Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Тема производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений, имеет на сегодняшний день особую значимость.
Указанная тема представляет как теоретический, так и практический интерес в связи с тем, что административная юстиция представляет собой процессуально-правовой институт, складывающийся из специализированных судов либо вышестоящих органов публичной власти по надзору и контролю за состоянием законности в сфере государственного управления.
Объектом исследования являются нормы, регулирующие порядок производств по делам, возникающих из публично-правовых отношений, закрепленные в действующем законодательстве.
Предмет исследования составляют материалы учебной и научной литературы, посвященные производствам по делам, возникающих из публично-правовых отношений, а также законодательные акты, закрепляющие их порядок проведения.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие публично-правовых отношений, их виды и особенности, а также исследовать историю их становления и развития.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотреть историю и современное состояние производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
- исследовать понятие публично-правовых отношений: понятие и особенности;
- провести анализ видов производств, возникших из публично-правовых отношений;
- рассмотреть особенности производств из публично-правовых отношений.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Исторические этапы становления и развития законодательства в сфере публичных отношений. Общая характеристика публичных отношений
1.1. История и современное состояние производства по делам, возникающим из публичных правоотношений
Всякий вид судопроизводства исторически обусловлен, и в его основе лежит конкретное правоотношение. Исходя из этого, публично-правовые отношения возникают с появлением государства, когда создаются органы публичной власти в целях реализации определенных функций государства.
Возникает сфера частных и публичных интересов, где частному праву противостоит публичная обязанность.
В ряде различного рода научных источников порядок производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, именуется «административной юстицией».
Административная юстиция представляет собой процессуально-правовой институт, складывающийся из специализированных судов либо вышестоящих органов публичной власти по надзору и контролю за состоянием законности в сфере государственного управления. Считается, что административная юстиция возникла во Франции XVIII-XIX веков, где была создана отдельная от общих система административных судов, которая существует и по сегодняшний день.
Так, административная юстиция имела свою предысторию: «в Риме в республиканский период его истории было установлено право апелляции, заключавшееся в том, что каждый свободный римлянин, обиженный консулом, претором и иным должностным лицом, мог обращаться в народное собрание (впоследствии к народным трибунам) с просьбой оградить его от притеснений» .
В средневековой Англии был создан институт мировых судей, который, в частности, рассматривал дела с участием жителей против органов публичной власти. В феодальной Европе жалобы, поданные частными лицами против государства, рассматривались общими судами до создания во Франции самостоятельной системы административной юстиции.
Основываясь на единой юридической природе этих понятий, всё же, следует привести историю данного правового института в России, взяв за основу его публичный характер.
Ещё в Московском государстве подданным царя предоставлялась право подать челобитную в Челобитный приказ или в Боярскую думу, посредством которой он мог обжаловать решения, действия (бездействия) должностных лиц. «Для возбуждения судебного производства истец подавал исковую челобитную. Ответчик подавал ставочную челобитную, в доказательство того, что он явился на суд».
Однако большинство ученых-правоведов, историков (С.А. Корф, Б.Н. Чичерин) относят историческое начало института обжалования деятельности публичной власти к эпохе Царской России или к эпохе реформ Петра I, когда были созданы, так называемые, «власти надзора» в лице прокуратуры, сената. Впоследствии, в результате судебной реформы Александра II, судебные учреждения отграничиваются от административной власти, в 70-80 годах XIX специально создаются смешанные губернские присутствия, органы, рассматривавшие в первой инстанции дела, составляющие предмет нашего исследования.
Попытка создать первые административные суды в России была предпринята в административных реформах П.А. Столыпина в 1907 году, однако, данные попытки не увенчались успехом, лишь перед февральской революцией 1917 года было решено ввести должности административных судей, и функции высшего административного суда были возложены на правительствующий сенат.
«Тем не менее, дореволюционное развитие учения об административной юстиции и защите публичных прав в суде воплотилось в нереализованное на практике Положение о судах по административным делам, принятое Временным правительством 30 мая 1917 г., закреплявшее за различными органами, наделенными властными полномочиями, и частными лицами право подавать жалобы и приносить протесты на действия и решения органов власти и должностных лиц».
Следует отметить, что в идеологии советского государства всячески отвергалась идея существования незаконных решений, действий (бездействий) органов публичной власти, и тем самым, административная юстиция в СССР упраздняется с принятием ГПК РСФСР 1923 года. По этому поводу Д. М. Чечот написал: «Рассматривать административную юстицию в качестве только буржуазного института также неосновательно, как и считать буржуазными такие учреждения, как военный суд, прокуратура или адвокатура».
Административный надзор, осуществляемый созданным 4 мая 1919 г. Бюро жалоб, прокуратурой и рабоче-крестьянской инспекцией, имевшей право приносить жалобы на должностных лиц, постепенно отходило на второй ряд. Административная юстиция сменяется на производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. При этом нужно заметить, что как и в конце XIX – начале XХ века, так и на сегодняшний день ученые-юристы отстаивают два противоположных направления развития административной юстиции:
1. Создание самостоятельной системы административных судов.
