Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речевое поведение взрослых в ситуации с кормлением ребёнка –а также поведение ребенка - это внешнее проявление сложных психических процессов, которые осуществляются центральной нервной системой в пренатальный период существования ребенка и интенсивно развиваются и совершенствуются в раннем послеродовом периоде. Под психикой мы понимаем функцию организма, заключающуюся в отражении предметов и явлений окружающего мира.
Актуальность выбранной темы курсовой работы. В первые месяцы жизни психика ребенка очень лабильна и особенно тесно связана с его поведением, можно сказать, что ребенок отражает мир только в момент взаимодействия с его факторами, и именно успех и благополучие такого взаимодействия формирует психику ребенка и многое зависит от речевого поведения взрослых.
Многие из сегодняшних родителей в детстве сталкивались с насильственным подходом к еде — доедать всю порцию до конца, есть, чтобы не обидеть маму/бабушку/дальнюю родственницу, или обедать нелюбимым супом, потому что "едят то, что дают". Все это теперь называется пищевым насилием, которое впоследствии может вызвать серьезные проблемы с питанием, включая булимию или компульсивное переедание, а также психические и психологические расстройства.
Пищевые привычки и вообще пищевая культура ребенка начинают формироваться с первых дней его жизни, потому что именно родители несут ответственность за то, какие отношения у ребенка будут с едой. Короче говоря: ребенок лучше знает, чего он хочет и в каких количествах. Родителям просто нужно прислушиваться к его потребностям и, конечно же, прививать любовь к здоровым продуктам личным примером.
Восприятие объектов окружающего мира у младенца сильно отличается от восприятия взрослого, и важно помнить об этом, чтобы понять особенности поведения малыша. Дело в том, что целостное восприятие объекта или живого существа в виде целостного образа (восприятия) является результатом активной синтетической деятельности мозга по интеграции большого количества ощущений, возникающих в центральной нервной системе под действием стимулов различной природы (модальности).
Взрослый, получая набор ощущений, каждое из которых отражает определенное воспринимаемое качество объекта, формирует целостный внутренний образ этого объекта. Этот образ сравнивается с теми образами, которые сформировались на основе предыдущего опыта взаимодействия с подобными объектами и хранятся в памяти человека. В результате такого сравнения мы идентифицируем объект и можем назвать (вспомнить) не только те качества, которые мы воспринимаем здесь и сейчас, но и другие качества, которые обычно присущи ему.
Различия между ребенком и взрослым проявляются как в сенсорных способностях, так и в особенностях восприятия (формирование целостного образа воспринимаемого объекта).
Различия в сенсорных способностях начинаются с того, что младенцы по-разному используют свои органы чувств при получении информации об окружающем мире. Для взрослого зрение является наиболее информативным, а осязание, слух, вкус и обоняние обычно вторичны, но для ребенка верно обратное. Это связано с тем, что во внутриутробном периоде тренированные органы чувств получают большее развитие.
Во-первых, развиваются вкус и обоняние (они не дифференцируются в пренатальном периоде развития), ребенок ощущает вкус проглатываемой околоплодной жидкости, более того, ребенок фиксирует этот вкус как символ благополучия пребывания в утробе матери.
Именно поэтому вкус и запах материнского молока, схожего по своему составу с околоплодными водами, узнают все новорожденные, дети быстрее справляются со стрессом родов и успокаиваются именно тогда, когда их рано прикладывают к материнской груди.
Объект данной курсовой работы - кормлении ребёнка.
Предмет данной курсовой работы - речевое поведение взрослых при кормлении ребёнка.
Цель данной курсовой работы - изучение речевого поведения взрослых при кормлении ребёнка.
Задача курсовой работы:
1. Рассмотреть оценку адекватности материнского поведения
2. Изучить оценку адекватности речевого поведения взрослых и кормления ребёнка.
3.Проанализировать психологические аспекты речевого поведения в ситуации кормления ребёнка.
Глава 1 Психологические аспекты речевого поведения в ситуации кормления ребёнка
1.1 Психологические аспекты речевого поведения в ситуации кормления ребёнка
Какое поведение матери является наиболее благоприятным и желательным для ребенка? Как вы в целом оцениваете поведение матери в ситуации кормления, во время пеленания, игры и в других ситуациях взаимодействия с ребенком?
