Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день главной целью национальной стратегии: в силу факторов объективных внутренних и внешних обстоятельств, выступают ее внешнеторговые связи. Геополитические изменения, которые наблюдались за всю историю развития мирового сообщества, так или иначе связаны с глобализацией, ее конфронтационного и конструктивного потенциалов.
Разработка и применение стратегии таможенной политики дает возможности любой стране обеспечить наиболее благоприятные политические и экономические условия для внедрения и использования национального капитала на международных рынках
Для современного этапа развития экономики России наиболее распространённым видом внешнеторговой деятельности являются внешнеторговые операции, представляющие собой осуществление сделок в области торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Одной из важнейших составных частей платежного баланса страны, является разница между товарным экспортном и товарным импортом, которая образовывает торговый баланс. Традиционно считается, что превышение экспорта над импортом, является показателем здорового состояния экономики.
Актуальность темы обусловлена непредсказуемостью ситуации и зависимостью российской экономки, от поступлений с экспорта и импорта, так как особенности макроэкономической ситуации 2018-2020 годах определялись разнонаправленной динамикой внешнего и внутреннего спроса. Экстенсивное использование основных факторов производства при изменении внешних условий усилило диспропорции в сфере производства, потребления и инвестиционной деятельности. С одной стороны, изменение конъюнктуры мирового рынка оказало негативное влияние на уровень спроса на товары российского экспорта, а с другой –ограничения, связанные с санкциями, определили сокращение и структурные сдвиги в импорте и формировании ресурсов внутреннего рынка.
Таким образом торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в мировое хозяйство. К тому же таможенная политика представляет собой зеркальное отражение экономического состояния страны.
Целью работы является анализ таможенной политики на примере Российской Федерации. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи работы:
-раскрыть цели и функции таможенной политики РФ;
-рассмотреть основные направления таможенной политики;
-охарактеризовать методы осуществления таможенной политики;
-провести анализ экспортно-импортной политики РФ в 2017-2020 гг. и на плановый период 2021-2023 гг.;
-оценить поступления таможенных платежей и сборов в федеральный бюджет РФ в 2017-2019 гг. и на плановый период 2021-2023 гг.;
- выявить решение проблем реализации таможенной политики.
Объектом исследования является внешняя торговля Российской Федерации, предметом исследования является современная таможенная политика.
Методы исследования: изучение литературы, отбор и группировка материала, анализ и синтез, сравнение, метод математического счета и обработка статистических данных.
1 Теоретические аспекты таможенной политики в РФ
1.1. Цели и функции таможенной политики РФ
Под таможенной политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами в части экспорта и импорта. В самом общем виде можно сказать, что главной задачей таможенной политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны. В долгосрочной перспективе целью таможенной политики сильных держав заключается в определении преимуществ и конкретных специализаций данной страны в мировой экономике, устранение нежелательных условий для разнообразия экспортируемых товаров и услуг, также закрепление за собой конкурентных позиций отечественных компаний на международной арене торговли и завоевание топа среди всех стран-участниц на отдельных сегментах и секторах рынка. Поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Все страны, ориентируясь на развитие своей национальной экономики и обширность международных экономических отношений выбирают различные направления формирования и осуществления внешнеторговой политики. Исторически сложилось два типа внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство [14, с.33].
Одной из составляющих экономической системы есть таможенная безопасность. В общем понимании таможенную безопасность государства можно определить, как состояние защищенности ее таможенных интересов.
Таможенная политика страны является государственной экономической политикой. Главными функциональными задачами таможенной политики является обеспечение защиты национальных интересов и национальной безопасности страны в политической, экономической, социальной, экологической и других сферах. Таможенная политика осуществляется путем реализации доктрин, стратегий, концепций, программ, которые существуют в государстве.
К основным принципам таможенной политики государств на современном этапе можно отнести политику гармонизации и унификации с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами.
К общим тенденциям формирования таможенной политики и развития таможенных систем в разных странах мира можно отнести такие:
- всестороннее содействие развитию международной торговли с помощью средств регулирования внешнеторговых отношений;
- защита интересов государств в сфере экономики, обеспечение безопасности от проникновения контрабанды;
- полный сбор таможенных платежей;
- ориентация национальной торговли и таможенной политики на «внешний мир» как средство достижения целей экономического роста в стране.
Непосредственное регулирование внешней торговли, защита внутреннего рынка, развитие экономики страны и ее интеграции обеспечиваются системой принципов и направлений деятельности государств при осуществлении таможенной политики.
Внешнеэкономическая политика государства соответственно должна находить свое отражение в таможенной политике, изучение влияния которой на экономический рост является очень важным.