2. Создание административных коллегий в судах общей юрисдикции.
В 1937 г. было издано «Положение о Выборах в Верховный Совет СССР», закреплявшее порядок обжалования неправильных списков избирателей в исполком местного Совета депутатов трудящихся при несогласии с его решением, когда можно было обращаться в народный суд.
Из этого следует вывод о том, что в законодательстве СССР защите субъективных публичных прав отдавалось предпочтение административному порядку.
Изменения происходит в 1961 году с принятием Основ гражданского судопроизводства СССР и союзных республик, где вместе с делами особого производства также указываются «дела, возникающие из административно-правовых отношений». Соответственно, в ГПК РСФСР 1964 г. вводится подраздел II раздела II «Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений».
Конституция СССР 1977 г. в ст. 58, на конституционном уровне закрепляет право граждан на обжалование в установленном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, или ущемляющих права граждан. ГПК РСФСР дополняется с учетом новой конституции главой 24.1 «Жалобы на неправомерные действия должностных лиц, ущемляющие права граждан».
Современное же состояние производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, приписывается к следующим нормативно-правовым актам: Конституции Российской Федерации и КАС Российской Федерации.
В заключение следует определиться с необходимостью или отсутствием необходимости создания административной юстиции в РФ. Как уже было отмечено, по этому поводу в научной и практической среде существует два противоположных мнения: за и против.
А.В. Власов, поддерживая необходимость создания административных судов, пишет: «Дела, вытекающие из административно-правовых отношений, должны рассматриваться исключительно специализированными судами».
Данной позиции также придерживается председатель Верховного Суда В.М. Лебедев. Так, в сентябре 2000 года в нижнюю палату Федерального Собрания РФ был внесен законопроект ФКЗ «О федеральных административных судах». Несмотря на это, в 2010 году Государственная Дума РФ прекратила рассмотрение указанного ФКЗ.
Противоположное мнение имел бывший председатель Высшего Арбитражного Суда Иванов А.А., который выразился по этому вопросу, следующими словами: «Незачем умножать сущности без должной необходимости. Создать эффективную систему рассмотрения
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 17.05.2021) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
2. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
3. "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // "Российская газета", N 49, 11.03.2015.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // "Патенты и лицензии", N 2, 2019.
5. Административное судопроизводство. Часть II. Особенности рассмотрения, обжалование, пересмотр и исполнение судебных актов / Л.Ф. Бадыков, Т.В. Богданова, В.А. Гуреев и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Редакция "Российской газеты", 2016. Вып. 12. // СПС «КонсультантПлюс».
6. Боннер А.Т. Предисловие к учебнику по административному судопроизводству, или Краткая история российской административной юстиции // Вестник гражданского процесса. 2019. Т. 9. N 4. С. 46.
7. Боннер А.Т. Вы хоть понимаете, что вы натворили? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. N 3(31). С. 26 - 33.
8. Борисов А.Н., Лагвилава Р.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018 //СПС «КонсультантПлюс».
9. Гречкина О.В. Развитие научных идей должно основываться на модернизации современного административного процессуального законодательства // Административное право и процесс. 2018. N 9. С. 7 - 10; СПС "КонсультантПлюс".
10. Громошина Н.А. Процессуальные особенности или специализированный процесс? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 9. С. 8 - 10.
11. Магомадова Э.И. История и современное состояние производства по делам, возникающим из публичных правоотношений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020.
12. Нагайцев В.Г. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, - уйти, чтобы остаться // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 9. С. 54 - 58.
13. Научно-практическая конференция по вопросам применения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Административное право и процесс. 2016. N 7. С. 79 - 82; Щепалов С.В. Об усмотрении суда в рамках административной процессуальной формы // Российская юстиция. 2015. N 6. С. 42 - 46.
14. Новиков А.В. Административно-процессуальная форма: научные и правовые реалии // Административное право и процесс. 2015. N 11. С. 70 - 80; СПС "КонсультантПлюс".
15. Опалев Р.О. Возможные направления развития законодательства в сфере правосудия по административным делам // Журнал административного судопроизводства. 2017. N 1. С. 13 - 17.
16. Спиридонов П.Е. Административное судопроизводство и его соотношение с иными видами судебных производств // ЖУРНАЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. 2019. № 2. С. 15-19.
17. Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство и административные процедуры: к системному взаимодействию и надлежащему уровню правовой регламентации // Административное право и процесс. 2018. N 3. С. 7 - 23; СПС "КонсультантПлюс".
18. Терехова Л.А. Дрейф административного судопроизводства // Вестник гражданского процесса. 2020. N 3. С. 30 - 50.
19. Трофимова Г.А. Признание недействующим правового (в том числе нормативного правового) акта как мера ответственности // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 4. // СПС «КонсультантПлюс».
20. Шардаева А.С. Проблемы рассмотрения и разрешения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов // Вопросы российской юстиции. № 6. 2020. С. 577-582.