Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Бюджетная система, в аспекте экономического и политического значения, характеризуется основным параметром – целостностью. Бюджетная система целостна и каждый ее уровень имеет ключевое значение, так у каждого уровня конкретная функция, каждый уровень необходим в общей системе финансового обеспечения государства [14].
Практика составления доходной части областных бюджетов РФ показывает, что существуют несколько методов составления доходной части бюджетов для эффективной взаимосвязи между бюджетами всех уровней и для финансовой независимости всех субъектов власти. В настоящее время в РФ не имеются эффективных стимулов для увеличения собственных источников средств областных бюджетов. В последнее время субъекты РФ приобретают больше прав в сфере распоряжения государственной собственностью и налогообложения [25].
Таким образом, увеличивается зависимость доходной части областных бюджетов от организации составления собственной финансовой базы. Источники доходов РФ, существующие в настоящее время, нельзя назвать исчерпывающими, что приводит к несбалансированности областных бюджетов. Необходимо усиливать методы планирования доходов областных бюджетов, увеличивая объемы собственных доходов регионов.
Проблемы бюджетного дефицита, поиска оптимальных вариантов его покрытия и путей сокращения всегда являлись актуальными для региональных и местных органов власти [6]. В кризисных условиях большинство территорий столкнулось, с одной стороны, с необходимостью оказания поддержки экономике, недопущения резкого сокращения рабочих мест, что вызвало рост государственных (муниципальных) расходов, с другой стороны, со значительным и быстрым сокращением налоговых и неналоговых доходов своих бюджетов. Такая ситуация привела к обострению проблемы бюджетного дефицита.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена расширением ответственности субъектов Российской Федерации за устойчивое социально-экономическое развитие своей территории. Главным инструментом проведения региональной социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политик является бюджет, что предъявляет особые требования к его исполнению. Успешное развитие экономики любого региона во многом зависит от достоверности и оперативности получении информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможности эффективного управления ими.
В качестве субъекта была взята Московская область. Данный выбор был не случаен, так как Московская область по социально-экономическим показателям входит в число наиболее успешных регионов России. Поэтому изучение исполнение бюджета данного субъекта позволит понять, насколько эффективна политика субъекта и понять причины неэффективного исполнения бюджета и его зависимости от условий и особенности географии, политики субъекта.
Следовательно, необходим анализ исполнение бюджета субъекта для понимания успешности ведения экономической, политической и социальной политики администрации субъекта, чем и обусловлена тема исследования.
Цель курсовой работы – проанализировать исполнение бюджета субъекта за 2018-2019 гг.
Объект исследования – региональный бюджет субъекта.
Предмет исследования – оценка формирования и исполнения бюджета субъекта.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать содержание, структуру и назначение бюджета субъекта;
2. Изучить нормативно-правовое регулирование бюджетов субъектов;
3. Теоретически проанализировать структуру доходной и расходной части бюджета субъекта;
4. Провести анализ исполнения бюджета Московской области;
5. На основании проведенного анализа выявить проблемы и перспективы исполнения регионального бюджета Московской области.
Информационно-эмпирической базой исследования явились программные и нормативно-законодательные документы Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Московской области и других регионов, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, материалы научно-практических конференций и симпозиумов по проблемам бюджетной и налоговой политики, аналитико-статистические обзоры, справочные и аналитические материалы, методологические и инструктивные материалы.
Методологической основой исследования является комплексная система научных методов, использованных при изучении предмета исследования: при анализе предмета исследования и формулировании выводов по его результатам использовались, в частности, историко-логический, аналитический, системный методы, а также методы статистического анализа, экономико-математического моделирования и прогнозирования.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в анализе научно-популярной, периодической, нормативно-правовой и статистической информации по теме работы, её систематизация и обобщения с последующими выводами.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе был проведен анализ доходной и расходной части бюджета Московской области, проведено сравнительная динамика доходов и расходов по годам. Выявлены основные проблемы финансирования регионального бюджета Московской области и предложены возможные перспективы решения данной проблемы.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
1 Бюджеты субъектов РФ как источник финансового обеспечения расходных обязательств субъекта РФ
1.1 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура
Бюджеты субъектов Российской Федерации или региональные бюджеты – составная часть финансовой системы Российской Федерации. Бюджеты субъектов РФ составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ не существует изолированно – он является составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Данное положение закреплено в статье 14 БК РФ. Данные бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ [2].
Бюджеты субъектов РФ – это система финансовых отношений органов власти и хозяйствующих субъектов для образования государственного фонда денежных средств в определенном субъекте РФ вследствие перераспределения национального дохода для реализации региональных задач, осуществления полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ, реализации Указов Президента [7].
К бюджетам субъектов РФ относятся бюджеты национально-государственных, административно-территориальных образований – республик, входящих в РФ, краев, областей, автономных образований, а также городов федерального значения [16].
