Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Понятие, признаки и регулирование прелпринимательства в РФ 4
1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности 4
1.2. Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования в России 10
2. Актуальные вопросы гражданско-правового регулирования предпринимательства в РФ 17
2.1. Значение и условия регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя 17
2.2. Механизмы правовой защиты предпринимательской деятельности в РФ 23
Заключение 31
Библиографический список 32
Фрагмент для ознакомления
2
С иском об оспаривании решения о госрегистрации можно обращаться напрямую в суд. Законом N 129-ФЗ обязательный досудебный порядок для данной категории споров не установлен. Данный вывод, приведенный в Обзоре, основан на п. 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ. В нем сказано, что решение регистрирующего органа о госрегистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, и (или) в судебном порядке.
При этом по спорам об оспаривании решений об отказе в госрегистрации подобной альтернативы нет - такое решение может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Третья категория споров - оспаривание иных решений регистрирующих органов - самая скудная. В Обзоре приведено всего три таких спора, которые завершились в пользу... регистрирующего органа. Так, в ч. 3 Обзора говорится следующее:
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта и действий (бездействия) регистрирующего органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Этот срок не является пресекательным. И при наличии уважительных причин его пропуска суд его восстановит. Ну а если уважительных причин нет, то на нет, как говорится, и суда нет.
Если несвоевременное внесение в ЕГРИП сведений об изменении места жительства ИП не привело к нарушению его прав и законных интересов, связанных с назначением и проведением выездной проверки ненадлежащим налоговым органом, то в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия регистрирующего органа судьи откажут.
Таким образом, можно сделать ряд важных выводов. Так, представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но содержат недостоверные (некорректные) сведения, не могут считаться представленными для госрегистрации, в связи с чем отказ регистрирующего органа в госрегистрации таких сведений правомерен. То есть формально подойти к этому вопросу не удастся. Причем связано это в том числе и с тем, что у налогового органа нет полномочий самостоятельно производить корректировку в представленных документах. И это в принципе логично. Сложно себе представить, сколько бы было споров, связанных с изменениями, которые инспекторы самовольно внесли в «регистрационные» документы. Однако у этой медали есть и оборотная сторона - документы, содержащие недостоверные сведения, признаются непредставленными.
Статья 25.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяя порядок административного (досудебного) обжалования решения регистрирующего органа, формирует иерархию взаимно подчиненных органов государственной власти, которые наделены компетенцией по пересмотру ранее вынесенного по делу решения:
- вышестоящий регистрирующий орган;
- федеральный орган исполнительной власти - ФНС РФ;
- суд.
Каждый вышестоящий орган уполномочен пересматривать решения нижестоящего, при этом подача жалобы в ФНС РФ допускается лишь в случае оспаривания решения об отказе в государственной регистрации территориального управления ФНС РФ, которое выступало в качестве первой инстанции административного обжалования. В случае направления в ФНС РФ жалобы на принятое регистрирующим органом решение об отказе в государственной регистрации такая жалоба подлежит возврату заявителю или направляется по подведомственности в управление Службы в соответствующем субъекте РФ. Единственным исключением из данного правила выступает суд, который наделен максимально широким кругом полномочий в части рассмотрения жалоб на решения регистрирующего органа. В суд может быть подана жалоба на решение органа любой из вышеуказанных инстанций.
В большинстве случаев действующее законодательство рассматривает суд в качестве высшей инстанции, допуская возможность возбуждения судопроизводства лишь при условии, что исчерпаны все административные ресурсы. Основной особенностью нового порядка обжалования решения регистрирующего органа является ограничение возможности обращения в суд: возбуждение процедуры судебного оспаривания отказа регистрирующего органа допускается только после его обжалования в вышестоящем регистрирующем органе. В то же время решение о государственной регистрации может быть обжаловано как в вышестоящем органе, так и в суде без соблюдения процедуры досудебного урегулирования.
Анализ структуры ФНС РФ в большинстве субъектов РФ не позволяет выделить вышестоящий регистрирующий орган.
Следует заметить, что несмотря на предоставленное Законом заявителю право самостоятельного определения порядка обжалования решения и выбор органа государственной власти, в который будет направлена жалоба, такие органы в значительной степени отличаются по своему правовому положения, что, в частности, обусловлено их различной компетенцией, отнесением к различным ветвям власти. Так, суд рассматривается в качестве высшей инстанции, его решение может быть предметом пересмотра лишь вышестоящим судом, административная юрисдикция иных органов на него не распространяется. В то же время ФНС РФ, выступая в качестве высшей инстанции в рамках досудебного урегулирования спора, не является окончательной. Ее решение также может выступать предметом судебного разбирательства. В этой связи на практике приоритетным остается судебное урегулирование спора. Справедливости ради следует отметить, что применение административных процедур зачастую позволяет в значительной времени сэкономить и время, и денежные средства, затрачиваемые на судебные расходы, поскольку решение регистрирующего органа может быть объективно пересмотрено вышестоящим органом. Отмена ранее вынесенного решения в практике данного органа не редкость.
