Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные предприятия торговли функционируют в активной конкурентной среде, в борьбе за привлечение потребителя и увеличение объема продаж. Так, они вынуждены использовать самые разнообразные методы и технологии продвижения. Одним из таких методов является publicrelations, который осуществляет не прямое стимулирование продаж, а формирование такого имиджа компании или бренда, которое формирует благоприятное и доверительное отношение, вызывает симпатию и лояльность, что в последующем способствует совершению покупок. Среди всех средств продвижения pr выделяется своей масштабностью воздействия, способностью охватывать самые разные целевые аудитории, ненавязчивым характером и сравнительно низким бюджетом по сравнению с прямой рекламой через традиционные каналы коммуникаций.
Таким образом, осуществление деятельности по связям с общественностью сегодня является одним из важнейших направлений продвижения и обеспечения правильного позиционирования каждой компании, ориентированной на долговременное и устойчивое присутствие и развитие на рынке.
В торговой сфере PR также имеет большое значение, способствуя решению важных задач по позиционированию компании и ее брендов на рынке, формированию благоприятного отношения общественности. В связи с этим особый интерес представляют методы повышения эффективности PR.
К таким методам можно отнести, прежде всего, маркетинговые исследования и ситуационный анализ. Именно они являются платформой для принятия решений по использованию тех или иных каналов и средств для PR и определяют содержательную часть статей и публикаций, учитывая особенности целевой аудитории и цели продвижения бренда или компании.
Целью курсовой работы является анализ особенностей организации PR деятельности на предприятиях розничной торговли.
Задачи исследования:
1.изучить понятие, цели и задачи publicrelations,
2.исследовать основные средства и инструменты PR-деятельности предприятия,
3. выявить особенности pr-деятельности торговых предприятий,
4. представить организационно-экономическую деятельность предприятия «SUNLIGTH»,
5. провести анализ инструментов продвижения услуг торгового предприятия «SUNLIGTH»,
6. определить место PRв системе продвижения предприятия «SUNLIGTH».
Предмет исследования – организация PR-деятельности.
Объект исследования – связи с общественностью современных торговых компаний.
Степень изученности данной темы достаточно высокая ввиду интереса к ней со стороны российских и зарубежных ученых, маркетологов, руководителей предприятий. Особый вклад в исследование темы внесли такие авторы как А.Г. Васильев, С.А. Варакута, В.Ю. Костиков, В.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, А.Н. Чумиков, Ф.И. Шарков, В.М. Шишкина и другие.
Структура работы представлена двумя главами и четырьмя параграфами.В первой главе исследования представлен теоретический анализ pr-деятельности и особенности осуществления связей с общественностью в продвижении торговых предприятий. Во второй главе исследования представлен анализ pr-деятельности предприятия «SUNLIGTH».
1 Теоретические аспекты связей с общественностью на предприятиях розничной торговли
1.1PublicRelations: понятие, цели и задачи
Каждая организация осуществляет взаимодействие с целевыми аудиториями и общественностью посредством выстроенных коммуникаций, которые интегрированы в ее деятельность и называются интегрированные маркетинговые коммуникации. Их назначение заключается в осуществлении определенного воздействия на разные сегменты целевой аудитории с целью формирования у них желания совершать покупки, обмен информацией, проявлять лояльность.
Оперативное управление интегрированными коммуникациями заключается в обеспечении взаимосвязанного и эффективного использования коммуникационных инструментов компании для достижения ее оперативных целей деятельности.
Комплекс интегрированных коммуникаций организации состоит из следующих основных элементов:
- рекламы
- прямого маркетинга,
- спонсорства,
- коммуникационной системы (интернет-сайт), порталы, социальные сети,
- событийных мероприятий,
- PR.
В научной литературе представлено множество определений связей с общественностью. Рассмотрим некоторые из них.
Public Relations представляют собой систему связей некоммерческого характера с общественными организациями, инструментов использования средств массовой информации для формирования общественного мнения; одна из важных функций менеджмента, обеспечивающая установление и развитие общения, взаимопонимания, сотрудничества между предприятием и общественностью, необходимое предпринимательским организациям, правительственным учреждениям, различным ассоциациям, фондам и т. д.