В современной психологии и педагогике для оценки материнского поведения используется несколько шкал, которые позволяют определить основные характеристики стиля материнского поведения. В каждой шкале на одном полюсе находится наиболее желательное качество матери для ребенка, а на другом - нежелательное. К основным шкалам оценки относятся следующие:
1. Шкала "Чувствительность" (чувствительная / нечувствительная мама).
2. Шкала "Скорость реакции на сигналы ребенка" (быстрая/медленная реакция матери на потребности ребенка).
3. Шкала "Доступность" (доступный / недоступный).
4.Шкала "Сотрудничество" (сотрудничающая/вмешивающаяся мать).
5. Шкала "Произнесения". На положительном полюсе этой шкалы находится "говорящая", то есть рассказывающая, объясняющая мать, а на отрицательном-молчаливая, мало объясняющая мать.
6. Шкала "Уверенность матери". Для ребенка такого масштаба предпочтительнее мать, которая уверена в своих действиях, а мать, которая неуверенна, чрезмерно обеспокоена или обеспокоена по какой-то причине или в какой-то ситуации, менее желательна.
7.Шкала "Постоянства матери" или "предсказуемости поведения матери". Рассмотрим более подробно характеристики крайних проявлений качеств матерей по каждой из этих шкал.
8.Шкала "Чувствительности". Чувствительная мать быстро улавливает невербальные сигналы, которые ребенок подает ей, когда у него возникает потребность в общении с ней, когда он чувствует дискомфорт, голод и т. Д.Для новорожденного ребенка способность матери различать сигналы голода и сытости со стороны ребенка особенно важна, потому что в первые дни, в первые месяцы основным общением с ребенком является грудное вскармливание. Чувствительные матери более восприимчивы к сигналам, подаваемым ребенком, поэтому они быстро учатся различать их и реагировать на них соответствующим образом.
Нечувствительные матери не замечают сигналов, подаваемых младенцам, они либо игнорируют их, либо реагируют на них неадекватно. Для такой матери ребенок не является активным участником, субъектом взаимодействия, она относится к нему как к объекту, то есть пассивному получателю ее заботы, пищи, а позже - навыков и знаний. Следует отметить, что такие матери любят своих детей, но поскольку они не акцентируют внимание на проявлениях желаний ребенка в своем поведении, у ребенка возникает ощущение, что они безразличны к ней, и поэтому он безразличен к себе.
9.Шкала "Скорость реакции на сигналы ребенка" не случайна, потому что недостаточно понять состояние ребенка, необходимо также что-то сделать для улучшения его самочувствия, физического и психологического состояния. Шкала скорости реакции и чувствительности частично взаимосвязаны: чувствительные матери обычно начинают адекватно удовлетворять потребности ребенка быстрее, чем нечувствительные. Однако оценка по этой шкале не так проста. Дело в том, что мать не должна стремиться удовлетворить потребности малыша сразу после появления сигналов об этих потребностях, а тем более не должна их предвидеть и предотвращать их возникновение.
В противном случае ребенок просто не успеет почувствовать свои потребности, а позже он не сможет научиться их распознавать, обозначать
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Привязанность, образ я и особенности взаимодействия ребенка со взрослым в раннем детстве. М.: Полиграф сервис, 2011 – 239 с
2. Блум Ф. Речь, разум и поведение / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988. - 248 с.
3. Винокур Т. Г. Говорение и слушание. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. - М.: РГГУ, 2009. - 178 с.
4. Макинерни Д. Ф. Модель поведения / Д. Ф. МаКинерни. - М.: Амфора, Красная Рыба, 2004. - 304 с.
5.Сазонова Л.В. Влияние речевого поведения матери на развитие ребенка раннего возраста/Л.В.Сазонова, О.А.Денисова//Череповецкие научные чтения. Череповец: ГОУ ВПО. 2014 – 329 с
6. Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение человека, социальную организацию и общественную жизнь / П. А. Сорокин. - М.: Академия, 2003. - 696 с.
7. Формановская Н. И. Культура общения и речевого поведения / Н.И. Формановская. - М.: Икар, 2014. - 240 с.
8.Хаймовская Н. А. Проблемы младенчества: нейро – психолого - педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалы научно - практической конференции. М.: Полиграф сервис, 2014 – 126 с