Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рынок авиакомпаний как в России, так и за рубежом является высококонкурентным и требует особого внимания аспектам продвижения. Требования и ожидания целевых аудиторий при выборе авиаперевозчика достаточно высокие и в значительной степени они определяются эффективностью применения авиакомпанией современных методов позиционирования и продвижения, в том числе активностью использования GR-технологий.
Сегодня значимость GR-технологий определяется необходимостью раскрытия потенциальных возможностей бизнеса, важных для развития территорий в условиях цифровизации. Их трансформация сегодня тесно взаимосвязана с внедрением во все сферы жизнедеятельности новых электронно-цифровых техники и технологий. Особое место в GR-технологиях занимают вопросы поддержки бизнеса в части применения новейших цифровых технологий, что способно повысить эффективность развития компании на новый уровень.
1. РОЛЬ GR-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ
1.1. Сущность GR-технологии
GR-технологии совсем недавно вошли в область интересов исследователей, ввиду своей новизны и активации применения в разных областях управления, особенно в сфере деятельности крупных бизнес-корпораций.
Политика цифровой экономики в концепции развития бизнеса как основного источника налоговых доходов государства должна быть направлена на повышение активности предпринимательских структур. Онтология механизмов взаимодействия и взаимопонимания между государством и бизнесом проявляется в аспектах исторической, правовой и экономической информационной обеспеченности. Государственная власть и бизнес как важнейшие институты обеспечения общества потребностями и безопасностью должны находиться в тесной взаимосвязи и понимании общих целей и задач .
Необходимо учитывать, что к основным сферам влияния государства относятся: обеспечение стабильности и безопасности в обществе; организация и регулирование хозяйственной жизнедеятельности; социальное обеспечение; поддержка культурного наследия и его развития; обеспечение экологической безопасности.
Из основных сфер влияния бизнеса можно выделить такие, как:
- обеспечение запросов общества на возмездной основе и безопасности института собственности; создание материальных благ;
- создание рабочих мест и охрана труда; формирование предложения на основе потребительского спроса и прочее .
Объектом GR-менеджмента как раз и является сфера влияния государственной власти и бизнеса.
Задачи GR-технологий (финансовые и нефинансовые) направлены на решение проблем лоббирования приоритетных видов деятельности для государственной власти и бизнеса в условиях цифровизации.
1.2. Структура GR-менеджмента
Структура GR-менеджмента для развития рынков и отраслей территориальной и национальной экономики в условиях цифровизации представлена следующим образом:
1. Секторы, отрасли, рынки в GR-взаимодействиях конкретных субъектов бизнеса;
2. Электронно-цифровые платформы GR-менеджмента для развития рынков и отраслей территориальной и национальной экономики;
3. GR-технологии нормативного регулирования, информационного и кадрового обеспечения органов власти и бизнеса.
Следует отметить, что электронно-цифровые платформы GR-менеджмента направлены на поддержку инновационного бизнеса для развития рынков и отраслей территориальной, национальной экономики, а также увеличения доли цифровизации в процентах к ВВП.
Основным объектом GR-менеджмента становится проблема решения конкретной задачи в треугольнике устойчивого развития, который обеспечивает три ключевых направления: экологический баланс, социальная устойчивость, экономическое равновесие. Фокус направлен на решение задач, а не на борьбу с конкурентами, что позволяет совершить скачок в ценности, обеспечивающие запросы общества. В таком GR-взаимодействии открываются новые виды деятельности, которые не включены в конкурентную борьбу, что позволяет создавать инновационные ценностные услуги.
Инновационная ценность GR-менеджмента всегда должна оцениваться с позиции качества, практичности (качественные показатели) и ценой, расходами (количественные показатели).
2. GR-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИЙ
2.1. Инструменты продвижения авиакомпаний
Российские и иностранные авиакомпании и аэропорты в своей PR-деятельности используют целый спектр новых информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет и в традиционной среде. Из Интернет-технологий задействуются блоги, социальные сети «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Twitter, Одноклассники, Google+, LinkedIn, Flickr, Tumblr, видеоподкастинг, рассылка по электронной почте, RSS, а также приложения для смартфонов и умных часов (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнительный анализ применения новых PR-технологий авиакомпаниями «Аэрофлот», «ЮТэйр», S7 Airlines и «Уральские авиалинии» (Comparative analysis of the application of new PR technologies by Aeroflot, UTair, S7 Airlines, and Ural Airlines)
Они используются как отечественными, так и зарубежными авиакомпаниями.
К новым технологиям в сфере традиционного PR относят современные способы оформления выставочных стендов, социальный медиарелиз, являющийся видоизмененным форматом привычного пресс-релиза, и ньюсрум (онлайновый пресс-центр) для СМИ. К использованию современных выставочных технологий прибегают все проанализированные компании. Однако технологии, связанные с составлением пресс-релизов и работой со СМИ, на данный момент присутствуют только в арсенале сотрудников PR-отделов иностранных авиакомпаний .