Связи с общественностью – это высший уровень коммуникационного менеджмента, который синтезирует в себе все его наиболее действенные приемы, методы и технологии .
Связи с общественностью (PR) – это широкий комплекс мер по обеспечению формирования определенного отношения социума и целевой аудитории к компании посредством использования различных коммуникационных каналов и методов взаимодействия .
Все эти определения обозначают необходимость использования связей с общественностью для эффективного развития компании и формирование ее активного взаимодействия с социумом для достижения поставленных рыночных целей и задач.
Деятельность по связям с общественностью позволяет организации не только быть постоянно во взаимодействии со своей целевой аудиторией, но и поддерживать свою конкурентоспособность на необходимом уровне. Соответственно PR является инструментом продвижения и помогает реализовывать интересы компании при взаимодействии с внешним окружением и стимулировать целевые аудитории к активному обмену информацией и проявлениям лояльности.
Оперативное управление PR деятельностью компании определяется текущими планами, программами развития коммуникаций и использования отдельных инструментов взаимодействия с потребителями .
В торговой сфере продвижение осуществляется самыми различными инструментами, такими как реклама (теле-, радио, наружная, внутри торгового предприятия, стимулирование сбыта, событийный маркетинг, интернет-реклама). Каждый из инструментов применяется в зависимости от целей и задач развития организации, ее позиционирования, особенностей коммуникаций с целевой аудиторией. В данном аспекте PR несколько выделяется от других инструментов, характеризуясь направленностью на разные группы общественности, масштабностью воздействия, поступательным характером влияния на целевые аудитории, непрямым характером стимулирования к действиям.
Тем самым, можно выделить связи с общественностью в торговой сфере как инструмент для активного продвижения компании определенных слоях общественности преимущественно через формирование определенного имиджа, укрепление позиционирования товаров, услуг и брендов на рынке, создание необходимого уровня лояльности целевых аудиторий.
1.2. Основные средства и инструменты PR-деятельности предприятия
Главной задачей каждого PR-инструмента в общей PR-кампании является формирование доверия к источнику информации, что в значительной степени усиливает эффект от применения других инструментов маркетинговых коммуникаций. Следовательно, для того чтобы достичь конечного результата, необходимо использовать все ключевые инструменты PR, к ним относятся:
1. Лоббирование
2. Благотворительная деятельность
3. Живой PR
4. PR в социальных сетях
5. Фирменный стиль
6. Организация специальных мероприятий
7. Работа со СМИ .
Лоббирование является одним из самых старых инструментов PR, в его основе лежит построение отношений с органами государственной власти. Необходимость лоббирования возникает из-за неизбежных расхождений во мнениях и позициях различных групп во всех возможных аспектах жизни общества. Различия возможны по ряду критериев- партийным, территориальным, производственным. Лоббирование может вестись как открыто, когда все вопросы выставляются на публичное обсуждение перед законодательными комитетами, так и закрыто, на личных встречах с представителями органов власти.
Благотворительная деятельность — это определенный акт доверия, финансовая или иная помощь каким-либо общественным организациям, связанная с конкретной социально-экономической обстановкой. Осуществляется благотворительность коммерческими структурами на безвозмездной основе. К видам благотворительности можно отнести:
1. Спонсорство. То есть, вклад физического или юридического лица, не участвующего в осуществлении этого проекта, финансирование, прямое или косвенное, для поощрения каких-либо полезных начинаний отдельных лиц или групп, чаще всего это разовая акция.
2. Патронаж. В основном это финансовое или организационное покровительство, которое коммерческая организация оказывает на постоянной основе.
В современном обществе в связи с постоянным развитием интернет-технологий большую роль играет “живой PR”, PR специалист обязан обеспечить присутствие организации в мировой сети Интернет. Это может быть PR-блог, иными словами, личный журнал, который содержит всю необходимую информацию и ведется в режиме реального времени. Качественный блог является мощным средством коммуникации, направленным на прямое общение с обществом. Так как живой PR основан на живом человеческом общении, он вызывает доверие со стороны социума и имеет практический характер.
PR деятельность через SMS-коммуникации открывает организациям дополнительные возможности по продвижению своих товаров и услуг. Большой интерес компаний к SMS-технологиям можно объяснить тем, что они обладают высокой эффективностью .
