Фрагмент для ознакомления
2
Прогресс российской экономики требует структурной перестройки народного хозяйства страны, перехода от ориентации преимущественно на добычу природных ресурсов к становлению и развитию инновационного производства. Инновационное общественное производство не может обойтись без соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей его нормальное функционирование и выступающей тем самым одним из важнейших элементов современной экономики.
С учетом сказанного все более актуальным становится увеличение инвестиций в производственную инфраструктуру, в обновление её объектов. Это значимо не только для самой инфраструктуры, но и для развития общественного производства в целом, для успешного функционирования отдельных предприятий, как крупных и средних, так и мелких. Безусловно, крупномасштабные инвестиции в производственную инфраструктуру могут стать мультипликатором экономического роста.
Целью курсовой работы является оценка производственной инфраструктуры Чеченской Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- отразить теоретические аспекты производственной инфраструктуры региона;
- провести оценку производственной инфраструктуры региона;
- сформулировать проблемы и мероприятия по развитию дорожной инфраструктуры республики.
Объектом исследования является Чеченской Республики производственная инфраструктура региона.
Предмет исследования – производственная инфраструктура региона.
При написании работы использовалась учебная литература следующих авторов: Андреев А. В., Апкина О.Г., Вахромов Е.Н., Игнатов В.Г., Киселева Н.Н., Курнышев В.В. и других.
Методологическую основу работы составили как ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы анализа, синтеза, а также сравнительный и системный метод, метод обобщения, моделирования, логический методы.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретические аспекты производственной инфраструктуры региона
1.1 Понятие и особенности производственной инфраструктуры
В настоящее время в России проблема обеспеченности регионов современными инфраструктурными объектами, эффективное функционирование которых признано в качестве одного из факторов конкурентоспособности, становится настоящим «камнем преткновения» для дальнейшего экономического роста, настоятельно требуя пристального внимания со стороны органов государственной власти. Производственная инфраструктура региона, как один из видов инфраструктуры, выполняет важную функцию формирования и обеспечения устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, что подчеркивает особое значение ее развития, расширения и обновления в качестве необходимого условия дальнейшего повышения эффективности воспроизводственного процесса.
Производственная инфраструктура в общих условиях регионального развития выполняет важные экономические задачи, выступая «фундаментом» функционирования предприятий. Она непосредственно обслуживает процесс производства, обеспечивая его необходимыми вспомогательными услугами. В этом и заключается главное функциональное предназначение производственной инфраструктуры региона – обеспечение условий непрерывного воспроизводственного процесса.
Производственная инфраструктура региона обладает рядом свойств и признаков, позволяющим определить ее состав наиболее точно, что крайне необходимо для дальнейшего анализа и исследования:
1) обеспечивающий, поддерживающий, вспомогательный характер по отношению к основному производству, в котором проявляется, как было сказано ранее, целевое назначение инфраструктуры. Так, Кристанов В.В. отмечает: «Инфраструктура не производит продукт в материально-вещественной форме, а лишь создает условия для его производства» [16, с. 45];
2) наличие значительного положительного «внешнего эффекта», проявляющегося в ускорении оборачиваемости оборотных средств, товарообмена между производителями, поставщиками и потребителями, в снижении издержек на транспортировку и доставку товаров, материальных ценностей;
3) высокая фондоемкость и капиталоемкость объектов инфраструктуры, длительный срок создания и окупаемости вложений;
4) с одной стороны, «вторичный» характер по отношению к производственному процессу, проявляется в том, что инфраструктурные отрасли как таковые не производят продукта в материальновещественной форме. С другой стороны, инфраструктура имеет предшествующий характер в связи с тем, что является предпосылкой для создания и развития предприятий;
5) территориальный характер. Производственная инфраструктура региона «привязана» к конкретной территории, обслуживает предприятия и обеспечивает коммуникации внутри данного региона;
6) потребление услуг инфраструктуры носит характер одновременности со стороны нескольких пользователей и идентичности со стороны нескольких отраслей хозяйствования.