Таким образом, оспаривая решение ИФНС об отказе в государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, то, прежде чем идти в суд, следует обратиться с жалобой в Управление ФНС по конкретному субъекту РФ. В противном случае суд оставит исковое заявление без рассмотрения.
2.2. Механизмы правовой защиты предпринимательской деятельности в РФ
За почти четверть века, прошедшую с момента принятия Конституции РФ в 1993 г., провозгласившей свободу экономической деятельности, признание и защиту частной собственности, отношения между государством и бизнесом развивались довольно противоречиво. На смену «лихим» девяностым, когда несовершенство законов заведомо ставило предпринимателей в положение нарушителей, порождая неформальные правила игры бизнеса и власти, пришли «стабильные» двухтысячные, изменившие как законы, так и «правила игры». Позитивные сдвиги в законодательном регулировании предпринимательской деятельности, осуществляемые с начала двухтысячных годов, трансформировали отношения бизнеса и власти, предоставив предпринимателям правовые инструменты для легального ведения дел, защиты своих интересов в административном и судебном порядке. Однако реальное воплощение нормативных предписаний «пробуксовывало» на местах, столкнувшись с чиновничьим произволом нового формата, приспособившим законы «к новой ситуации».
Появление института уполномоченного по защите прав предпринимателей явилось своего рода новой вехой в моделировании отношений власти и бизнеса в Российской Федерации. Являясь инструментом самоограничения власти, данный институт представил собой не только дополнительную гарантию защиты конституционного права на предпринимательскую деятельность со стороны государства, но и стал площадкой для совместного обсуждения наиболее острых вопросов ведения бизнеса в стране.
Идея создания института бизнес-омбудсменов в нашей стране принадлежит Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», поставившей вопрос о необходимости введения должности уполномоченного по правам предпринимателей перед президентом Российской Федерации. Правовая основа института уполномоченного по защите прав предпринимателей начала формироваться в 2012 году, когда Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879 была учреждена должность уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Через год, в мае 2013 г., был принят Федеральный закон N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее - Закон N 78-ФЗ), который определил правовое положение, основные задачи и компетенцию уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также установил право учреждения должности уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации с учетом положений федерального закона.
Законом N 78-ФЗ императивно определен ряд полномочий региональных бизнес-омбудсменов и предусмотрены основы их взаимодействия с уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей. В частности, установлена обязанность региональных уполномоченных по окончании календарного года направлять федеральному бизнес-омбудсмену информацию (отчет) о своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации, а также предложениями по совершенствованию правового положения субъектов предпринимательской деятельности (ч. 6 ст. 10 Закона N 78-ФЗ).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, ст. 357.
7. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 05.01.2009, N 1, ст. 15.
8. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
9. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
10. Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2881.
11. Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2305.
12. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
13. Федеральный закон от 02.11.2013 N 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, N 44, ст. 5633.
14. Указ Президента РФ от 22.06.2012 N 879 // «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, N 26, ст. 3509.
15. Постановление Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 «Об утверждении Правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения» // Российская газета, N 181, 17.08.2015.
16. Приказ ФНС РФ от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг» // Российская газета, N 231, 14.10.2011.
17. Письмо ФНС России от 01.04.2016 N ГД-4-14/5658@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2016)» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Письмо ФНС России от 01.04.2016 N ГД-4-14/5658@ «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2016)» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2015 N 1523-О // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, декабрь, 2006.
22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, 2005.
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 8, август, 2015.
24. Блошенко М.В. Пределы и ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 13.
25. Болдырев В.А. Система регистрационных действий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 6. С. 81.
26. Дымова Л. Госрегистрация: «мотивы» для отказа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия»: электрон. журн. 2016. N 35. С. 23.
27. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. С. 12.
28. Надежин Н.Н. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России. Москва: Статут, 2019.С. 47.
29. Олейник О.М. Понятие предпринимательской деятельности: теоретические проблемы формирования // Предпринимательское право. 2015. N 1. С. 3 - 17.
30. Пашков А.В. К вопросу о содержании категории «экономические права» // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. N 2. С. 134.
31. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник (3-е изд., перераб. и доп.) / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. С. 29.
32. Предпринимательское право: современный взгляд: монография / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Е.Г. Афанасьева и др.; отв. ред. С.А. Карелина, П.Г. Лахно, И.С. Шиткина. М.: Юстицинформ, 2019. С. 34.
33. Приходько Т.В. Современная модель ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: конституционно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2017. С. 187.
34. Суховская М.Г. Отказ в госрегистрации юрлиц и ИП: как избежать // Главная книга. 2016. N 20. С. 79.
35. Шапсугова М.Д. Особенности правосубъектности индивидуального предпринимателя // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 1. С. 44 - 52