Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция– соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция может существовать только в определенном состоянии рынка. На сегодняшний день именно конкуренция способствует прогрессу рынка. Различные виды конкуренции зависят от определенных показателей рыночных условий.
Основными показателями являются:
1. Количество фирм (экономических, промышленных, коммерческих предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
2. Свобода входа предприятия на рынок и выхода с него;
3. Дифференциация товара (придание определенному виду товара одинакового назначения и различным индивидуальным характеристикам - по марке, качеству, цвету и т.д.);
4. Участие фирм в контроле рыночной цены [8, с. 75];
Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями спроса и предложения, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цен, объемов производства и закупок товаров будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономических исследований могут существовать различные классификации рыночных структур.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
1. совершенная (чистая) конкуренция
2. монополистическая конкуренция
3. олигополия
4. монополия
На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально, и механизмы конкуренции работают в полную силу. Многие производители не имеют рычагов навязывания своей воли потребителям.
При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или полностью отсутствует. Поэтому производитель приобретает определенную степень влияния на рынок.
В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана только со способностью производителя производить особые виды, отличающиеся от конкурентных сортов товаров. При олигополии несовершенство рынка является значительным и диктуется небольшим числом фирм, работающих на нем. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.
Актуальность исследования объясняется тем фактом, что именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и прогрессивному движению цивилизации. В связи с тем, что рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает необходимость в изучении моделей совершенной и несовершенной конкуренции и возможного поведения предприятий в ее условиях, перспектив развития ценообразования на рынках совершенной и несовершенной конкуренциию
Целью данной работы является изучение ценообразования на рынке совершенной и несовершенной конкуренции.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с понятием «совершенная конкуренция» и рассмотреть основные признаки, присущие ей;
рассмотреть принципы существования рынка несовершенной конкуренции;
проанализировать перспективы развития ценообразования на рынке совершенной и несовершенной конкуренции.
Глава 1 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Характерны черты совершенной конкуренции
Рынок — это набор правил, с помощью которых покупатели и продавцы могут взаимодействовать друг с другом и совершать сделки. За всю историю развития экономических отношений между людьми рынки постоянно претерпевают трансформации. Еще 20 лет назад не было такого изобилия электронных рынков, которые доступны для потребителей сейчас. Потребители не могли купить книгу, бытовую технику или обувь, просто открыв сайт интернет-магазина и сделав несколько щелчков мышью.
Во времена, когда Адам Смит начал рассуждать о природе рынков, они были устроены примерно следующим образом: большинство товаров, потребляемых в европейской экономике, производилось множеством производителей и мастеров, которые использовали в основном ручной труд. Компания была очень ограниченной по размеру и использовала рабочую силу как максимум несколько десятков рабочих, а чаще всего 3-4 рабочих. В то же время подобных производителей и мастеров было довольно много, и они являются достаточно однородными производителями товаров. Того, разнообразие брендов и видов товаров, к которым мы привыкли в современном обществе потребителей, тогда не было.
Эти признаки позволили Смиту сделать вывод, что ни потребители, ни производители не обладают рыночной властью, и цена устанавливается свободно в процессе взаимодействия тысяч покупателей и продавцов. Наблюдая за характеристиками рынков в конце 18-го века, Смит пришел к выводу, что покупатели и продавцы стремятся к равновесию «невидимой рукой». Характеристики, которые были присущи рынкам того времени, Смит обобщил в термине «совершенная конкуренция» [13].
Совершенно конкурентный рынок — это рынок, на котором множество мелких покупателей и продавцов продают однородные товары в условиях, когда покупатели и продавцы имеют одинаковую информацию о товаре и друг о друге. Основной вывод гипотезы о «невидимой руке» Смита: совершенно конкурентный рынок способен обеспечить эффективное распределение ресурсов (когда товары продаются по ценам, которые точно отражают предельные затраты фирмы на ее производство).
Современные рыночные структуры далеки от характеристик совершенной конкуренции, поэтому совершенная конкуренция представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель [3, с. 136].
Идеальная модель совершенной конкуренции имеет следующие характеристики:
1. Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей этого товара. Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком рынке не может повлиять на рыночное равновесие, что указывает на то, что никто из них не обладает рыночной властью;
2. Высокая информированность всех участников рынка. Это означает, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках товара, ценах на него, а производители имеют информацию о технологии производства, ценах на факторы производства. Если продавцы имеют больше информации о потребительских свойствах товаров, чем покупатели, то этот рынок называется рынком с асимметричной информацией. Примером является рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут компетентно судить о качестве предоставляемых им услуг, степени их необходимости, качестве услуг по их цене [4, с. 84].
