Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава I. Анализ проблем формирования универсальных учебных действий (УУД) на основе метода проектов 5
1.1.Необходимость формирования УУД учащихся в современной школе 5
1.2.Метод проектов как педагогическая технология 11
Глава 2. Организация работы по формированию УУД средствами метода проектов на уроках русского языка. 20
2.1. Метод проектов как средство формирования УУД. 20
2.2. Анализ проектной деятельности в рамках урока по русскому языку в 11 классе по теме «Культура современной речи». 26
Заключение 29
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Целью современного образования является общекультурное, познавательное и личностное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Если ранее знания, умения и навыки рассматривались как результат обучения, то теперь они являются производными от соответствующих видов целенаправленных действий, а именно, универсальных учебных действий (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» определяется авторами как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта». В более узком (собственно психологическом значении) понятие «универсальные учебные действия» рассматриваются как «совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Цель исследования - выявить педагогические условия успешного использования работы в группах, обеспечивающие формирование УУД.
Исследовательские задачи:
1. уточнить понятие «коммуникативные УУД», выявить особенности формирования УУД учащихся путем анализа психолого-педагогической литературы;
2. проанализировать особенности использования работы в малых группах; определить ее влияние на формирование УУД учащихся;
3. спроектировать и реализовать систему групповой работы обеспечивающую формирование УУД;
4. в процессе учебно- исследовательской работы выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных УУД в 3 классе в процессе использования метода проектов
Глава I. Анализ проблем формирования универсальных учебных действий (УУД) на основе метода проектов
1.1.Необходимость формирования УУД учащихся в современной школе
Универсальные учебные действия создают условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию и обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. [4]
Выделяются следующие виды УУД:
1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
3. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
4. Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.
5. Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД) обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [5]
Следует назвать важную роль коммуникации в развитии личностных, познавательных и регулятивных универсальных действий. Общение учащегося с учителем, родителями и другими взрослыми способствует формированию регуляции деятельности. «Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно - познавательного общения формируются познавательные действия учащегося (М.И. Лисина)». Насыщенность общения, его содержание и способы определяют развитие у учащегося представления о себе, отношения
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барахоева И.Б. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся в процессе познавательной деятельности с применением регионального учебно-методического комплекта //Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8 (часть 2) - С. 433-437
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
3. Введение в детскую психологию /Сост. Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2012. - 176 с.
4. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011, - 208 с. - С. 102-106.
5. Выготский Л.С. Педагогика. - М.: Апрель Пресс; Эксмо - Пресс, 2000.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1999.
7. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности учащихся: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. – Ижевск, 2010. – 307 с.
8. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 2010. – 286 с.
9. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии, 1992. - № 1. - С. 22 - 33.
10. Данилков А. Игра как инструмент воспитания //Воспитательная работа в школе. - 2013. - № 1. - С. 71-84.
11. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. М.: «5 за знания», 2005 – 188 с.
12. Захарова И.Н. Групповая работа как форма организации деятельности учащихся // Портал: Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок». - 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/412407/
13. Игумнова Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление // Биология в школе. - 2011. - № 3. - С. 33-39.
14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 464с.
15. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
17. Лисина М.И. Формирование личности учащегося в общении. СПб.; 2009 – 312 с..
18. Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики //2016. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/627441/
19. Петренко Е.Г. Внутришкольное управление процессом развития коммуникативной компетентности учащихся: автореф. дис. канд. психол. наук. 13.00.01. - Белгород, 2010. - 24 с.
20. Поваренков Ю.П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - Том II (Психолого - педагогические науки). - С. 156 - 164.
21. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2005 – 335 с.
22.
23. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности //Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Институт Государственного управления, Выпуск 3, май - июнь 2014. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://publ.naukovedenie.ru
24. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 196 с.
25. Черепанова Л.В. Методическая готовность учителя к оценке квалификаций в условиях компетентностной парадигмы современного образования //Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Профессиональное образование, теория и методика обучения». - 2011. - № 6 (41). - С. 50-58.
26. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. - М.: Гардарики, 2011. – 349 с.
27. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960. – 378 с.
28. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.