Фрагмент для ознакомления
2
Формирование новой реальности вследствие глобального кризиса, вызванного всемирным распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), обусловливает переосмысление механизмов достижения социально-экономической стабильности и перспектив развития глобальных и национальных хозяйственных систем.
Спрогнозировано, что экономический кризис 2020 года, станет более разрушительным, чем глобальный финансово-экономический кризис 20082009 годов [1, с. 30].
В таких условиях предупреждение и преодоление кризисных процессов в государственных экономиках обеспечивается взвешенной антикризисной политикой, которая включает комплекс взаимосогласованных мер в финансовой, бюджетной, фискальной, социальной, экономической и других сферах.
Исследование влияния распространения COVID-19 на социально-экономическое положение стран мира содержат в основном эмпирический характер и определяются ограниченной сформированностью теоретических наработок, что связано, прежде всего с весьма незначительным анализируемым историческим периодом и высоким уровнем неопределенности и турбулентности экономических процессов [2, с. 33].
Доказано, что в современных условиях глобализации общественной жизни кризисные процессы в глобальных и национальных экономиках быстро синхронизируются, а кризисы различной природы происхождения взаимодействуют, углубляя негативные влияния на социально-экономические системы [3, с. 130].
Целью статьи является исследование лучших практик антикризисной политики стран мира и предоставление практических рекомендаций по формированию эффективных мер противодействия негативным социально-экономическим последствиям распространением COVID-19 в национальной хозяйственной системе.
Уникальность современных кризисных процессов, вызванных COVID-19, заключается в сверхвысоком уровне их глобализма и реальной угрозе общественной жизни человечества. Юваль Ной Харари отмечает: «Сегодня человечество сталкивается с глобальным кризисом. Пожалуй, самым большим кризисом нашего поколения. Решения, которые принимают люди и правительства в течение ближайших нескольких недель, вероятно, сформируют мир на долгие годы. Они будут формировать не только наши системы здравоохранения, но и нашу экономику, политику и культуру. Надо действовать быстро и решительно. Мы также должны учитывать долгосрочные последствия наших действий. Выбирая между альтернативами, мы должны спросить себя не только как преодолеть непосредственную угрозу, но и в том, какой мир мы будем населять, когда пройдет шторм» [13].
В условиях современного экономического кризиса траектория эконо-мического роста (спада) является маловероятно прогнозируемой. По состоянию на январь 2020 года Международным валютным фондом (МВФ) прогнозируется рост мирового ВВП с 3 % в 2019 году до 3,4 % в 2020 году и до 3,6 % до 2021 года [3, с. 152].
Корректировки по сравнению с «доверительными» прогнозами октября 2019 г. [5] составляли лишь на 0,1 процентный пункт в 2019 г. и 0,2 процентных пункта в 2020 году. В дальнейшем, Организацией экономического сотрудничества и развития прогнозирует, что ежегодный прирост мирового ВВП замедлится до 2,4% в 2020 году, а в первом квартале 2020 года прогнозируется падение мирового ВВП. При условии, что процессы распространения коронавирусной инфекции остановятся до июня 2020 года, а экономическая политика будет эффективной, возможен рост мирового ВВП до 3,0 % в 2021 году [13].
По мнению международных экспертов, сделанными в начале апреля 2020 года, в ближайшее время предполагается постепенное восстановление активности в промышленности, которое уже началось в Китае, значительный всплеск обращений граждан за пособиями по безработице, сокращение потребления электроэнергии за счет закрытия торговой и культурно-развлекательной индустрии [6, с. 47].
И, наконец, в апреле 2020 года откорректированы прогнозные данные с учетом реальных перспектив развития глобальной экономики и спрогнозировано падение мирового реального ВВП на 4,2 % в 2020 году, причем падение ожидается в странах ЕС - 7,5 %, в том числе в наиболее пострадавших от ОДУТО-^ странах: Италии (9,1 %), Испании (8,0 %), Франции (7,2 %), Германии (7,0 %), Великобритании (6,5 %) [12, с. 155]. Как видно из рис. 1.1, как и в условиях глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., наибольшие потери терпят развитые экономики, падение реального ВВП которых составит 6,5 %, а экономика с трансформационными рынками - 2,4 % [4, с. 106].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, с изменениями и дополнениями от: 23 мая 2015 г. Режим доступа: http://base.garant.ru/
3. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета, N 256, 31.12.2001.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07. 2002 г. №95-ФЗ (с изм. от 15.02.2016) // Собрание законодательства Рос. Федерации. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» : федер. закон от 30 дек. 2008 г. № 296-ФЗ : (ред. от 29 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. − Версия Проф. − Электрон. дан. − М., 2016. − Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Асеева М. А. Нужно ли России антикризисное управление / М. А. Асеева // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 3. - с. 383-386
8. Антикризисное управление: учебник и практикум для академиче-ского бакалавриата / Н. Д. Корягин [и др.] ; под ред. Н. Д. Корягина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 367 с.
9. Бардина Е. Денежные обязательства в процедуре банкротства / Е. Бардина // Хозяйство и право. - 2012. - N 10. - с. 96-98.
10. Вольский С. Теоретические основы управления предприятием / С.Вольский // Экономист. – 2011. – № 4. – С. 57-59.
11. Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2013. — 462 с.
12. Исследование операций в экономике: учебное пособие: рекомендовано МО РФ / ред. Н. Ш. Кремер. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт, 2013. — 438 с.
13. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Ко-гденко. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 392 с.
14. Малых Н. И. Диагностика риска банкротства предприятия / Н. И. Малых // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - N 4. - с. 128-136.
15. Токарев Д.С. Преднамеренное банкротство: монография. Издательство Уральского юридического института МВД России, 2013. – с. 26-32.
16. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://bankrot.fedresurs.ru/