Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Мы живем в такое время, которое характеризуется активными изменениями в политических системах путем совершенствования избирательных технологий. Использование избирательных технологий оказывает значительное влияние на избирательный процесс в целом. Во многом именно от технологического наполнения зависит, сможет ли избирательная кампания оказать влияние на поведение электората и склонить его проголосовать за того или иного кандидата.
Подготовка и проведение избирательной кампании – это довольно-таки сложный и многообразный процесс, включающий в себя планирование и выбор стратегии избирательной кампании, применение различных технологий, проведение мероприятий, связанных с избирательной кампанией.
Одной из особенностей технологического наполнения избирательных кампаний является нацеленность их на использование социально-психологических механизмов, оказывающих определенное воздействие на поведение и выбор избирателей, их ценностные ориентации, интересы, настроение в целом.
В 2021 году пройдут выборы, в связи с чем тема исследования актуальна и практически значима.
Степень изученности темы. Вопрос, касающийся избирательных кампаний и технологического наполнения избирательных кампаний изучается на протяжение существования всей политической науки, а с середины 90-х годов XX в. усиливается интерес ученых к данной тематике.
Современный подход к избирательным технологиям отличается осознанием необходимости соединения как практического опыта политической борьбы, так и научного знания. Такое понимание становится возможным лишь тогда, когда организаторы избирательной кампании стремятся к необходимыми теоретическими знаниями, способностью оценки и прогнозированию конкретной ситуации, определить те «болевые точки» в сознании и мотивации людей, воздействие на которые может привести к изменению их поведения в нужном для организаторов направлении.
Вопросам избирательных кампаний, а также особенностям применения избирательных технологий в той или иной стране посвящены работы Д.Фукса , Т.Хираты , И.М.Слепенкова , С.А.Фаер .
В последнее время становится актуальным подход, в рамках которого избирательные технологии рассматриваются как технологии манипулятивного воздействия на электорат. Однако существует еще один подход, который рассматривает избирательные технологии как зависимость сущности и специфики применения избирательных технологий от избирательного законодательства, существующего в государстве.
Г. Грачев, И.Мельник в своих работах рассказывают о технологиях тайного принуждения личности путем использования психологического и информационного оружия. Они выделяют три уровня применения технологий манипуляции: организованное влияние как на индивидуальное , так и массовое сознание в ходе психополитических войн, воздействия манипулятивного характера во внутриполитической борьбе, манипулирование людьми во время межличностного общения .
Изучая влияние избирательных технологий на политические процессы, к которым относится в том числе избирательный процесс, В.П. Пугачев и А.И. Соловьев выделяют информационные ресурсы и технологии как наиболее значимые по сравнению с финансовыми и административными. Однако существует иная точка зрения: административное влияние играет значимую роль в использовании информации, следствием которого является психологическое воздействие на личность .
Исследованию особенностей технологического наполнения избирательных кампаний посвящено большое количество работ, однако, тема избирательных технологий и избирательных кампаний в целом изучена недостаточно.
Объектом исследования является избирательная кампания как элемент политического процесса.
Предмет исследования – технологии наполнения избирательных кампаний.
Цель исследования – рассмотреть технологическое наполнение современных избирательных кампаний.
Реализация цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Определить место избирательных технологий в политическом процессе.
2. Выделить структуру избирательных кампаний, ее стратегию и тактику.
3. Дать классификацию избирательным технологиям.
4. Выявить особенности и признаки, которые характерны для избирательных технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие подходы и теории:
– Структурно-функциональный и системный подходы, позволяющие представить избирательные кампании как совокупность технологий, а также определить факторы, влияющие на выбор тех или иных технологий.
–Исторический подход, позволяющий исследовать практику воздействия избирательных технологий на массовое сознание электората.
Для выполнения поставленных цели и задач в исследовательской работе были использованы следующие методы исследования:
– Традиционный анализ документов, при помощи которого была проанализирована литература, затрагивающая тему избирательных технологий и избирательных кампаний.
– Сравнительный анализ, который позволяет путем сравнения избирательных технологий выявить их достоинства и недостатки.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, две главы, разделенных на четыре параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
1.1 Стратегия, тактика и ресурсы избирательной кампании
Понятие избирательной кампании многие правоведы не исследуют как самостоятельный институт в сфере проведения выборов, а лишь связывают их с определениями выборы, избирательный процесс, избирательная система, избирательные правоотношения. Однако использование определения избирательная кампания имеет интерес среди политологов, социологов, историков и иными философов.
Ученые-правоведы не рассматривают избирательную кампанию как самостоятельный правовой институт при этом проведя исследования более масштабных определений.
Ю.А. Веденеева и В.И. Лысенко отмечают, что отношения в сфере проведения выборов вобрали в себя многообразие форм и действий, которые закрепляют права и обязанности, а также круг полномочий и меры ответственности участников выборов .
