Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия отличаются активизацией внимания руководства страны к возрождению музейного дела, поддержанию культурно-досуговых учреждений, созданию новых форматов музеев, интересных разным категориям россиян, а также туристам, приезжающим из-за рубежа. В связи в с этим в разных уголках России стали открываться уникальные инновационные музеи, представляющие различные аспекты ретроспективного и будущего развития страны, демонстрирующие многогранность и колоритность русского народа, особенности культуры, традиций, природного богатства и т.п.
Данные проекты вызывают огромное внимание общественности, привлекают внимание людей разных возрастов, позволяют повысить интерес к России как туристской территории, становятся объектом территориального маркетинга.
1 Теоретические особенности музейного дела
1.1 Основные понятия и свойства досуговой деятельности
Методикой социально-культурной деятельности в сфере социокультурной интеграции молодёжи называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении поставленных задач, стоящих перед учреждениями культуры или образования. Владение данной методикой позволяет работникам культуры более систематизировано подходить к решению данных задач и совершенствовать качество выполняемой работы.
Заниматься подготовкой культурно-досуговых мероприятий осуществлять технологический процесс должны организаторы, имеющие надлежащую методическую подготовку, знающие общие основы методики и частные приемы организации культурно-досуговых мероприятий, творческие работники со знанием основ драматургии и режиссуры.
Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы и спорта время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса [3].
Главной целью проектирования досуговой программы является - решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценности.
Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют интеллектуальные, эмоциональные возможности учащегося. Если ведущим видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в досуговой программе ведущим видом становится творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет широкие познавательные, просветительские, творческие возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру [6, С.61].
Досуг для жителей любого населенного пункта особенно важен, но для молодежной категории населения он просто необходим. При правильной организации досуга и молодежи снижается риск возникновения девиантного поведения, развития алкоголизма и наркомании, преступности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений работы с молодежью в любом городе и местности является организации досуга молодого поколения, разработка досуговых программ. Причем, следует отметить, что именно молодежь – наиболее требовательный сегмент потребителей, которые постоянно следят за инновациями в этой сфере и хотят получать все самое новое и интересное. Только используя инновационный подход можно привлечь их внимание и заинтересовать.
Для того чтобы культурно-развлекательное мероприятие было популярным, оно должно в первую очередь соответствовать ее потребностям. Также, согласно современным запросам молодежи, здесь должны присутствовать информационные технологии. На сегодняшний день актуальным считается внедрение инноваций в досуг, поэтому они тоже рассматриваются как важный критерий во многих современных мероприятиях. Среди имеющегося разнообразия формата проведения мероприятий молодежь все же хочет видеть что-то новое.
Важным критерием для молодежи является возможность принимать участие в разработке мероприятия. Вызывают интерес интерактивные и зарубежных методики разработки и реализации мероприятия. Данная динамика позволяет определить наиболее важные критерии, которыми должно обладать культурно-развлекательное мероприятие.
1.2 Виды проведения досуга в музее
Современные музеи ориентированы на разные сегменты целевой аудитории, в связи с этим их коллекции формируются и экспонируются для разных аудиторий. Такая универсиализация позволяет расширить спектр воздействия на потребителей. Именно поэтому в музейных коллекциях есть экспозиции для любителей, знатоков, детской аудитории, экспертов и т.п.
Важным трендом развития музеев становится интеграция досугово-развлекательных сервисов, благодаря которым посещения музея становится местом отдыха для всей семьи. Так, в музеях можно увидеть интерактивные игровые зоны, места для комфортного отдыха, зоны питания и т.п.
Современные музейные экспозиции оснащены анимационными технологиями и средствами 3D-визуализации. Посетители могут увидеть процессы создания и развития городов, виртуально побывать в различных эпохах, ознакомиться с бытом людей в прошлом, наблюдая все процессы, виртуально проходя по улицам городов прошлого [4, С.34].
Снижается дистанционность музеев, сейчас они более открыты, доступны, что выражается в демонстрации экспонатов, которые можно потрогать, увидеть в максимальной приближенности, примерять на себе. Музей, в которых демонстрируются продукты ремесленного труда (оружие, орудия труда, текстиль, украшения, игрушки), вводят услуги по обучению разным ремеслам (плетение кружев, изготовление изделий из лозы, глины, ковка посуды и оружия и т.п.). Это привлекает интерес как взрослых и детей, позволяет продемонстрировать особенности труда и быта определенной эпохи, развить дополнительные навыки.
Задача современных музеев - балансировать между безопасностью и доступностью. Вышестоящие организации то пеняют музеям, что мало выставок, то начинается откат, и нам говорят, что выставки наносят вред, причиняют ущерб и надо больше внимания уделять хранению. Хотя выставки — это форма и хранения, и изучения, и проверки музейных фондов. Поэтому надо, соблюдая полную безопасность, все-таки обеспечивать максимальную доступность того, что мы храним.
Обучающие аспекты также очень развиты в современных музеях, так они формируют дополнительное преимущество и привлекают дополнительные категории потребителей: школьников и студентов, ученых. Они в условиях музе могут не только прослушивать специализированные лекции, но и проводить учебные занятия в формате лабораторных исследований, опытов и т.п.
Функционируя в условиях интернет-глобализации и проникновения Интернета во все аспекты жизни человека, музей вынужден развивать свои коммуникационные способности и активно взаимодействовать с целевой аудиторией, используя все современные технологии и средства коммуникации (интернет-сайты, отраслевые интернет-порталы, сайты городов, органов власти и т.п.).
