Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с увеличением количества автомобилей на дорогах нашей страны соответственно растёт и число автозаправочных станций (в дальнейшем - АЗС). На данный момент с экологической точки зрения представляется более безопас-ным перевести все эти АЗС с моторного топлива (куда входят дизельное топли-во и различные сорта бензина) на природный или сжиженный углеводородный газ. Однако в РФ по-прежнему распространены легковые и грузовые автомоби-ли, работающие на бензинах марок А-92 и А-96, а также на дизельном топливе, поэтому повсеместно строятся и функционируют АЗС, работающие на мотор-ном топливе. Данные АЗС являются очагами повышенной пожара и взрыво-опасности, так как там хранятся значительные объёмы бензина и дизельного топлива.
В существующих ныне новых экономических условиях наиболее востре-бованы такие АЗС, которые представляют собой автозаправочные комплексы (АЗК). На их территории присутствуют как сама АЗС, так и станция по сервис-ному обслуживанию пассажиров и водителей. Кроме того, степень пожарной опасности АЗС зависит как от конструктивных, так и планировочных решений касательно компоновки бензиновых колонок, размещения противопожарного оборудования, стабильности инструктажей по охране труда персонала АЗС. Существуют оценки пожарной опасности, которые характеризуют значения оценки того или иного пожарного риска.
Актуальность темы: борьба с возгораниями на АЗС Российской Федера-ции в связи с их массовым распространением на дорогах нашей страны остаётся очень важной и актуальной темой, так как предотвращение пожара и уменьше-ние пожарных рисков позволит избежать восстановления АЗС, сэкономить средства, спасёт человеческие жизни.
Предметом изучения является техносферная безопасность.
Объектом изучения являются аварийные ситуации на АЗС.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
-провести характеристику и классификацию АЗС.
- изучить систему управления пожарными рисками.
-провести анализ нормативной базы по пожарной безопасности и пожар-ным рискам.
- изучить оценку пожарного риска с составлением дерева возникновения и развития ЧС.
-провести оценки пожарного риска: расчёт количественной характери-стики опасности и материального риска пожаров и взрывов для объекта иссле-дования.
Целью данной работы является анализ сценариев аварийных ситуации на АЗС.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РИСКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС НА АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ»
1.1 Характеристика и классификация АЗС
Автомобильная заправочная станция (или АЗС) - это комплекс зданий с сооружениями и оборудованием для заправки жидким топливом, бензином, техническими маслами и смазками, водой и сжатым воздухом автотранспорт-ных средств, который обычно расположен на обочине автострады. АЗС можно классифицировать таким образом:
- по месту размещения: городские, сельские, дорожные и гаражные АТС;
- по конструкции: стационарные, контейнерные, передвижные АТС;
- по назначению: для заправки городского и общественного транспорта, для заправки личных автомобилей и транспорта частных фирм.
Традиционная АЗС - это автозаправочная станция, которая предназначена для стационарного размещения, в пределах населённых пунктов либо за их пре-делами, один из самых распространённых типов АЗС.
Технологическая система: разнесены подземные резервуары для хранения раз-личных сортов топлива и топливораздаточные колонки (ТРК).
Блочная АЗС - это АЗС (иначе -БАЗС), где резервуары для хранения раз-личных сортов топлива также расположены под землёй. Технологическая си-стема: ТРК размещаются над блоком хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие и состоит из модульных блоков хранения топлива с подземными резервуарами, а на них размещаются острова для заправки топли-ва, ТРК, другое насосное оборудование. Она обычно размещается в районах го-родской застройки, когда строго ограничены условия землеотвода. Конструк-ция БАЗС включает в себя двустенный изолированный резервуар, монолитные колонны для навеса и сам навес. Электронное оборудование БАЗС позволяет замерять объём, плотность, температуру, уровень нефтепродуктов, а также уровень подтоварной воды.
Модульная АЗС - это АЗС (иначе -МАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива располагаются наземным образом. Технологическая система: разнесены ТРК и контейнер для хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие. МАЗС отличает высокая функциональность и минимальная площадь.
Внешний вид модульной АЗС - см. Рис. 1:
Рисунок 1 - Внешний вид модульной АЗС
Контейнерная АЗС - это АЗС (иначе -КАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива располагаются наземным образом. Технологическая система: ТРК размещаются в самом контейнере для хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие. Обычно состоит из нескольких контей-неров-хранилищ и контейнера для общего управления. Также на КАЗС устанав-ливают вибрационные фильтры, которые обеспечивают очистку топлива от гря-зи и воды. Применяются КАЗС как топливораздаточные пункты на предприяти-ях и строительных объектах, а и как временные пункты для хранения топлива. Внешний вид - см. Рис. 2: [2]
Рисунок 2 -Внешний вид контейнерной АЗС
Передвижная АЗС - это АЗС (иначе -ПАЗС), которая предназначена для розничной продажи различных сортов топлива. В этом типе АЗС мобильная технологическая система устанавливается на автомобильном шасси или прицепе (полуприцепе), выполненном как единое заводское изделие, то есть представля-ет собой грузовой автомобиль с топливом.