Фрагмент для ознакомления
3
Печатная литература
1. Абрамов Р.Н., Кондратьев Э.В. Связи с общественностью. Практикум. – М.: Кнорус, 2017.
2. Гринбегр Т.Э. Коммуникационная концепция связей с общественностью. Модели, технологии, синергетический эффект. – М.: изд-во МГУ, 2016. – 328 с.
3. Варакута С.А. Связи с общественностью. – М.: Инфра-М, 2018.
4. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 276 c.
5. Жильцов Д. А. Smm-маркетинг: планирование работы в социальных сетях // Маркетинг и логистика. – 2019. – №2 (22). — с. 25-
6. Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю., Швед Н.Г. Реклама и связи с общественностью. Введение в специальность. – М.: Юрайт, 2018.
7. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. – СПб.: Питер, 2015.
8. Марьяновский В.В., Поповская В.А. Интернет-маркетинг как эффективный инструмент развития современного предприятия // Экономика. Управление. Финансы. 2019. - №1. – С.25-28
9. Минаева Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 98с.
10. Полковников А. Понятия и язык проектного менеджмента // Управление проектами. – 2013. - №9. С.14
11. Разыграева М.Г., Судибье А.О., Чекменева Т.Н. Деятельность органов местного самоуправления по развитию физкультуры и спорта (на примере МО) // Вестник Академии. -2014. № 1. С. 172-176
12. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникационные стратегии / под ред. В. М. Горохова, Т. Э. Гринберг. – М., 2016
13. Синяева, И. М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности / И. М. Синяева ; под ред. Г А. Васильева. - М. : ЮНИТИ, 2016.
14. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014.
15. Спиридонова Г. В. Интернет-маркетинг в коммуникациях эффективного продвижения // Всероссийский журнал научных публикаций. 2017. №2 (17).
16. Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2017. С. 162.
17. Ульяновский А. Корпоративный имидж. Технологии формирования корпоративного имиджа для максимального роста бизнеса. – М.: Эксмо, 2014.
18. Управление социальными программами компании / Под ред. С.Е. Литовченко - М.: Ассоциация менеджеров, 2012. – 184с.
19. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. – М.: Дело, 2013.
20. Шарков Ф. И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Ф. И. Шарков. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015.
21. Шарков Ф. И. Паблик рилейшнз. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2014.
Электронные источники
22. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Маркетинг влияния: сфера применения и способы использования // Вестник РГЭУ РИНХ. 2016. №3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-vliyaniya-sfera-primeneniya-i-sposoby-ispolzovaniya (дата обращения: 09.05.2021).
23. Грачев А.С., Спирина Е.Г.«PR-служба компании» Практическое пособие, Дашков и Ко, 2009. – 11с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/575189/(дата обращения: 15.04.2021
24. Герасикова Е.Н., Власова А.А. Современные тенденции развития интернет-маркетинга и электронной торговли // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2019. № 1(58). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/6773 (дата обращения: 16.05.2021).
25. Имидж организации: почему им так важно заниматься // https://t-laboratory.ru/2019/09/03/imidzh-organizacii-pochemu-im-tak-vazhno-zanimatsja/ (дата обращения: 12.03.2021)
26. Информационный портал «Моллы» // https://www.malls.ru/rus/malls/document12569.shtml (дата обращения: 12.04.2021)
27. Козлов И.И. Современные тенденции влияния организационных ценностей на индивидуальные ценности сотрудников // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5487(дата обращения: 26.04.2021).
28. Костиков В.Ю. Технологии продвижения образа современной организации в современных СМИ // Огарёв-Online. 2015. №19 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-prodvizheniya-obraza-sportivnoy-organizatsii-v-sovremennyh-smi (дата обращения: 04.05.2021).
29. Лаврова И. Аналог цифрового влияния // https://plus.rbc.ru/news/5c4f08c67a8aa923c31b8653 (дата обращения: 22.04.2021)
30. Официальный сайт сети салонов ««SUNLIGHT»» // https:// «SUNLIGHT».ru/
31. Сидорская И. «Социальный» vs «коммерческий» паблик рилейшнз - http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/36692/1/«Социальный»%20vs%20«коммерческий»%20паблик%20рилейшнз.pdf(Дата обращения: 05.06.2021)