Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие организаций невозможно без эффективной управленческой деятельности, в первую очередь, руководителя. Умение руководителя создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, его способность решать конфликтные ситуации, заинтересовать работой работников, применить адекватный мотивационный механизм управления, проявить свои лидерские способности, - все это зависит от выбранного стиля руководства, используемых социально-психологической и профессиональной моделей руководителя. Последние оказывают существенное влияние на эффективность работы организации и результативность деятельности ее работников.
Основной акцент в эффективном руководстве сегодня переходит от содержания к процессу. Это требует использования руководителями социально-психологической и профессиональной моделей управления. Именно они сделают возможным эффективное управление организациями, результативную работу персонала и его бесконфликтное взаимодействие и сотрудничество. Все приведенное выше обусловливает актуальность темы курсовой работы.
Анализ последних исследований и научных работ. Широкий круг вопросов, связанных с определением природы руководства рассмотрено в трудах отечественных и зарубежных ученых. Среди них работы таких исследователей как Р. Блейк, Д. Вэттэн, Р. Дафт, И. Демкив, Ж. Крысько, А. Кузьмин, О. Овсянюкбердадина, Л. Орбан-Лэмбрик, Х. Оуэн, В. Хайэм, В. Шейнов и др., в которых ученые раскрывают сущность понятия «руководство», «стиль руководства», виды стилей руководства, подходы по их выбору в различных типах организаций.
Целью курсовой работы является развитие теоретических положений и выработки практических рекомендаций по совершенствованию социально-психологической и профессиональной моделей руководителя в исследуемой организации.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решались такие задачи:
- обосновать объективную необходимость руководства организацией;
- раскрыть содержание психологии личности руководителя и его профессионализма как предпосылок результативного функционирования организации;
- проанализировать организационно-функциональные основы руководства в исследуемой организации;
- провести оценку существующей модели руководства в исследуемой организации, основанной на социально-психологических и профессиональных характеристиках;
- предложить направления формирования социально-психологической и профессиональной модели руководителя организации.
Объектом курсовой работы является процесс управления в МКЦИБ «Вороновское».
Предметом работы являются теоретические и практические аспекты усовершенствования процесса управление в МКЦИБ «Вороновское» через улучшение социально-психологических и профессиональных характеристик его руководства.
Для достижения определенной цели в курсовой работе использовались следующие методы исследования: системный анализ 2); структурный анализ, 3) факторный анализ.
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы руководства в организации
1.1. Сущность руководства организацией
Развитие организаций и их результативная работа невозможны без эффективной управленческой деятельности, в первую очередь, руководителя. Именно руководитель производит стратегию управления, консолидирует усилия своих подчиненных на достижении целей и решении важных задач, что, в свою очередь, отражается на подготовке и принятии соответствующих управленческих решений.
Итак, центральной фигурой организации является руководитель. Поэтому, важным условием обеспечение надлежащего функционирования организации в современных условиях является исполнение руководителем своей роли в ней. Место и роль руководителя в организации заключается в обеспечении: результативного управления организациями; рационального использование руководителями властных полномочий; создание и сохранение как своей репутации, так и репутации организации; формирование у руководителей лидерских черт. Более того, лицо руководителя имеет объединять в себе лидера, управленца и простого гражданина, который будет заинтересованным в добросовестном выполнении возложенных на него задач, не будет злоупотреблять своими полномочиями, а также трудиться на благо организации, которую он представляет [7, с. 66].
Работа организации зависит от эффективной управленческой деятельности, функции по обеспечению осуществления которой выполняет руководитель. Поэтому, роль руководителя в организации чрезвычайно важна. Умение и желание руководства создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, применять нужные управленческие методы, разрешать конфликтные ситуации зависят от выбранного стиля руководства и влияют на результативность работы организации.
