Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основной задачей преподавания русского языка в современных общеобразовательных учреждениях является обновление содержания и методов обучения, одним из компонентов которого является овладение знаниями, связанным с их углублением по различным проблемам и темам.
Нельзя не учитывать, что синтаксис является одним из трудных разделов в ходе русского языка, поскольку он объединяет полученные ранее знания о морфологии, лексике и даже фонетике. Способность правильно, четко говорить, понимать и сообщать то, что мы хотим передать, является непременным требованием для каждого культурного человека.
Фактически, человек оценивается во многом благодаря тому, как он говорит, его речью - грамматически правильно организованными, образными, яркими, понятными и воспринимаемыми собеседниками. Именно к этому, мастерство такой речи учит синтаксису. В синтаксисе мы изучаем структуру языка в его коммуникативных и выразительных функциях. Чтобы сделать речь яркой, творческой, богатой, выразительной, вам нужно иметь широкий, разнообразный словарь, умело использовать не только его, но и систему синтаксических средств.
Взаимное понимание людей невозможно без соблюдения, бережное отношение к нормам русского литературного языка во всем многообразии его стилей, позволяющее осуществлять общение в разных условиях, в разные периоды деятельности и т. д.
Но при этом нельзя не учитывать, что язык постоянно развивается, меняется, улучшается. Синтаксическая система является наиболее стабильной.
Цель курсовой работы: изучить трудные вопросы синтаксиса.
Рассмотреть и описать такие задачи, как:
1. Трудные вопросы синтаксиса
2. Существенная помощь при решении некоторых трудных вопросов синтаксиса
3. Подстановка однородных членов предложения
4. Подстановка уточняющих, поясняющих членов предложения, а также обобщающих слов
Курсовая состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
1. Трудные вопросы синтаксиса
1.1 Использование вопросов
Лингвистика XXI века является междисциплинарной областью исследований. Современная методологическая наука, являющаяся прикладной областью лингвистики, также имеет интегративный подход к ее объекту.
В методологии преподавания русского языка в средней школе отражены процессы взаимодействия лингвистики и смежных наук. Методология преподавания русского языка тесно связана с такими смежными науками, как лингвопрагматика, когнитивная психология, лингвидактика, герменевтика, теория речевой деятельности и т. д. Современная методологическая наука о преподавании в средней школе также основана на теоретических выводах когнитивной лингвистики , психология и относительно молодая научная психолингвистика, возникшая в конце 1950-х годов, предметом которой является «лингвистическая личность, особенности и способы выражения психических функций сознания в поведении говорящего / писателя».
Тот факт, что сегодня лингвистика междисциплинарная область исследований, призывает методистов искать новые модели обучения русскому языку. Вот почему при обучении синтаксису сложного предложения мы используем лингвистический когнитивный подход.
Лингвистический когнитивный подход объединяет основные положения и принципы ведущих направлений в методологической науке. В работе по обучению синтаксису сложного предложения на основе лингвистического когнитивного подхода мы полагаемся на категории когнитивной науки: когнитивное пространство школьника (его составляющих компонентов) и лингвистические аспекты: лингвистические единицы, посредством которых имидж - обозначений.
Таким образом, лингвистический когнитивный подход определяется как интегративный подход в современной методологической науке, основанный на теоретических достижениях когнитивной науки и лингвистики. В методологической науке преподавания русского языка практическое применение и теоретическое обоснование лингвопознавательного подхода найдено в работах Л. П. Сычуговой.
По словам Л. И. Сычуговой, «лингвистический подход, лежащий в основе развития речи, включает в себя культурный подход, учитывающий образовательные концепции в контексте мировой культуры». Ученый-методист утверждает лингвокультурный подход к преподаванию речи в контексте искусства. Одна из фундаментальных идей этой техники - внимание к внутренней речевой деятельности, механизмы генерации речи - реализуется в «Объяснительном объединении словарей искусства», составленном Л. П. Сычуговой. Основываясь на теории лингвистики и психолингвистики, Л. П. Сычугова определяет работу учителя в преподавании языка двумя способами:
1) создание условия для взаимодействия чувствен¬ной, интеллектуальной и речевой деятельности;
2) выяснение, на каком из этапов перевода вну¬треннего кода мысли во внешний, словесный слой вос¬питанник испытывает затруднение и как помочь его преодолеть.
Лингвокогнитивный подход реализуется посред¬ством поэтапного (с 5-го по 10-й класс) усвоения и углу¬бления знания о языке, в частности о синтаксических еди¬ницах, что способствует совершенствованию речи школь¬ников. Линейное, последовательное знакомство с осо¬бенностями форм и строения языковых единиц соответ¬ствует принципам системного подхода.
В работе по обучению синтаксису сложного предло¬жения в свете лингвокогнитивного подхода мы основыва¬емся на приоритетном «смещении акцента от теоретиче¬ского, лингвистического усвоения грамматических форм к усвоению практическому, функциональному». Изуче¬ние теоретических аспектов языка вслед за речевым раз¬витием школьников позволяет учитывать «зону ближай¬шего развития» учащихся.