Сформулировать определение производственной инфраструктуры можно следующим образом: производственная инфраструктура региона – это комплекс взаимосвязанных элементов народного хозяйства, обеспечивающих внешние условия протекания производственного процесса.
В составе производственной инфраструктуры региона, в свою очередь, можно выделить три группы инфраструктуры, объединяющие однородные по типу и целевому назначению элементы (рис. 1):
- транспортная инфраструктура;
- информационно-коммуникационная инфраструктура;
- энергетическая инфраструктура.
Рисунок 1 - Состав производственной инфраструктуры региона
Производственная инфраструктура является предпосылкой и фундаментом для социально-экономического развития региона посредством реализации своих основных функций:
1) обеспечивающая функция, являющаяся основной целевой функцией инфраструктуры, проявляющаяся в обеспечении нормального протекания производственного процесса, обеспечении его необходимыми материальными и нематериальными ресурсами;
2) коммуникационная функция, заключающаяся в формировании и поддержании связей между хозяйствующими субъектами, объединении их в единый комплекс;
3) инвестиционная функция, которая проявляется в следующем: производственная инфраструктура региона является одним из элементов, определяющим его инвестиционную привлекательность, в силу того, что доступность элементов инфраструктуры, их степень развития и стоимость использования – факторы, оказывающие влияние на решение инвестора при выборе региона размещения нового производства;
4) социальная функция, раскрывающаяся в двух формах:
– обеспечение занятости населения за счет создания рабочих мест при создании новых объектов инфраструктуры и сохранения имеющихся рабочих мест при функционировании этих объектов;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/
3. Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 г. N 349 «Об утверждении государственной программы «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/35914506/
4. Постановление Правительства Чеченской Республики от 12 февраля 2019 г. №30 «Об утверждении государственной программы Чеченской Республики «Развитии дорожной отрасли Чеченской Республики» на 2019-2024 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553132275
5. Андреев А. В., Борисова Л. М. Региональная экономика. – СПб.: Питер, 2017. – 465 с.
6. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2016. - 334 с.
7. Апкина О.Г. Управление природно-ресурсным потенциалом региона // Дневник науки. – 2018. – № 1 (13). – С. 12-15.
8. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики // Вестник Иркутского государственного университета. 2018. – № 2. – С. 26-30.
9. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и Ко, 2019. - 556 c.
10. Дорожные итоги 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=78707
11. Затонский А.В. Значение и роль природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2019. – № 1. – С. 76-79.
12. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2017. –Т. 2. – № 28. – С. 146-149.
13. Игнатов В.Г. Менеджмент в органах власти: учеб.пособ. – Ростов-на-Дону.: Март, 2019. – 318 с.
14. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Обеспечение расширенного регионального воспроизводства на основе развития транспортной инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 4 (76) – С. 132-135.
15. Козьева И. Л., Кузъбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учебник. – М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
16. Кристанов В.В. Региональная экономика: учебник. – М.: Статистика и финансы, 2018. – 584 с.
17. Курнышев В.В., Глушкова В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов. – М.: КноРус, 2018. – 254 с.
18. Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minavtodor-chr.ru/dorozhnyj-fond/
19. Мухина Е.Р., Маринина А.В. Обзор ключевых задач в сфере управления природно-ресурсным потенциалом // Дневник науки. – 2017. – № 10. – С. 97-99.
20. Нестерова Н. Н., Черкасов В. А. Ретроспектива теорий пространственного развития региональной экономики, 2015 [Электронная библиотека]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/retrospektiva-teoriy-prostranstvennogo-razvitiya-regionalnoy-ekonomiki
21. Обзор российского транспортного сектора в 2019 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.investinrussia.com/data/file/ru-ru-russian-transport-survey.pdf
22. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. – 358 с.
23. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы. Учебное пособие / ред. В.Г. Глушкова, А.М. Луговский. – М.: КноРус. 2020. – 288 с.
24. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/ofstatistics