Управленческая практика доказывает, что особенности управленческой деятельности обусловлены стилем руководства, который руководитель предпочитает для работы с сотрудниками. Причем, способ, с помощью которого управляют людьми, имеет значительное влияние на результативность работы подчиненных и самого руководства.
Эффективность руководства определяется "индивидуальным подходом", то есть возможностью успешно решать основные проблемы человеческих отношений: умение реагировать на непредсказуемое поведение подчиненных, преодоление информационного "голода" в коллективе, четкая формулировка требований к сотрудникам, установление с ними надежной обратной связи. Вместе с тем, эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность. Коллективный подход, который использует руководитель, позволяет решать проблемы совместно. Тем самым вырабатывается больше идей, растет инновационная способность организации, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций [5, с.120].
Объективную необходимость руководства организацией обуславливают следующие причины: [8, с. 309]
- руководитель является первым лицом-представителем организации, предоставляющей ему возможность единолично решать все вопросы, отнесенные к его компетенции;
- руководитель выполняет роль арбитра, выступая при этом не только представителем организации, но и источником ожидаемой социальной справедливости (как в отношении работников организации и потребителей ее услуг, поскольку в основу деятельности организаций положены принципы социальной эффективности и социальной справедливости);
- деятельность и поступки руководителя всесторонне оцениваются вышестоящими руководителями, коллегами, подчиненными, а также внешним окружением, что является своеобразной формой контроля;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабич Н. Ответственность в структуре профессиональной модели младшего медицинского специалиста / Н.Бабич // Психология личности. - 2017. - №1 (2). - С. 237-244.
2. Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха / К. Бланшар. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.
3. Бояцис Р. Резонансное лидерство: Самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания. Оптимизма и эмпатии / Р.Бояцис. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. - 300 с.
4. Вэттен Д. А. Развитие навыков менеджмента / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб.: Издат. дом "Нева", 2014. – 672 с.
5. Герберт А. Административное поведение: исследование процессов принятия решений в организациях, выполняющих административные функции / А.Герберт, Г. Саймон [пер. с англ.]. - М.: АртЕк, 2015. - 392 с.
6. Гончарук Н. Т. Портрет руководителя в государственном управлении: социально-психологический аспект / Н.Т. Гончарук, И. Г. Сурай // Вест. НАДУ. - 2019. - № 2. – С.26-27.
7. Гончарук Н. Т. Управление руководящим персоналом в сфере государственной службы / Н. Т.Гончарук. - М.: Высь, 2017. - 487 с.
8. Доршин А. П. Управление персоналом / А. П. Доршин. - Н. Новгород: Изд-во НИМБ, 2015. - 624 с.
9. Дидковская Л. Г. Менеджмент: Учеб.пособие / Л. Г.Дидковская, П. Г. Гордиенко. - М.: Алерта, КНТ, 2017. - 516 с.
10. Зеркалов Д. В. Безопасность труда в медицинских учреждениях. Справочное пособие // Д. В. Зеркалов, Ю. А. Полукаров. - М.: Основа. 2018. – 696 с.
11. Руководитель: лидер и менеджер. Учебник для директора. - 2015. - № 5-6. 120 с.
12. Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование / А. И.Кочеткова. - М.: Дело, 2014. - 944 с.
13. Кузьмин А.Е. Руководство организацией: Учеб. пособие. А.Е.Кузьмин, Н.Т.Малая, А.Г.Мельник. – М.: Гардарики, 2018. - 50 с.
14. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера; пер. с англ. - М.: Вече; Персей, 2014. - 480 с.
15. Лукашевич В. В. Основы управления персоналом: учеб. пособие / В.В.Лукашевич. - М.: КНОРУС, 2017. - 232 с.
16. Теория управления: социально-технологический подход: Энциклопед. слов / Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушкова. - М.: Муниц. мир, 2014. - 672 с.
17. Хмельницкая В. В. Руководитель как объект психологического исследования / В. В. Хмельницкая. – М.: Просвещение, 2014. - 105 с.