Такие ученые как С.Д. Князев и В.М. Цырфа указывают, что избирательный процесс служит условием проведения участниками выборов действий, связанных с их осуществлением электоральных правомочий, а также процесс должен обеспечивать соответствие процедур организации и проведения избирательных процессов целям и задачам демократического и справедливого формирования представительных основ народовластия .
В правоведение существует мнение, что избирательный процесс вобрал в себя понятие избирательная кампания. Но все-таки указанные понятия не являются идентичными.
Закон об основных гарантиях избирательных прав (далее – № 67-ФЗ) представляет указанные термины как идентичные, но их обозначение в определении избирательная система в широком смысле не имеет правового значения, в связи с тем, что указанное определение вобрало в себя такие понятия как выборы, избирательная кампания и избирательный процесс .
По мнению ведущих политолог избирательная кампания понимается как комплекс агитационных элементов, при помощи которых партии и кандидаты имеют возможность добиться голосов от избирателей на выборах. В науке также используется понятие предвыборная кампания, которое идентично вышеуказанному понятию.
Также понятию избирательная кампания идентично определение избирательная кампания кандидата, избирательного объединения под которыми понимается соответствующая деятельность, имеющая курс направления на получение конкретного результата на выборах и происходящая с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов до предоставления итогового финансового отчета кандидатом, партией.
Проводя разграничения понятий избирательная кампания в совокупности и избирательная кампания конкретного кандидата (партии) ученые делают вывод, что данная деятельность проводится в конкретные сроки, установленные законодательством.
Под избирательной кампанией понимается установленный законом промежуток времени, в течении которого лица могут реализовывать принадлежащие им права.
На основании вышеизложенного можно заключить, что встает вопрос о том, чтобы более детально прописать что следует понимать под предвыборной агитацией, каким она должна отвечать целям и задачам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 мая 2019 года № 103-ФЗ «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.05.2021 г.).
2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 106, 15.06.2002.
3. Федеральный закон от 06.12.1994 N 56-ФЗ (ред. от 26.11.1996) "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 241, 10.12.1994. (утратил силу).
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2021 г.)
5. Решение Чертановского районного суда города Москвы от 30 октября 2019 г. по делу № 02а-029/2019 по административному иску Р.А. Юнемана к УИК ДЭГ № 5003 об отмене решения // Суды общей юрисдикции города Москвы URL: https://mos-gorsud.ru/mgs/ services/cases/appeal-admin/details/91819844-942d-4de6-9122-cbf54a43b0ca?uid=77RS0033-01- 2019-013550-55&formType=fullForm (дата обращения: 19.05.2021 г.)
6. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2019 г. № 5-АПА19-93 Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 26 июля 2019 г., которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 г. «Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.05.2021 г.).
7. Решение Московского городского суда от 26 июля 2019 года по делу № 3а-4301/2019 об отказе в удовлетворении заявления И.В. Ульянченко о признании не действующим решения Московской городской избирательной комиссии от 18 июля 2019 г. «Об утверждении Положения о порядке дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 17.05.2021 г.).
8. Авакьян С.А. Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015. 639 с.
9. Бондарь Н.С. Информационно-цифровое пространство в конституционном измерении: из практики Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал Российского права. 2019. № 11. С. 27, 35, 36.
10. Грачев Г.В. Психология манипуляций в условиях политического кризиса // Общественные науки и современность. - 1997. -№ 4. - С. 34;
11. Дубровина Ю.Я. Конституционно-правовая защита избирательных прав граждан России при применении новых избирательных технологий // Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 2 (139). 2021. С. 62-69.
12. Ильиных Е.М. Особенности современного российского электората // Вопросы студенческой науки. Выпуск №9 (37). 2019. С. 166-169.
13. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: учеб. пособие / И.А. Алексеев и др. – М.: Проспект, 2015. – 216 с.
14. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Иванченко. – М.: НОРМА, 1999. – 856 с.
15. Коровин Е.М. Избирательная кампания: понятие и темпоральные границы // Правоприменение 2020. Т. 4, № 1. С. 37–48
16. Князев С.Д. Избирательный процесс в Российской Федерации. Понятие. Структура. Стадии / С.Д. Князев, В.М. Цырфа. – Хабаровск: Избирательная комиссия Хабаровского края, 2000. – 112 с.
17. Купцов О.П. Виды избирательных технологий с точки зрения юриспруденции // Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 1. С. 144-146.
18. Мухаметшина Е. и Бочарова С. Электронное голосование на выборах в Мосгордуму станет поводом для судебных разбирательств // Ведомости. 2019.
19. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - M.: Аспект, пресс, 2001.
20. Слепенков И.М. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты.-М: Российский центр избирательных технологий при Центральной избирательной комиссии РФ, 1995.
21. Фаер С.А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы.- Спб.:Стольный град,1998.
22. Фукс Д., Роршнайдер Р. Электоральный процесс в объединенной Германии (Реферат) // Политическая наука. - 2002. -№2.-С.140-142.
23. Хирата Т. Появление партийных систем и электоральная нестабильность в Центральной Европе (Реферат) // Политическая наука. – 2002.- №2.- С.125-128.