Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.
Мы живем в XXI веке, который называют веком высоких информационных технологий, инноваций в науке и технике, компьютеризации и робототехники. сам человек становится иным, он меняется, приспосабливаясь к жизни в условиях непредсказуемого и быстроменяющегося мира, в котором ведущая роль отводится технологиям, информации и коммуникации. Эти изменения выражаются в новых формах общения, упрощении языковых норм, утере традиционных связей с прошлым. приметой времени стали прагматизм и культурный нигилизм. простые человеческие чувства и эмоции девальвируются, теряют ценность, уходят на второй план.
Это предопределило отношение общества к тем видам деятельности человека, которые нацелены на развитие эмоциональной чувственной сферы человека - искусство, художественное творчество сегодня зачастую считаются избыточной роскошью. Надо отметить, что такое отношение затрагивает и образование - как общеобразовательные предметы области искусства, так и систему художественных кружков и студий. показательно, что в последние годы даже детские художественные школы, имеющие давние и сильные традиции, порой испытывают проблемы с набором учащихся.
Хорошо известно, что потребность в творчестве, созидании и преобразовании мира является для человека насущной необходимостью, обеспечивая его постоянное развитие. в то время как «дефицит» творчества, отсутствие положительного опыта в этой сфере отрицательно влияет на процесс формирования личности. Об этом свидетельствуют исследования ведущих педагогов и психологов, освещающих эту проблему (Б.М. Немен- ского, А.А. Мелик-Пашаева, О.Л. Некрасовой- Каратеевой, С.Л. Рубинштейна и др.).
Особое место в этих исследованиях занимает художественное творчество ребенка. Художественное творчество детей - это выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме. Художественное творчество является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития личности.
Значимость художественного образования осознается также и на уровне образовательной политики. Так, в Концепции модернизации российского образования задачи художественного образования школьников рассматриваются как современный социальный заказ. В Концепции подчеркивается важность художественного образования, использование познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности в формировании творческих способностей обучающихся, чувства прекрасного, эстетического вкуса, нравственности.
Своеобразие современной ситуации заключается в том, что, с одной стороны, мы хорошо осознаем важность и значимость художественного творчества в жизни ребенка, с другой - сталкиваемся с сокращением объема предметов художественно-эстетического цикла в школе, а также отсутствием мотивации родителей и детей к художественно-эстетическому направлению деятельности. Проблема мотивации актуальна и является одной из главных в художественном образовании и воспитания. Какие ресурсы есть у системы дополнительного образования для ее решения?
В ситуации, когда область изучения искусства в системе общего образования постоянно сужается, роль художественно-эстетического направления дополнительного образования неизменно возрастает. Оно призвано взять на себя большую часть нагрузки по художественному образованию и воспитанию детей и может с этим справиться, так как имеет хорошую основу и давние традиции.
Формирование разносторонней творческой личности ребенка требует от учителя внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, отбор форм и методов урока в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.
Цель исследования – анализ условий для развития обучающихся, мотивированных к активной творческой деятельности; развитие их индивидуальных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности в конкурентном, информационном мире.
1. Характеристика понятия творческой активности учащихся подросткового возраста.
2. Обзор современных форм и методов развития творческой активности на уроках по изобразительному искусству.
3. Анализ направления работы ОДОД для формирования творческой активности.
4. Проектирование программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Творческое объединение «Мастерская художника».
Глава 1. Современные педагогические технологии, как способ формирования и развития творческой активности подростков на уроках изобразительного искусства
1.1.Творческая активность учащихся подросткового возраста
Подростковый возраст - это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16-17 лет - периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Возникают многие психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадекватная самооценка, чаще всего заниженная Подростковый период характеризуется поиском себя, как личности, и включает в себя кризис идентичности, когда появляется желание познать грани своих возможностей.
Современное общество ставит перед преподавателем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Социально-педагогическая миссия учителя состоит в удовлетворении образовательных запросов учащихся и их родителей, создании условий для социальной адаптации подрастающего поколения и формировании творческой активности.
Проблема творческой активности всегда являлась актуаль
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008.
2. Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.
3. История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
4. Коробкова Е.Н. Теоретические основы культуроориентированного образовательного процесса: монография - СПБ., 2013.
5. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования: аналитическая записка // Искусство в школе. - 2008. - № 1.
6. Некрасова-Каратеева О.Л. Современные факторы культуры и их влияние на детское художественное творчество // Современные проблемы художественнопедагогического образования. современный ребенок в мире искусства: сб. науч. тр. / под ред. Э.В. Махровой и др. - СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2012.
7. Овсянникова Л.Д. Музыкальное воспитание как средство формирования эстетического сознания учащейся молодежи России во второй половине XIX - начале XX веков: монография. - Ставрополь: изд-во СГПИ, 2008.
8. Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно – творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008
9. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. - Волгоград: Учитель, 2011.
10. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.
11. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.