3. Торговля осуществляется стандартизированным, однородным товаром (например, сельскохозяйственные продукты). То есть, нет никакой опасности, что потребители в массе предпочтут товары одной из фирм из-за их поразительного превосходства в свойствах или качестве по сравнению с продукцией других фирм. Например, рынок картофеля очень конкурентоспособен. Многие фермеры продают картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% продаж на рынке в день. Если доля одного из них за счет дополнительно проданного картофеля увеличится до 2%, то это не повлияет на рыночную цену.
4. Свободный вход и выход из отрасли, то есть отсутствуют входные барьеры, блокирующие вход на этот рынок, что гарантирует отсутствие соглашения между производителями, действующими в отрасли, о повышении цен за счет сокращения объемов производства. Любое повышение цен может привлечь новые фирмы в отрасль, что увеличит предложение
На рынке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдельная фирма примет решение покинуть отрасль;
5. Отсутствует контроль над ценами;
Совершенная конкуренция характеризуется балансом спроса и предложения. В связи с этим рынок регулируется независимо, и продавец или покупатель не могут влиять на большинство процессов, в частности, на ценообразование.
Если фирма в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара (MR=P).
Рисунок 1.1. – Предельный доход фирмы
Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, значения средних и предельных доходов совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведенную на уровне цены продукта.
В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что ее решения практически не влияют на рыночную цену. Равновесие между спросом и предложением, которое сложилось в рамках единой системы, не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции.
Поскольку у каждого продавца есть возможность продать по текущей цене любой желаемый объем товара, у него нет оснований снижать цену. Основной проблемой совершенно конкурентной компании является поиск объема производства, который максимизирует прибыль в условиях, когда спрос на ее продукцию абсолютно эластичен.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева Н.Г. Антимонопольная политика в России / Алексеева Н.Г., Ибрагимова З.Р. // Аллея науки. - 2018. - Т. 1, № 5. - С. 484-487
2. Амедиева Э.А. Особенности экономической конкуренции в России // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства : сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 87-89
3. Анисимов А.В. Cовременная трансформация антимонопольной политики // Журнал экон. теории. – 2018. – Т. 15, № 2. – С. 335-339.
4. Бессчетнова С.С. Конкуренция и монополия в рыночной экономике // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 16. – С. 242-246
5. Блинкова О. Н. Проявление монопольной власти на рынках // Синергия Наук. – 2017. – Т. 1, № 18. – С. 461–467
6. Бурлакова Е.В. Антимонопольная политика в Российской Федерации / Е.В. Бурлакова, С.М. Качалова // Инновационная экономика и право. – 2017. – № 4 (9). – С. 93-97
7. Зорина Е. В. Основные проблемы конкуренции в современной России // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 393-396
8. Комаров А.В. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения / Комаров А.В., Пилюк К.А. // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : сб. ст. по материалов LX междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск, 2016. – С. 46-53
9. Любимов Л.Л. «Основы экономических знании». - Москва, 2015. - Т2, С.210.
10. Рождественская Е.М. Проконкурентный элемент в системе антимонопольной политики // Вестн. науки Сибири. – 2016. – № 2 (21). – С. 32-37
11. Рубин Ю.Б. Конкуренция в экономике. Как противостоять и противодействовать соперникам и нужно ли это делать? / Ю.Б. Рубин, О.Н. Потапова // Соврем. конкуренция. – 2016. – Т. 10, № 6 (60). – С. 107-142
12. Рыженков А. Я. Метод правового регулирования антимонопольных отношений в Российской Федерации // Соврем. право. – 2016. – № 9. – С. 64–68.
13. Смирнов Е. Н. Сравнительный анализ особенностей развития конкуренции в кондитерской отрасли России и Украины / Е. Н. Смирнов, А. А. Капустина // Конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 17 апр. 2017 г. / под общ. ред. Н. В. Мальцева. – Екатеринбург, 2017. – С. 314–323
14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2016.
15. Стальская А. С. Монополия и конкуренция. Чистая монополия // Вестн. соврем. науки. – 2016. – № 11-1 (23). – С. 114–115
16. Сухорукова Е. С. Монополия как вид конкуренции в экономике // Аллея науки. – 2017. – Т. 2, № 16. – С. 541–543
17. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И Леусский - М.: ЮРАЙТ, 2015 г. - гл.3
18. Хайкин М.М. Естественные монополии в российской экономике: выбор модели регулирования / М.М. Хайкин, В.А. Кныш // Управленческое консультирование. – 2017. – № 5 (101). – С. 44-55
19. Шакирова Р.К. О несовершенной конкуренции, антимонопольной политике государства и налогах в ее составе // Гос. упр. и экономика: соврем. состояние и перспективы развития. – 2016. – С. 454-467.
1. http://50.economicus.ru., «50 лекции по микроэкономике»
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс], 2019. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 24.05.2021)
3. Мусостова Д.Ш. Антимонопольная политика как направление деятельности государства [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновац. технологий. - 2017. - № 1. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13532 (24.05.2021)