Работа по обучению синтаксису сложного предложе¬ния в свете лингвокогнитивного подхода ведется в не¬сколько этапов, на каждом из которых решаются опреде¬ленные методические задачи посредством соответствую¬щих методов и приемов, реализующихся в системе упраж-нений.
Представим этапы работы.
1 ЭТАП: ментальный (5-7-й классы)
На данном этапе мы обращаемся к эмоциональной сфере студента; к повышению субъективной картины мира; к обогащению контекстных различных образов; к развитию внутреннего словаря. На данном этапе, вы вводите основные лингвистические понятия из раздела "Синтаксис пунктуация" и пропедевтической работы с сложных предложений. Образовательный процесс организован на основе различных типов восприятия. Учитель должен соблюдать диалектическое единство рациональных и сенсорных форм мышления для создания когнитивной структуры в сознании студента.
Обращение к эмоциональной сфере учащихся осуществляется через анализ художественных произведений, воспоминаний и личных переживаний, что способствует появлению специфических образов и представлений, которые относятся к собственным ощущениям, вызванные произведение искусства, с друзьями, с самим собой и т. д.
Мы учитываем, что из-за эмоциональных переживаний возникает необходимость передать образ собеседника или читателя. Эта потребность заключается в том, чтобы лингвистические единицы соответствовали словесному языку. Начальным этапом изучения синтаксиса сложных предложений в контексте когнитивного лингвистического подхода является систематическая работа, направленная на обогащение концептуальной среды студентов и, следовательно, развитие их внутреннего словаря соответствующими номинативными единицами языка.
2 ЭТАП: фиксация (8-9 классы)
Второй этап направлен на установление экстралингвистических и лингвистических знаний, практических умений в области синтаксиса на уровне интеллектуальной сфере: представление полученных знаний о реальности через невербальные (схемы, рисунки, таблицы) и вербальной формах. Здесь в качестве ведущего метода мы называем метод концептуализации. Метод состоит в понимании информации, поступающей извне, ее вербальных и невербальных обозначений. Изображения объектов и ситуаций различны для каждого человека, поэтому мы учитываем не только коммуникативные условия в предлагаемой методологии, но и личные факторы.
3 ЭТАП: творческий (10-11 классы)
Заключительный этап направлен на реализацию креативного принципа, направленного на самостоятельную деятельность студентов по структурированию собственных сложных синтаксических конструкций, которые отвечают критериям и целям определенной речевой ситуации, а также как создание собственных текстов, отвечающих установленным требованиям. Давайте проиллюстрируем работу этого шага более подробно. Здесь ведущая роль отводится упражнениям, основанным на анализе или генерации текста.
Прием интерпретации (на примере анализа тек¬ста И. С. Шмелева «Лето Господне»)
Учим определять коммуникативное намерение ав¬тора текста. Перед учениками ставим следующие вопро¬сы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризо¬вать, доказать, убедить, попросить, поощрить и т. п). В свя¬зи с этим начинаем
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесов, Р. И. Члены второстепенные предложения как грамматические категории / Р. И. Аванесов // РЭС. 1936. Номер 4. П. 58.
2. Александрова, Н. М. проблема второстепенных деталей приговора / Н. М. Александров // уч. Убить. Лгпи им. А. И. Герцен. 1963. Т. 236. С. 296.
3. Арутюнова Н. Д. предложение и его смысл. 3-е изд. М.: едиториал УРСС, 2003.
4. Груздева, С. И. второстепенные члены предложения в современном этапе их обучения / С. И. Груздева // РЭС. 1966. Дело № 2. С. 95-96.
5. О. Йесперсен, Философия грамматики, ТРАНС. с английского языка. М. 1958,
6. Красина Е. А. Отечественная лингвистика: от А. А. Потебня до В. В. Виноградов: читатель, М.: РУДН, 2006. – 198.
7. Марр Н. Я. Избранные работы, том. 1-5, М.-Л., 1933-37
8. Мещанинов И. И., приговор и части речи, М.-Л., 1945
9. Попов, А. С. Однородные части предложения, имеющие разную форму и различную функцию в современном русском языке / А. С. Попов // Краткие очерки по русскому языку. Воронеж, 1964. П. 50.
10. Потебня А. А. из записок по русской грамматике, вып. 1-2, Москва, 1958
11. Руднев, А. г. члены вторичного предложения / А. г. Руднев // уч. Убить. Лгпи им. А. И. Герцен. 1956. Т. 122. П. 40.
12. Тэстелита Ю. Г. Введение в общий синтаксис. М., 2001.
13. Шапиро, А. Б. Учение вторичных членов на русском языке / А. Б. Шапиро // ВЯ. 1957. Дело № 2. П. 82.
14. Шор Р. О. и чемоданы Н. С. Введение в лингвистику. М., 1945. – 140.