Методы обеспечения пожарной безопасности на работающей АЗС
Традиционные АЗС на жидком топливе всегда являются источником по-вышенной пожарной опасности, поэтому здесь особое внимание следует уде-лять вопросу соблюдению правил пожарной безопасности и охраны труда, ко-торые твёрдо должен знать каждый сотрудник АЗС. К примеру, правила техни-ки безопасности на АЗС категорически запрещают такие действия:
- когда заправляется бензином или дизельным топливом автомобиль лю-бого типа с заведенным мотором;
- когда транспорт проезжает над подземными хранилищами топлива;
- персонал АЗС должен немедленно прекратить работы, когда существует опасность образования искры: во время грозы, когда промаслена рабочая одеж-да и в других случаях;
- заправлять автомашину при наличии пассажиров (они должны выйти);
- заправлять автомашину, если она перевозит взрывчатые, воспламеня-ющиеся и идентичные вещества;
- заезд на территорию АЗС тракторов без стационарных искрогасителей.
Заправка должна проходить с использованием таких правил:
- моторизованная техника должна останавливаться за 15 метров от ТРК, после чего подаваться к колонкам при выключенном двигателе;
- легковые автомобили должны подаваться своим ходом;
- если на территории АЗС имели место какие-либо разливы нефтепродук-тов, перед операцией по заправке они должны быть убраны; небольшие проли-вы должны быть засыпаны песком и вывезены из АЗС;
- автомобили в очереди на АЗС должны располагать с интервалом не ме-нее 1 -го метра друг от друга. [2]
В соответствии с требованиями «Методических указаний по обеспечению пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации АЗС» за № ТМД-21-606-2005, [3] необходимо выполнять следующее:
- согласно п.5 ТМД-21-606-2005, служебные здания и сооружения, кото-рые находятся на территории АЗС, должны быть одноэтажными, а также огне-стойкости не ниже III степени класса С0;
- согласно п.6.1 того же документа, допускается принимать минимальное расстояние 6 метров от стен здания АЗС до ТРК, причём, при этом можно за-правлять только легковые автомобили;
- согласно п.6.3 того же документа, расстояние между зданием АЗС и ТРК для заправки грузового автотранспорта допускается меньше 15-ти метров (но обязательно более 6-ти метров, если стены здания АЗС перед ТРК имеют дрен-черную водяную завесу интенсивностью не менее 1 л/с на 1 метр стены.
Согласно п.6.4 того же документа, для того, чтобы не допустить аварийно-го растекания пролива нефтепродуктов на территории АЗС, допускаются сле-дующие защитные мероприятия:
- ограничить территорию АЗС бетонным забором высотой не менее 200 мм, при этом должна быть обеспечена герметичность заделки стыков;
- отделить участок, где заправляются автомашины, от остальной террито-рии АЗС бетонным забором высотой не менее 200 мм;
- установить на въезде и выезде с территории АЗС и возле заправочного островка бетонные ограничители высотой не менее 200 мм, которые не будут препятствовать свободному въезду и выезду автотранспорта;
- обеспечить ограничение площадки для автоцистерн бетонным бортовым камнем либо повысить рельеф площадки с перепадом высот более 150 мм;
- согласно п.6.6 того же документа, расстояние от административного зда-ния АЗС до очистных сооружений рекомендуется принимать не менее 6- ти метров, если используется система непрерывного автоматического контроля за концентрацией паров топлива в технологических колодцах;
- согласно п.6.7 того же документа, ААЗС должно быть размещено на раз-делительных полосах городских магистралей: категорически запрещается раз-мещать ААЗС на путепроводах или под ними;
- согласно п.7.2 того же документа, на территории АЗС может находиться только служебное здание, где размещаются оборудование автозаправочной станции и все приборы, а также кратковременно могут пребывать работники охраны, располагаться кладовые запасных частей и инструментов;
- согласно п.7.4 того же документа, для хранения на АЗС в зимний период воздушно-пенных огнетушителей должны быть предусмотрены сухие отапли-ваемые помещения с температурой не ниже +5 градусов Цельсия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ 9544-93 «Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности»;
2. ПБ 09-170-97. Общие правила взрывобезопасности для взрыво-пожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, С.38;
3. СПБ.156.13130.2014 «Свод правил. Станции автомобильные заправоч-ные. Требования пожарной безопасности», утверждённые приказом МЧС РФ от 05.05.2014 за № 221;
4. «Пособие по определению расчетных величин пожарных рисков для производственных объектов» (вторая редакция), Москва, 2019 год, С.54
5. Елохин А. Н. «Анализ и управление риском: теория и практика», Москва, Страховая группа «Лукойл», 2017 год, С.242;
6. Якуш С.Е., Р.К. Эсманский Р.К. «Анализ пожарных рисков. Часть1: Подходы и методы», Москва, 2019 год, С.188;
7. «Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация послед-ствий», том 2. Под редакцией К. Е. Кочеткова. Москва, Издательство АСВ, 2019 год, С.368;
8. Шевчук А. П., Иванов В. И., Косачев А. А. Методические рекомендации по анализу и оценке уровня материального, индивидуального и социального риска пожара для промышленных зданий и помещений. Москва, 2018 год, С.42;
9. «Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям экономики и управления» под ред. В.A.Богомолова, 2-ое издание; Москва, изд. «Юнити -Дана», 2019 год, С.428;