Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Информационная культура личности: определение, структура, компоненты, концепция формирования информационной культуры личности
1.1 Информационная культура личности: определение, структура, компоненты………………………………………………………………………5
1.2 Формирование информационной культуры личности……………………8
Глава 2. Особенности формирования информационной культуры личности в условиях деятельности библиотеки
2.1. Работы библиотек по формированию информационной культуры и библиографическому обучению……………………………………………….12
2.2. Библиотека как социальный институт…………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………..24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вхождение человечества в эпоху информационного общества характеризуется созданием качественно новой, информационной среды жизнедеятельности, требующей от личности способности самостоятельно приобретать знания, поддерживать необходимый профессиональный и общекультурный уровень в условиях динамично меняющихся информационно-коммуникационных технологий и резкого роста объемов информации.
Следствием этого является потребность в развитии информационной культуры личности. Значительная роль в формировании информационной культуры принадлежит библиотекам, как социальным институтам, обладающим информационными ресурсами и средствами навигации в них и имеющим опыт информационно-просветительской работы с различными категориями пользователей.
Библиотека – один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Объект исследования: информационная культура личности.
Предмет исследования: формирование информационной культуры пользователей библиотек.
Цель исследования: исследование и теоретическое осмысление особенностей формирования информационной культуры личности в процессе деятельности библиотеки.
Задачи исследования:
- изучить особенности формирования информационной культуры пользователей библиотеки
- рассмотреть понятие и особенности информационной культуры
-изучить библиотеку как социальный институт
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Информационная культура личности: определение, структура, компоненты, концепция формирования информационной культуры личности
1.1.Информационная культура личности: определение, структура, компоненты
Информационная культура (далее - ИК), как понятие, сложилась в рамках информационного общества, когда информация стала ключевым стратегическим ресурсом и появились новые технологии для её сохранения, обработки, передачи.
Информационная культура личности характеризуется как "умение работать с информацией и применить для ее получения, обработки и передачи информации.[3, c12]
Информатизация - это не только технический, но и социокультурный момент в развитии общества, который воздействует на качество информационной среды, и в центре всех данных процессов располагается человек: как раз он на базе имеющейся информации или экспериментальным методом создает новые знания.
Таким образом, обобщив данные анализа, можно сделать вывод, что ИКЛ плотно связана с информационной культурой общества: информационная цивилизация общества складывается работой человека и, в собственную очередь, находится в зависимости от значения информационной культуры общества.
Исследование ряда особенностей позволило отметить основные элементы и структурные составляющие информационной культуры личности.
К ним относятся: когнитивный, содержательный (действенно-практический), коммуникативный (аксиологический) и рефлексивный (эмоциональный).
Когнитивный элемент подразумевает присутствие у обучающегося "целостных познаний (фактов, представлений, мнений, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих навык информационной работы и ориентирование в данной среде, понимание целей и определения собственных вероятностей в претворении в жизнь информационной работы".
Этот элемент имеет возможность проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу всевозможных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного познания, так и с точки зрения прозаического навыка, извлекаемого из конкретного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств глобальной информации и т.д.
Содержательный (действенно-практический) элемент определяет "систему конкретно-практических умений и способностей получения, сбережения, передачи и обработки информации в многосторонней работе обучающегося.
Содержательный элемент может быть выражен в рефлексии сочетания целей информационной работы с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и здравой организации процесса их заключения с целью придания креативного характера собственной работы, мобильности, эластичности и адаптивности в информационно-образовательной среде" .
Коммуникативный (аксиологический) элемент включает в себя "основы и критерии поведения личности в информационных и коммуникативных системах в критериях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. [4, c 87]
Данный элемент подразумевает присутствие возможностей в гибком и конструктивном ведении диалогов на подобии "человек - человек", "человек - компьютер", "человек - компьютер - человек"; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; заявление нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией отношениях людей". Рефлексивный (эмоциональный) элемент представляет собой "систему, сочетающую личные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям меняющейся информационной среды, миропонимание о массовом информационном месте, информационных взаимодействиях в нем.
Этот элемент связан со знаниями о приоритете значения людской жизни, самочувствия и духовного становления личности; этических и нравственных нормах работы в информационной среде; об информационной защищенности общества и личности, о плюсах и дефектах, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека".[2, c 44]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1.Варламова, Т.Н. Формирование информационной культуры пользователей в условиях современной библиотеки / Т.Н. Варламова // "Культура как предмет междисциплинарных исследований": материалы конференции (2008; Томск) / под общ. ред. Ю.В. Петрова. - Томск, 2009. - С.477 - 483.
2.Вохрышева, М.Г. Информационная культура / М.Г. Вохрышева // Теория библиографоведения: учебное пособие/ Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - С.311-327.
3.Гендина, Н.И. Информационная грамотность как один из приоритетов Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" / Н.И. Гендина // Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества: материалы 17-ой Международ. конф. "Москва - 2010" / Электрон. дан. - М.: ГПНТБ России, 2010.
4.Гендина, Н.И. Информационная культура личности в структуре библиотечной профессии: задачи инновационного образования и возможности когнитивных технологий / Н.И. Гендина // Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества: материалы 17-ой Международ. конф. "Москва - 2010"
5.Гендина, Н.И. Информационная культура личности и информационная грамотность: проблемы диагностики и действенность рецептуры / Н.И. Гендина // Трансформация библиотечно-информационных технологий и открытый доступ к информации в правовом поле: материалы 16-ой Международ. конф. "Москва - 2009"
6. Гендина, Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н.И. Гендина. - Электрон. дан. - 2005.
7. Гендина, Н.И. Курс "Основы информационной культуры личности" в условиях библиотеки: явные преимущества и скрытые опасности / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Трансформация библиотечно-информационных технологий и открытый доступ к информации в правовом поле: материалы 16-ой Международ. конф. "Москва - 2009
8.Гендина, Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры пользователей / Н.И. Гендина // Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 3. - С.40-48. - Библиогр.: 3 назв.
9.Гендина, Н.И. Системный подход к повышению уровня информационной культуры детей и молодежи Кузбасса: итоги десятилетнего опыта реализации Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества: материалы 17-ой Международ. конф. "Москва - 2010"
10.Гендина, Н.И. Теоретические основы формирования информационной культуры пользователей / Н.И. Гендина, [и др.] // Формирование иформационной культуры пользователей в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие. - Электрон. дан. - Москва. - 2002. - С.9 - 30. - Режим доступа: /nii.art.kemerovonet.ru>. - Заглав. с экр. - (Дата обращения 10.07.2014г.).