Авиакомпании сотрудничают как с федеральными, так и с отраслевыми, авиационными СМИ. К последним можно отнести такие издания, как «Авиатранспортное обозрение», «Авиасоюз», «Взлёт», «Крылья Родины», «Авиаглобус» и «Авиапанорама», а также интернет-порталы Aex.ru, Aviaport.ru, Jets.ru, Bizavnews.ru, Avia.pro и Aviaru.net.
2.2. Роль GR в антикризисной стратегии авиакомпании
Не секрет, что пандемия коронавируса очень сильно негативно повлияла на многие отрасли экономики во всех странах. Особенно сильно это отразилось на логистическом секторе. По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии к 1 мая составят примерно 507 млрд руб., из них почти 50% – 230,3 млрд руб. – это потери транспортной отрасли. InfraOne оценивает в том числе эффект ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса.
В результате действий регионов, которые имеют право пересматривать сроки самоизоляции жителей, сумма может уменьшиться, «но, вероятнее всего, это будет возможно лишь в малонаселенных субъектах и на итог повлияет незначительно» (рис.2.1):
Рис. 2.1 – Потери разных секторов логистики в результате пандемии коронавируса
На рис. 2.1 отражены огромные потери авиакомпаний в результате последствий и ограничений пандемии.
Далее представим потери российский транспортных компаний от ограничений в связи с коронавирусом (рис.2.2)
Рис.2.2 - Потери российский транспортных компаний от ограничений в связи с коронавирусом
Больше всего пострадали авиакомпании и аэропорты, которые потеряют, по оценкам экспертов, около 270 млрд. руб. Наибольшие потери понесло направление международных авиаперевозок. Расписания рейсов авиакомпаний постоянно обновляются в зависимости от текущей эпидемической и политической ситуации. В связи со снижением грузопотока многие авиакомпании работают по чартерному расписанию, применяя тарифы с повышенным коэффициентом 2–3. Текущие тарифы определяются перевозчиками в момент бронирования и не могут быть гарантированы на продолжительный период. Стоит отметить, что часть грузов в Сибирь и на Дальний Восток отправляется вместо авиадоставки автомобильными магистральными перевозками.
Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги можно резюмировать, что влияние GR-менеджмента на основные экономические показатели бизнеса, особенно в кризисных ситуацих существенно возрастает. GR-менеджмент является фокусом устойчивого развития бизнес-структур. Отсутствием прямого диалога органов власти с бизнесом определяются трудности и усугубляется устойчивое развитие бизнес-структур, и выходом из сложившихся экономических кризисных положений становится GR-менеджмент. Как показатель эффективности от результатов контрактации и вариативного взаимодействия органов публичной власти с крупным, средним и малым бизнесом выступает инновационная ценность GR-менеджмента.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игнатова Т. В., Гончарова, О. Ю., Лозовова Л. А. Публичное управление инновациями в предпринимательстве и образовании // European journal of Social Sciences. 2014. № 8 (1). С. 440
2. Кайль Я.Я., Шохнех А.В., Епинина В.С. Потенциал развития GR-менеджмента в условиях цифровой экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-razvitiya-gr-menedzhmenta-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 01.06.2021).
3. Климова Н.В. Зарождение GR-технологий в России. Особенности применения GR-технологий в деятельности Б. Н. Ельцина // Human Progress. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarozhdenie-gr-tehnologiy-v-rossii-osobennosti-primeneniya-gr-tehnologiy-v-deyatelnosti-b-n-eltsina (дата обращения: 01.06.2021).
4. Морозова Н.И. Перспективы участия частного сектора в решении социально-экономических задач на государственном и муниципальном уровнях // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. №9. С. 21-29.
5. Плотникова Н.А. Особенности взаимодействия бизнеса и власти в регулировании социально-экономических проблем территории // Концепт. 2014. №S28. С. 56-59
6. Рубцова Н.В., Чумакова Л.П. Некоторые особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в контексте цифровой экономики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 8. С. 94
7. Черноскутова М.В., Меньшенина Н.Н. Особенности развития GR в современной России// Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:
https://scienceforum.ru/2015/article/2015015393 (дата обращения: 01.06.2021)
8. Шарков Ф.И., Седов О.А. Продвижение бренда посредством новых информационно-коммуникационных технологий (на примере российских авиакомпаний) // Коммуникология. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-brenda-posredstvom-novyh-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-primere-rossiyskih-aviakompaniy (дата обращения: 01.06.2021).
9. Шохнех А.В., Телятникова В.С., Насонова Л.И. Цифровая экономика: теория и методология интеграции субъектов в электронно-цифровое предпринимательское поле. Уфа: АЭТЕРНА, 2018.
10. GR и лоббизм. Теория и технологии. Учебник. - Москва: ИЛ, 2016. - 316 c.