Фрагмент для ознакомления
2
Введение
США и Франция являются двумя крупнейшими мировыми державами, отличием которых от других стран является их вера в исключительность своей миссии для всего мира. А США, и Франция уверены в том, что именно их видение глобализационных процессов в мире представляется наиболее верным, а предлагаемые ими способы решения проблем в мире обязательно должны привести к всемировому благополучию. И если у США присутствуют все основания быть претендентом на роль мирового лидера, то у Франции такого резерва явно не достаточно. Тем не менее, Франция в последние несколько лет реализует успешную внешнюю политику, демонстрирует глобальные амбиции, что намекает на равенство партнерства с США.
И Франция, и США объединяются общностью мнений на важность демократических трансформаций во всем мире.
Актуальность темы исследования связана с тем, что сейчас, во время формирования глобальной международной системы, отношения между Францией и США являются приоритетными среди всей мировой политики.
Общность или расхождение во взглядах Франции и США, их политика по отношению в основным проблемам в мире, по отношению друг к другу влияет на отношения в рамках США-ЕС, ЕС-НАТО, на функционирование разных международных организаций, их цели и эффективность работы, на успех или неудачу в решении кризисов в мире, конфликтов и проблем, на развитие самих стран.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей политического взаимодействия лидеров США и Франции в условиях первых десятилетий XXI века.
Задачи:
- описать франко-американское сотрудничество и конкуренцию в ООН в первом десятилетии XXI в.;
- рассмотреть США, Францию и эволюцию НАТО в конце XX - начале XXI вв;
- изучить фактор ЕС во франко-американских отношениях в начале XXI в.;
- описать позиции США и Франции по проблеме урегулирования арабо-израильского конфликта в 2000-е годы;
- рассмотреть сирийско-ливанское направление во франко-американских отношениях в первом десятилетии XXI в.;
- проанализировать влияние войны в Ираке 2003 г. на франко-американские отношения.
Объект исследования – взаимоотношения Франции и США. Предмет исследования – эволюция взаимоотношений Франции и США в начале XXI века.
Глава 1 Особенности взаимодействие США и Франции в ключевых международных организациях в начале XXI столетия на примере ООН, НАТО, ЕС.
1.1 Франко-американское сотрудничество и конкуренция в ООН в первом десятилетии XXI в.
В 1990-2000 гг. США сформулировали свое право на то, что они могут вмешиваться во внутренние дела других государств. И это, по мнению США, являлось официальной внешнеполитической доктриной – «демократическими транзитами». США, таким образом, расширяло свое демократическое пространство, формировало огромное число государств с демократической формой правления. Поэтому США допускало вмешиваться в дела других стран под предлогом защиты человеческих прав и этносов .
Значит, США брало на себя право определять ход истории в плане международных отношений. И одновременно с этим игнорировало ООН.
Все страны, применившие военные действия без согласия СБ ООН, аргументировали это при помощи одних и тех же мотивов, что и в эпоху «холодной» войны – важностью зашиты своего же населения, ценностей демократии, правом на самооборону и пр.
Право вето, которым владеют страны–постоянные члены СБ ООН , прописывается в уставе ООН и в момент создания организации формулировалось как «принцип единогласия постоянных членов Совета». Привилегия права вето аргументировалась тем, что страны «большой пятерки», т. е. СССР, США, Китай, Франция и Великобритания , имеют наибольший вес и влияние в мировом сообществе и обладают особой ответственностью за сохранение мира. Область применения рассматриваемого права вето достаточно широка. Оно применяется: если принимают в ООН новых членов; если нужно проявить противодействие шагам, которые представляют угрозу миру; по предложениям о мирном разрешении конфликтов; при принятии дополнений к уставу ООН и выборе нового Генерального секретаря ООН.
Во Франции, вначале своего президентства Ж. Ширак дал понять, что он нацелен на продолжение политики «тьермодизма», которая была начата Миттераном. Париж также хотел распространить свое влияние на все страны Африки с сильной экономикой. Но та же цель была и у США. В основу политики в Африке социалистов было положено три принципа:
1) невмешательство,
2) поощрение создания правового государства
3) сокращение военного присутствия в регионе.
В этом активно помогала ООН. Франция, как и ранее, вкладывала средства в страны Африки. Ж. Ширак при помощи привлечения капитала Франции помог подготовить на местах бывших колоний профранцузскую элиту в политике.
Франция совершала попытки «взять в игру ООН», в частности, Совет Безопасности, чтобы усилить свое влияние в мире, чтобы реализовать принцип многосторонности.
США же, особенно во время правления Буша (первый срок), проявляли направленность на унилатерализм, не считаясь с интересами ООН.
Со временем американцы активизировали свою работу в ООН, после того, как поняли, что не могут выполнять свою миссию в одностороннем порядке.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Гали Б. Непокоренная Организация Объединенных Наций (История отношений между ООН и США). М.: XXI Согласие, 2019
2) Зверева Т. В., Внешняя политика Франции после прихода к власти Николя Саркози // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — N 6. — С. 34-48.
3) Зуева К. П., Франко-американское партнерство на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 11. — С. 47-55.
4) Канинская Г., Париж и НАТО // Международная жизнь. — 2008. — N 10. — С. 111-122.
5) Либерман: решения палестинской проблемы не существует [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.mignews.com/news/politic/world/180313_144020_88177.html.
6) Обичкина, Е. О. Франция на рубеже XX-XXI веков: кризис идентичности / Е. О. Обичкина. -М. : Изд-во МГИМО, 2019. - 137 с.
7) Осипов Е., Все дальше от голлизма: внешняя политика современной Франции // Международная жизнь. — 2016. — № 3. — С. 22-33
8) Панюжева М. М., Франция и США: фобии по обе стороны Атлантики // Современная Европа. — 2011. — N 3. — С. 18-31
9) Постоянная «пятерка» СБ ООН отстояла право вето // Столетие. URL: http://www.stoletie.ru/ lenta/postoyannay_pyaterka_sb_oon_otstoyala_pravo_veto_2009-03-18.html (дата обращения: 04.06.2021).
10) Совет Безопасности ООН и право вето //Выборы. URL: http://www.vybory.org/articles/831.html (дата обращения: 04.06.2021).
11) Сурков Н. О., 2011. Режим доступа:http://www.ng.ru/world/2011-03-17/7_livia.html (дата обращения: 04.06.2021)
12) Тищук Н.В. Влияние войны в Ираке 2003 г. на франко-американские отношения. // Вестник СПбГУ. 2010. Серия 6. Выпуск 1. С. 79-85
13) Филатова А. А., США и Франция в зеркале иракского кризиса // Обозреватель-Observer. — 2009. — N 9. — С. 90-97.
14) Щербак И. Н., Партнерство ЕС - ООН в урегулировании кризисов // Современная Европа. — 2019. — № 5. — С. 89-99.
15) Gardner A. EU votes favour Palestine [Electronic resource]. - Access mode: http://www.europeanvoice.com/article/2012/november/eu-votes- favour-palestine/75865.aspx
16) Israel stands by settlements plan despite growing diplomatic crisis [Electronic resource]. - Access mode: http://www.guardian.co.uk/ politics/2012/dec/03/uk-may-recall-israel-ambassador-settlernent
17) Policy briefing. Jerusalem: the heart of Israeli-Palestinian conflict [Electronic resource]. - Access mode: http://www.europarl.europa. eu/ RegData /etudes/briefing_note/afet/2012/491443/EXPO-AFET_SP(2012)491443_EN.pdf