Современные музеи активно используют потенциал социальных сетей (Twitter, Facebook и фотосайтFlickr), что позволяет привлекать аудиторию и вести дополнительные маркетинговые исследования. С помощью приложения для iPhone можно провести виртуальные раскопки древнеримских артефактов в тех местах, где они были найдены.
PR-деятельность музея осуществляется через несколько основных каналов:
- внутреннее сообщество художников, которые передают друг другу информацию о новых выставках, пополнении коллекции и т.п.
- информационные ресурсы музея (сайт, афиша на здании),
- информационные ресурсы города, отражающие все более или менее значимые культурные события, в том числе выставки, показы, события музеев,
- СМИ (печатные и медиа-издания), информирующие население и делающие анонсы выставок и других значимый событий музея.
2 Анализ музейного дела в некоммерческой организации Музей Новосибирска
2.1 Организационно-правовая характеристика музея Новосибирска
Музей Новосибирска открылся 1 марта 2010 года. Городской музей задумывали создать еще в 1943 году — к 50-летию нашего города, но по понятным причинам этого не произошло[11] .
Музей Новосибирска относится к категории муниципальный учреждений социально-культурной деятельности, казенное учреждение. Управление и бюджетирование деятельности осуществляется Министерством культуры Новосибирской области.
Сейчас Музей Новосибирска — это 8 районных филиалов, Музей Новосибирска «На набережной», музей в доме Г.М. Будагова и Музей Дома документального кино.
Сотрудники Музея Новосибирска активно занимаются просветительской деятельностью, организуют уличные выставки и выставки в переходах метро, оформляют вагон новосибирского поезда-музея, осуществляют культурно-образовательные проекты.
Фонд Музея Новосибирска содержит документы и экспонаты, обширную видеотеку, значительное библиотечное собрание. Основой для формирования фонда стало творчество основоположника российской и мировой космонавтики Юрия Кондратюка.
Партнерами Музея Новосибирска являются организации в сфере образования и культуры, жители города, предоставляющие на выставки или передающие в дар уникальные документы, фотографии, предметы.
В 2011 году в Музее открылся Центр устной истории – совместный проект Музея и Института археологии и этнографии СО РАН. Центр занимается сбором устных материалов для создания единого городского архива устных и визуальных текстов, систематизированных по аудио-, фото- и видеофондам.
С 2012 года Музей Новосибирска реализует проект «Новосибирск — город-музей». Направления работы проекта: авторские экскурсии по улицам и интересным городским объектам, исторические шоу, создание виртуальных и электронных исторических ресурсов. [11]
2.2 Анализ разнообразия видов проведения досуга в музее
Менеджеры музея Новосибирска пытаются создать возможность особой интерпретации коллекции, которая представлена различными форматами, соответствующими различному уровню и типу образования людей; экспозиция создает впечатление многослойности, многоуровневости в целях возможности перехода посетителя с одного уровня на другой. (рис.2.3.)
Музей города Новосибирска активно занимается просветительской деятельностью, организует выездные выставки и другие культурно-образовательные проекты.
В залах Музея истории города можно проводить различные совместные выставки из фондов малых музеев, посвящая их конкретному юбилею, сфере городской жизни (культура, медицина, торговля и т.п.), отдельным историческим событиям, почетным гражданам и заслуженным людям.
Проекты Музея города:
- Космос и Я
- Патриотическая деятельность
- Социальные проекты
- Центр устной истории
- Электронный архив.
Музей активно проводит следующие виды выставок, которые особенно интересны туристам:
- уличные выставки,
- выставки в метро,
- 3D-выставки.
Музей Новосибирска готовит и экспонирует уличные фотовыставки, а также выставки в переходах станций метрополитена. Такие фотовыставки посвящены выдающимся новосибирцам, значимым событиям из жизни города и страны, истории Новосибирска.
Уличные выставки экспонируются на двусторонних металлических планшетах в проходных местах, таких как сквер у Оперного театра, площадь Пименова, площади перед администрациями районов, проспект Коптюга в Академгородке и другие.
Фотовыставки в переходах и вестибюлях метрополитена представляют собой плакаты, размещенные по ходу движения людей при входе и выходе в метро.
Одним из популярнейших проектов музея является проект «Видеопрогулки по Новосибирску». Существует он с 2016 года. Каждый год сотрудники музея готовят 4 фильма на выбранную тему. Не все могут посещать экскурсии, поэтому фильмы о городе являются отличным дополнением к ним. В 2020 году был проведен премьерный показ в кинотеатре. Сотрудники музея снимают разное документальное кино и стараются сделать акцент не на официальную историю, а на повседневную жизнь, показать то, что ближе народу: куда в то время ходили, что покупали, как отдыхали.
Творческий подход в использовании передовых информационных и коммуникационных технологий создает условия, обеспечивающие доступность музея для широчайшей аудитории. Например, сейчас многие музеи используют интерактивные форма проведения экскурсий с использование медиа-техники и демонстрацией художественных и документальных фильмов.
Международная акция «Ночь музеев» — единственный день в году, когда множество арт-пространств и культурных учреждений открыты для посещения до поздней ночи. Основная тема акции в 2020 году — «Больше чем музей» — позволила обратить внимание на музеи не только как на учреждения, в которых хранятся культурные ценности, но и на место, где создаются технические и научные достижения в различных сферах жизни человека. Центральное место заняли мероприятия, посвященные Году науки и технологий и празднованию Дня рождения города Находка. Самая необычная ночь в году даёт возможность не просто посетить музей во внеурочное время, но и здорово провести время с семьёй или друзьями, получить море новых знаний и впечатлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Досуг – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.