В состав бюджетов субъектов РФ входят бюджеты 22 республик, 46 областей, 9 краев, а также города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, бюджеты 4 автономных округов и 1 автономной области [1]. Роль бюджетов субъектов РФ в социально-экономическом развитии заключается в следующем:
- централизация финансовых ресурсов в бюджетах субъектах РФ позволяет представительным и исполнительным органам власти субъектов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Создание финансовой базы функционирования органов власти регионов – главная роль бюджетов субъектов РФ. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов РФ;
- формирование бюджетов субъектов РФ, концентрация в них денежных средств дает возможность регионам в полной мере проявлять финансовую, хозяйственную самостоятельность на направление средств на социально-экономическое развитие территории. Региональные бюджеты позволяют органам власти в субъектах Федерации создать условия для развития образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства с учетом необходимости;
- с помощью бюджетов субъектов РФ осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры; - органы власти субъектов РФ, располагая бюджетными средствами, способны регулировать нормативы финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы [13];
- аккумулируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы государственной власти регионов имеют возможность централизованно направлять финансовые средства на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. В итоге инвестиции предназначены для формирования государственной собственности в субъекте, что отразится на укреплении позиций государства в целом;
- региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств, что позволяет создавать новые рабочие места и решать проблемы снижения безработицы в регионе.
Функции территориальных бюджетов [22]:
- образование денежных фондов для осуществления деятельности территориальных органов власти;
- распределение и расходование денежных фондов между отраслями народного хозяйства;
- осуществление надзора над финансово – хозяйственной жизнедеятельностью организаций, учреждений, подведомственных территориальным органам власти.
Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта РФ и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта РФ, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта РФ.
В бюджете субъекта РФ раздельно предусматриваются доходы, направляемые на финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъектов РФ и полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), и субвенции на обеспечение осуществления полномочий РФ по предметам ведения РФ, а также полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы.
Консолидированный бюджет субъекта РФ – это совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет субъекта РФ формируется из регионального бюджета и свода бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта РФ [19].
В составе консолидированного бюджета субъекта РФ не учитываются межбюджетные трансферты между бюджетом субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, а также бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом. Он представляет собой свод бюджетных показателей, которые отражают обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на соответствующей территории [17].
Данные консолидированного бюджета используются для экономико-статистических расчетов и анализа (например, бюджетные расходы на одного жителя на образование, медицинское обслуживание), а также в целях перспективного планирования (в том числе бюджетного планирования).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, действующая редакция);
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят Государственной Думой 17.07.1998, одобрен Советом Федерации 17.07.1998, действующая редакция);
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями и дополнениями);
5. Закон Московской области от 19 июля 2019 г. № 167/2019-ОЗ «Об исполнение бюджета Московской области за 2018 год» (Принят постановлением Московской Думы от 4 июля 2019 г № 33/90-П);
6. Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, М.Д. Магомедов. – Москва: Дашков и К, 2017. – 300 с.;
7. Агузарова, Ф. С. Роль региональных и местных налогов в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов России / Ф. С. Агузарова // Финансы и кредит. – 2018. – № 2. – С. 323-334;
8. Балашев, Н. Б. Влияние бюджетного финансирования на экономическое развитие регионов на примере Московской области / Н. Б. Балашев, К. С. Ашуркова // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 28-36;
9. Балашев, Н. Б. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации / Н. Б. Балашев, Е. А. Шлотгауер // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. С. 28-30;
10. Бежаев О. Г. Особенности исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях кризиса /О. Г Бежаев // Рынок ценных бумаг. 2009. № 11/12;
11. Бюджет Московской области за 2019 год. Основные итоги [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mef.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/26-08-2020-10-28-11-byudzhet-2019-osnovnye-itogi (Дата обращения 28.05.2021);
12. «Бюджет для граждан» на основании принятого закона Московской области «О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 года» [Электронный ресурс]: https://budget.mosreg.ru/download/Byudjet_dlya_grajdan(2)/BdG2016-po-zakony.pdf (Дата обращения 28.05.2021);
13. Джурбина, Е. М. Организация исполнения бюджета: учебное пособие / Е. М. Джурбина, Ш. А. Агаян, Е. В. Пирская. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 200 с.;
14. Жидкова, Е. Ю. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / Е. Ю Жидкова, Н. В. Видеркер. – Ставрополь: СКФУ, 2014. – 252 с.;
15. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Московской области за 2019 год [Электронный ресурс]: http://www.mosoblduma.ru/upload/site1/document_file/Zaklyuchenie_KSP_MO_po_vneshney_ proverke_godovogo_otcheta_za_2018_g.pdf (Дата обращения 29.05.2021г.);
16. Зандер, Е. В. Региональное управление и территориальное планирование: учебное пособие / Е. В. Зандер, Е. В. Лобкова, Т. А. Смирнова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 282 с.
17. Зуев Д. С. Анализ влияния государственных долговых обязательств на бюджет / Д. С. Зуев // Финансы и кредит. 2010. № 9;
18. Киселева, Н. Н. Государственная региональная политика: учебное пособие / Н. Н. Киселева, Н. В. Данченко, В. В. Браткова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 159 с.;
19. Киреенко, А. П. Издержки налогообложения: монография / А. П. Киреенко, С. С. Быков. – Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2018 – 213 с.;
20. Клюев, Ю. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Ю. В. Клюев. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2017. – 128 с.;
21. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс]: http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (Дата обращения 28.05.2021 г.);
22. Курченко, Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учебное пособие / Л. Ф. Курченко. – М. : Дашков и К, 2016. – 252 с.;
23. Лученок, А. И. Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики: монография / А. И. Лученок. – Минск: Беларуская наука, 2015. – 371 с.;
24. Московская область – статистика по региону [Электронный ресурс]: https://russia.duck.consulting/regions/50#collapse511390 (Дата обращения 28.05.2021 г.);
25. Сенчагов, В. К. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности: монография / В. К. Сенчагов, Б. В. Губин, Е. А. Иванов, И. В. Караваев: ИНФРА-М, 2015. – 383 с.