Фрагмент для ознакомления
2
В начале 1906 года среди молодых художников, литераторов, акте-ров, живших на Монмартре своеобразной колонией, в которой все, так или иначе, знали друг друга, появилась и сразу привлекла к себе внима-ние новая фигура. Это был Амедео Модильяни, только что приехавший из Италии и поселившийся на улице Коленкур, в маленьком сарае-мастерской посреди заросшего кустарником пустыря, который называли «маки» и как раз тогда начинали застраивать новыми домами. Ему было двадцать два года. Он был ослепительно красив, но привлекал к себе, оче-видно, чем-то еще более необычным. Многие из тех, кто с ним тогда встретился впервые, запомнили, прежде всего, лихорадочный блеск больших черных, в упор глядящих глаз на матово-смуглом лице. Не-громкий голос казался «горячим», походка - летящей, а весь облик - сильным и гармоничным.
Последний из могикан богемы Амедео Модильяни прожил вполне богемную жизнь. Нищета, болезни, алкоголь, наркотики, бессонные ночи, беспорядочные связи были его постоянными спутниками. Но это не поме-шало ему стать величайшим художником-новатором, создавшим непо-вторимый «мир Модильяни».
У нас Модильяни нет ни в музеях, ни в частных коллекциях (не-сколько сохранившихся рисунков конечно, ни в какой мере не восполняют этого пробела). В начале 20-х годов, когда происходило стихийное и в основном спекулятивно-мародерское «распределение» его картин па ми-ровом художественном рынке, наша страна жила так трудно, что ей было не до забот о приобретении новейшей западной живописи.2 Модильяни был представлен у нас впервые в 1928 толу на одной из выставок зару-бежного искусства. После длительного перерыва немногочисленные его портреты еще несколько раз появлялись на выставках произведений из музейных и частных собраний США, Франции, Японии.
Характерно, что, несмотря на такое множество разнообразных ра-бот о Модильяни, в западном искусствоведении все чаще высказывается мнение, что его творчество еще нуждается в более глубоком изучении, что он еще не понят до конца и не оценен достаточно объективно. Об этом действительно невольно думаешь, знакомясь с его произведениями и од-новременно читая хотя бы все лучшее, что написано о нем. Трудно не за-метить, что даже самый серьезный, профессионально зоркий анализ его творчества на Западе до сих пор ограничивается преимущественно про-блемами «чистой формы». Ее рассматривают абстрактно и скрупулезно, чтобы установить либо традиционность, либо оригинальность приемов его мастерства. Рассматриваемые как бы в безвоздушном пространстве, в насильственно замкнутой сфере, эти приемы мастерства либо спрессовы-ваются в бездушный протокол, напоминающий «историю болезни», либо дают последовательно повод для ничем не ограниченных сопоставлений, то более или менее обоснованных, то произвольных. С кем только не сближают Модильяни, чьих только влияний ему не навязывают! Имена и школы приклеиваются к его творчеству в таком изобилии, что кому-то он может уже показаться не то всеобщим подражателем, не то эклектичным учеником - во всяком случае, до тех пор, пока, пройдя сквозь различные «этапы», оп не выработает, наконец, по воле иного исследователя, свой собственный неподражательный и неподражаемый стиль. И становится уже трудно в этом калейдоскопе «влияний» и «сближений» определить те реальные истоки и увлечения, которые действительно освещали его путь и помогли ему совсем еще молодым стать в искусстве самим собой. Непо-нятно, почему его искусство насильственно лишают социальной и фило-софской содержательности. Им любуются, славословят красоту его живо-писи и изящество рисунка, отмахиваясь от его духовного воздействия.
Работая с литературой по данной теме, автор отмечает их ограни-ченное количество, но можно отметить возросший интерес к творчеству Модильяни последние 10-20 лет в отечественном искусствоведении. Са-мым известным советским исследованием творчества этого мастера можно назвать монографию Виленкина В.Я. «Амедео Модильяни». Автор книги подробно знакомит читателя с жизнью и творчеством, предлагает глубо-кий, но возможно, не вполне объективный анализ произведений автора. Работа Вернера «Амедео Модильяни» более объективна, она также со-держит множество интересных фактов о жизни Модильяни, анализ работ, но более краткий, но в отличии от труда Виленкина содержит большое количество цветных и черно-белых иллюстраций. Наиболее полное со-брание репродукций работ Модильяни, на наш взгляд, содержится в кни-ге «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве». Кроме репродукций в книге содержится большая вступительная статья с подробной биографией Амедео Модильяни и кратким анализом работ.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Объектом изучения является живопись Модильяни.
Предметом изучения является экспрессионизм в контексте социо-культурной жизни Европы.
Целью данной работы является изучение творчества Модильяни в контексте социокультурной жизни в Европе в конце 19 - начале 20 века.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить экспрессионизм в контексте социокультурной ситуации рубежа конца 19- начале 20-го века.
- описать культурные контексты формировавшие экспрессионизм в начале 19-го — 20-го века.
- произвести литературный обзор трудов, посвященных экспресси-онизму.
