном.
Свт. Григорий Богослов начинает свою проповедь, а император Феодосий в феврале 380 г. издаёт эдикт Cunctospopulos и направляет его в Новый Рим. Понятно, что целью его было утверждение никейского богословия и объединения всех направлений христианской мысли, которыми была полна восточная часть Римской империи, учитывая то, что и павликиане, и мелетиане общались с папой Дамасом, но враждовали между собой. Таким образом Антиохийская схизма была приостановлена.
Летом того же 380 г. в Константинополе возникло так называемое «дело Максима». Александрийский епископ Пётр, направляет в Константинополь делегацию для возведения на Константинопольскую кафедру одного из своих епископов, Максима. Сторонники свт. Григория выгоняют Максима из города, и он идёт в Фессалонику к императору Феодосию. Тот встал на сторону свт. Григория, и торжественно вводит его на кафедру, утверждая таким образом никейскую веру и своего ставленника высшего церковного лица Константинополя.
Все эти события приводят к тому, что положение дел в восточной части Римской империи нормализуется.
Общая картина событий такова:
С 379 по начало 381 г. Феодосием подписано три эдикта — о запрете ересей, о непреложности никейской веры по западной форме, а немного позднее – о неукоснительности мелетианской никейской веры, а также состоялся Антиохийский собор.
Собор в Константинополе, 381 года, который со временем стал называться Второй Вселенский, понимался всеми, кто имел к нему отношение, не иначе как восточный, поскольку в нём участвовали те же епископы, что присутствовали на Антиохийском соборе в 379 г. Кроме них здесь же были македонианские епископы, иерусалимский епископ и павлиниане, а также египетская делегация. Очевидно, что большинство участников составляли приверженцы свт. Мелетия.
Целью Собора стала манифестация самостоятельности церковной политики Феодосия в восточной части Римской империи.
Имеет значение для Собора и его решений, и сама личность императора Феодосия. После гибели византийского императора Валента восточная часть Римской империи была в незавидном положении. Римский император Гратиан должен был сохранить и восстановить восточную часть империи. Он вручил эту задачу испанцу Феодосию. Гратиан нарёк Феодосия Августом. Римским войскам это понравилось и Феодосий I взошёл на константинопольский престол.
В Византии он обосновался в Фессалонике и первые два года своего правления вёл переговоры со всеми, от кого зависело устройство государства и его собственной государственной власти.
Феодосий был религиозен и верен западному никейскому христианству. Конечно, именно это направление христианства он видел в статусе государственной религии для Византии. Его мнением было, что гибель Валента есть наказание Бога за ересь арианства. Если в Риме к этому времени было достигнуто единство церковной и государственной власти, то такую же картину Феодосий желал создать и в Константинополе. Это единство представлялось само собой разумеющимся и понятным. Здесь, в восточной части Римской империи ещё не было церковного единства и единства государства и церкви.
В Константинополе Феодосию арианами было предложено повидаться с их предводителем - Евномием. По свидетельству Созомена, Евномий был настолько красноречив, что никейское окружение Феодосия испугалось, чтобы арианство не овладело разумом Феодосия. Через супругу Феодосия была отменена эта личная встреча.
Ариане утверждали исходную сотворённость Бога Сына, а позднее — разность сущностей его и Бога Отца. Первым, кто утверждал эту идею, был александрийский епископ Арий, а его последователи стали называться ариане. На Никейском Соборе 325 года арианство было осуждено, сам Арий изгнан, а его книги - сожжены. Однако, последователи его оставались верны идеям учителя и до конца арианство побеждено ещё не было.
В Фессалонике, которая стала резиденцией Феодосия, главой церкви был епископ, никеец Асхолий. По описанию Созомена, Феодосий заболел, крестился и стал духовным сыном Асхолия. Затем Феодосий твёрдо решил утвердить никейскую веру на территории своего государства с помощью советов Асхолия, и провести все необходимые реформы, связанные с церковью.
Уместно здесь будет сказать об одной подробности, характерной для Феодосия как человека западного склада, – волевой преданности авторитету церкви. В Фессалонике начался военный бунт, и он устроил казни зачинщикам бунта. За эту чрезмерную жестокость епископ Асхолий не впустил Феодосия в церковь и надел на него рубашку кающегося. Феодосий повиновался, потому что не мог не подчиниться церковной дисциплине.