Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ……….5 1.1.Роль муниципального образования в реализации социальной политики…5
1.2. Правовое регулирование защиты социальных прав населения муниципальных образований Российской Федерации…………………………8
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………...12
2.1. Социальные проблемы муниципальных образований в России…………12
2.2. Оценка эффективности организации социальной поддержки
населения на муниципальном уровне………………………………………….15
3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ САМАРСКОЙ ОЬЛАСТИ ........................................23
3.1. Условия для развития государственно-частного партнерства
в сфере социальных услуг ……………………………………………………...23
3.2. Основные проекты государственно-частного партнерства в
социальной сфере…………………………………………………………….....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью социальной защиты населения является обязанность государства в разработке конкретных мер по социальной поддержке отдельных категорий граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, стимулирование процесса воспроизводства народонаселения, восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп.
В настоящее время переоценивается роль управления социально-экономическим развитием, так как данный процесс проходит в условиях продолжающегося перехода России к развитым рыночным отношениям. Ключевым направлением стратегического развития страны и, в частности муниципальных образований, является направленность на потребности и интересы населения. Именно поэтому роль органов местного самоуправления в социально экономическом развитии усиливается.
Управление социально-экономическим развитием является сложным и многогранным процессом. Большинство муниципальных образований не полностью используют весь имеющийся организационно-управленческий потенциал и не владеют технологиями эффективного стратегического планирования.
Разработанные органами местного самоуправления программы развития на практике часто не соответствуют интересам и потребностям местного населения, что приводит к возникновению противоречий стратегических направлений развития и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления социально-экономическим развитием. Органам муниципального образования необходимы эффективно действующие инструменты самоконтроля, которые будут способствовать социально-экономическому развитию органов местного самоуправления.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Целью данной работы является оценка социальной сферы муниципального образования . Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
а) рассмотреть теоретические аспекты функционирования социальной сферы в муниципальных образованиях;
б) проанализировать существующие проблемы муниципалитета в социальной сфере;
в) дать оценку организации социальной поддержки населения на примере г. Тольятти.
Объектом исследования являются муниципальные образования. Предмет исследования - управление социально-экономическим развитиеммуниципалитета
. Методологическую основу исследования составляют положения отечественных авторов в области социально-экономического развития.
В процессе исследования используется системный подход, аналитический, табличный и статистический методы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
1.1.Роль муниципального образования в реализации социальной политики
Основной задачей органов местного самоуправления является создание и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика представляет собой систему целей, задач и механизмов их реализации, обеспечивающих население социальными услугами и направленную на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования .
Муниципальная социальная политика формируется на основе социальной политики государства и в согласовании с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ.
Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Муниципальный уровень конкретизирует методы, способы и механизмы достижения целей, разработанных в рамках федеральной и региональной социальной политики и учитывает особенности конкретных территорий.[8]
Эффективный уровень решения большинства социальных проблем на уровне местного самоуправления обеспечивают небольшие территориальные характеристики муниципальных образований и непосредственный характер взаимодействия их жителей. Поэтому на этом уровне более заметными становятся диспропорции в расходах и доходах, наилучшим образом прослеживается реакция людей на социальные последствия такой диспропорции, а также реальные возможности мобилизации местного населения и ресурсов на решение социальных проблем.
Социальные услуги, предоставляемые населению органами местного самоуправления включают в себя:
- комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
- социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
- дома инвалидов и престарелых;
- детские дома;
- центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.
Органы местного самоуправления выполняют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, способствуют организации занятости населения, принимают участие в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.[13]
Социальные функции органов местного самоуправления являются сложными и многогранными, так как связаны с созданием условий жизнедеятельности людей в местах их проживания, где все предметно, конкретно и персонифицировано. Это является основной причиной противоречий и трудностей реализации централизованной социальной политики.
К социальным вопросам местного значения муниципального образования отнесятся:
-обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
- предоставление транспортных услуг населению;
- обеспечение жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
- библиотечное обслуживание населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек;
- организация досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения;
- создание условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
- обеспечение условий для массового отдыха жителей поселения и обустройство мест массового отдыха населения;
- благоустройство и озеленение территории поселения;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении и т.д.[6]
Кроме этого, органы местного самоуправления имеют право на:
- организацию и финансирование проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- осуществление деятельности по опеке и попечительству;
- осуществление деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
- содействие национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
- организацию службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;
- создание условий для развития туризма.
Формирование комплекса мероприятий в рамках муниципальной социальной политики должно учитывать тип данного муниципального
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3. Постановление Правительством Самарской области от 34.03.2016 № 131 «Об утверждении порядка определения формы реализации проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и иных форм государственно-частного взаимодействия, планируемых к реализации на территории Самарской области, и мониторинга их реализации»
4. Постановление правительства Самарской области №338 от 01.07.2016г. «О реализации отдельных положений Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Браткова В.В. Роль региональных программ в стимулировании экономического потенциала территории// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4 . С. 43-46
6. Гайфуллин А. Ю. Методический подход к оценке социальной устойчивости территориальных образований // Известия Уфимского научного центра РАН. 2018. № 1. С. 104–109
7. Гладков, А. В. Социальные проблемы муниципальных образований в России // Молодой ученый. 2018. № 47 (233). С. 225-227
8. Зотов В.Г. Система муниципального управления: Учебник для вузов. СПб.: Лидер, 2017.
9. Житяева Е.С. Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере Самарской области// Региональное развитие. №4. 2016. С. 102 – 108.
10. Леонов С. Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. 2017.
№ 400 . С. 223–230.
11. Попов Г.А. Местное самоуправление и национальный вопрос в // Синергия Наук. 2017. № 12. С. 494-499.
12. Рябова Т.М. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 1-1 (18). С. 113-117.
13. Савин В.И. Местное самоуправление в системе публичной власти в России // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 3. С. 150-155.
14. Стульникова О.В. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы развития // Новая наука: От идеи к результату. 2017. Т. 1. № 2. С. 230-234.
15. Терехова Т. Г. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления // Молодой ученый. 2017. №9. С. 378-382
16. Тарент И. Г. Система социальной защиты населения в РФ: учебное пособие. Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2018. 160 с.
17. Чихладзе Л.Т. Новые тенденции формирования органов местного самоуправления в РФ // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 42-51.
18. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 09.06.2021).
19. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление. 2-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2017. 341с.