- изучить экспрессионизм как общехудожественную тенденцию.
- описать как выразил свой экспрессионизм Модильяни.
- рассмотреть главные темы живописи Модильяни.
- описать «женское и мужское» в картинах Модильяни.
В данной работе были использованы следующие методы исследо-вания: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера-туры.
1. Экспрессионизм в контексте социокультурной ситуации рубежа конца 19- начале 20-го века.
1.1. Культурные контексты формировавшие экспрессионизм в начале 19-го — 20-го века
Экспрессионизм — это направление в мировом изобразительном искусстве, литературе, музыке, кинематографе, театре и архитектуре XX века. Его основоположники отказывались видеть свое предназначение в традиционном воспроизведении действительности. Экспрессионизм для них был способом художественного выражения эмоционального состояния автора. Для реализации своих творческих замыслов экспрессионисты ис-пользовали новаторские методы: искореженные линии, контрастные цвета, абстрактные формы, преувеличения и упрощения.
Экспрессионизм признавал право автора на возможность шокиру-ющего воздействия на публику вопреки общепринятым стандартам в жи-вописи. Художники стремились вызвать у зрителя шквал эмоций, часто обращались к тематике разочарования, негодования, боли, страха и трево-ги. История развития экспрессионизма Экспрессионизм возник в начале XX века в Германии накануне Первой Мировой войны, в период бурного индустриального развития Европы, массового роста революционных настроений в обществе.
Многие люди были растеряны, стремительно уничтожались старые моральные ценности. Экспрессионисты раньше других почувствовали приближение страшной катастрофы, ощутили уродливость и противоре-чивость окружающего мира. Экспрессионистские мотивы в искусстве мож-но разглядеть задолго до появления нового направления.
Экспрессивные искажения художественных образов присутствуют на некоторых работах Эль Греко (El Greco), а картинам Маттиаса Грюне-вальда (Matthias Grünewald) присуща предельная эмоциональность. Экс-прессионисты признали сильное влияние этих мастеров на свое творчество, считали их предшественниками своего стиля.
В произведениях многих постимпрессионистов также можно заме-тить созвучные экспрессионистам принципы упрощения перспективы и сильного выражения чувств. Этим славятся картины Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cézanne), Анри Матисса (Henri Matisse), Поля Гогена (Paul Gauguin). Представители нового художествен-ного течения умело использовали опыт этих мастеров, но значительно увеличили объемы экспрессии в своих полотнах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амедео Модильяни / [сост. Н. А. Моисеева]. - М.: РИПОЛ классик, 2018 - 40 с.
2. Азизян И. А. Итальянский футуризм и русский авангард // Искус-ствознание. 1/99. С. 300.
3. Азизян, И.А. Становление модернистской ментальности // Искусство-знание. 1/00.
4. Басин Е. Я. Творческая личность художника. Алетейя; Санкт-Петербург; 2015.
5. Баева В. Амедео Модильяни. - М.: Комсомольская правда, 2018 г - 48 с
6. Байрамова Л. Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве Изда-тельство: Классика. 2001. 59 С.
7. Батракова С. Художник XX века и язык живописи. От Сезанна к Пи-кассо. - М.: Наука, 1996. С. 221-229.
8. Виленкин В. Я. Амедео Модильяни. - М.: Искусство, 1970 г. - 160 с.
9. Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ис-кусство, 1989. - 175 с., л. ил. - (Жизнь в искусстве).
10. Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). - СПб.: ICAR, 1994. - 126 с., ил.
11. Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуриз-ма. 1915—1933 / Введ., сост., пер. с итал., комм. Е. Лазаревой. М.: Гилея, 2013 С. 88
12. Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда: авангард как системная целостность. - М. : ИМЛИ РАН, 2013. - 400 с
13. Европейская живопись XIII - XX вв. Энциклопедический словарь. - М.: Искусство,1999. - 526 с., ил.
14. Кандинский В.В. Текст художника. 25 репродукций с картин 1902-1917 гг. М., 1918.
15. Котляр, Е.Р. Стиль футуризм: путь от изобразительного искусства в предметную среду [Текст] / Е.Р. Котляр, А.М. Вершинина,.- М., 2001
16. Модильяни. - М.: Издательский Центр «Классика», 2018. - 64 с., ил. «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве».
17. Очерки истории Италии /Под ред. проф. М.А. Гуковского. М., 1956. Гл. XIV, с.350
18. Паризо К. МОДИЛЬЯНИ. - М.: Текст, 2018. - 237 с.
19. Плешкова И. С. Влияние идей концептуализма на творчество моде-льера // Знание. Понимание. Умение. 2010. №3. С. 240-243.
20. Самосознание культуры и искусства ХХ века, М., 2000.
21. Художественная галерея: Модильяни. -№ 26. - М., 2020. - 31 с.
22. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г. Петровец, Ю.В. Са-домникова. - М.:ОЛМА - ПРЕСС, 2000. - 431с.: ил.
23. Эпштейн А. Д. Забытые герои Монпарнаса. - M.: НЛО, 2019 г. - 400 с.