Таможенные органы по обеспечению экономической безопасности призваны выполнять и выполняют ряд важных для целостности и независимости государства функций: фискальную, защитную, стимулирующую, протекционистскую, контрольную, правоохранительную, информационную. [1, с. 47-48].
Фискальная функция заключается в наполнении бюджета страны за счет поступлений от производства пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизного сбора из товаров и других предметов во время их перемещения через государственную таможенную границу;
-протекционистская функция предусматривает влияние со стороны государства на внешнеэкономическую деятельность с помощью средств тарифного (ставки таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (квоты, лицензии, сертификаты, а также другие инструменты) для обеспечения национальных интересов и государственной экономической политики;
-защитная функция обеспечивает защиту государства от внешних и внутренних угроз, включая защиту внутреннего рынка и интересов потребителей, эффективную борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, защиту прав интеллектуальной собственности, обеспечение экологической безопасности;
-контрольная функция заключается в определении и обеспечении условий и порядков перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, проведении таможенного контроля и таможенного
-оформления, проверке законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и тому подобное;
-информационная функция направлена на организацию сбора и хранение информации о результатах таможенного контроля и таможенного оформления, обмен информацией с другими государственными органами и государствами, обеспечение анализа таможенных рисков;
-стимулирующая функция заключается в привлечении импортных товаров за счет снижения ставок пошлин, что обеспечивает увеличение притока импорта. В отдельных случаях таможенные пошлины на ввоз товаров могут вообще не устанавливаться;
-правоохранительная функция заключается в обеспечении осуществления международно-интеграционного процесса, выполнении международно-правовых мероприятий, развитие международного
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Брутян М.М., Головчанская Е.Э., Даниловских Т.Е. и др. Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации: монография. - Новосибирск, 2018. – 165с.
2. Бондаренко В.А. О неэквивалентности внешней торговли и трансформациях ее инфраструктуры. //Вестник РГЭУ (РИНХ). - 2017. - №14 . - С.66-73.
3. Бурганова И.Н. Релевантность российской внешней политики на постсоветском пространстве в условиях многовекторности. //Управление мегаполисом. - 2018. - № 17. - С.140-141.
4. Внешняя торговля России в 2020 году: цифры и факты, автор Екатерина Быркова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://провэд.рф/ (дата обращения: 21.05.2021).
5. Внешняя торговля России. //Российская газета. - 2017. - №15 - С.4.
6. Дробот Е.В., Шлепова К.О. Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности страны // Экономические отношения. — 2012. — № 2. — С. 47-50.
7. Иващенко Ю., Лябина А. Влияние санкций на развитие малого бизнеса и обеспечение продовольственной безопасности страны. //Материалы 66 научной студенческой конференции «Молодежный вектор развития аграрной науки». Воронеж: Воронежский госаграрный ун-т. - 2018. - С.11-12.
8. Итоги внешней торговли 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klerk.ru /bank (дата обращения 21.05.2021).
9. Кембриджская экономическая история Европы Нового и Новейшего времени. Т. 1. 1700-1870. М.: «Института Гайдара», 2018. – 125с.
10. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://minfm.ru/ru/ (дата обращения: 21.05.2021).
11. Моисеева М.А., Юшков О.А. Особенности внешнеторгового оборота России на современном этапе. //Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 5. - С.110-113.
12. Новожилова, М.А. Глобализация и продовольственная безопасность в современном мире / М.А. Новожилова // Вестник РТА. – 2011. – № 2. – С. 128 – 131.
13. Российская экономика подсчитывает убытки от присоединения к ВТО. Вступать в ВТО было безумием. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kprf.dalmatovo.ru (дата обращения: 21.05.2021).
14. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
15. Степанов Е.А. Влияние внешней торговли на экономический рост национальной экономики. //Вестник Челябинского государственного университета. - 2020. - № 33. - С.35-41.
16. Строганов А.О., Жилина Л.Н. К истории вопроса об импортозамещении в России. //Фундаментальные исследования. - 2019. - № 126. - С.128-122.
17. Сайт Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) России. – Режим доступа: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 21.05.2021).
18. Сайт Федеральной таможенной службы (ФСГС) России. – Режим доступа: URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 21.05.2021)
19. Федотова О.А. Анализ экспорта и импорта Российской Федерации. //Сборник научных трудов по материалам Международной науч.-практ. конференции «Образование и наука: современное состояние и перспективы развития». - Тамбов: "КА Юком". - 2021. – С.13-16.
20. Хрусталев, Д.А. Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов Российской Федерации в контексте создания таможенного союза евразийского экономического сообщества / Д.А. Хрусталев // Вестник БИСТ. – № 4 (12), декабрь. – 2021. – С. 162 – 172.