Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА НЕКООПЕРАТИВНЫХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ КРУПНЫХ ФИРМ 5
1.1. МОДЕЛИ НЕКООПЕРАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 5
1.2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА НЕКООПЕРАТИВНЫХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 12
ГЛАВА 2: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕКООПЕРАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ 20
ГЛАВА 3: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А: ДОЛЯ ВДС НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ В ВВП РОССИИ 40
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика характеризуется таким экономиче-ским явлением, как укрупнение участников рынка, что выступает следствием процессов глобализации. В связи с этим, наряду с прочим факторами, мас-штабы бизнеса участников рынка определяются рыночной долей относи-тельно аналогичного показателя конкурентов. Зачастую, преобладающую долю на рынке имеет не одна, а несколько фирм. В этом случае наблюдается олигополия. Пример олигополии на отраслевых рынках в России это метал-лургические компании, в сырьевых отраслях (добыча нефти и газа) и др.
Особенность олигополистического рынка в том, что каждый из его участников может увеличить занимаемую им долю рынка за счет конкурен-тов. Поэтому менеджеры олигополистического бизнеса стоят перед выбором: увеличить свою рыночную долю (не кооперационное взаимодействие) или скоординировать действия со своими конкурентами (кооперационное взаи-модействие). При этом полюсами олигополии выступают открытая война цен и открытый сговор. При кооперационном взаимодействии фирмы, составля-ющие олигополию, не идут на прямой конфликт с конкурентами, в частности, что касается объемов продукции и рыночных цен. Однако в случае стремле-ния одной из фирм извлечь максимальную прибыль в условиях олигополи-стического отраслевого рынка, все входящие в него фирмы попадают в агрессивную конкурентную среду.
Такая конкурентная среда для российского рынка отличается особой остротой ценовой борьбы, не характерной для высоко институционального западного отраслевого рынка. Эта борьба наблюдается для таких отрасле-вых рынков, как рынок сотовой связи, авиаперевозок, фармацевтики, авто-мобилестроения. Отличительной особенностью конкурентной борьбы явля-ется ее перманентный характер, достижение во многих отраслях только пер-вичной расстановки сил. Исходя из выше приведенных обстоятельств, не вы-зывает сомнений актуальность темы сравнительного анализа не коопераци-онного взаимодействия крупных фирм, поскольку от этого напрямую зави-сит выработка рациональной стратегии поведения фирм в изменяющихся условиях олигополистических рынков.
Целью работы оценка сложившихся моделей и сравнительный анализ не кооперативных взаимодействий крупных фирм, а также выработка страте-гии взаимодействия на примере конкретного отраслевого рынка.
Задачи работы:
рассмотреть основные формы и модели не кооперативных взаимо-действий крупных фирм;
провести сравнительный анализ некооперативных взаимодействий на примере конкретного отраслевого рынка;
усовершенствовать модели не кооперативных взаимодействий.
Предмет исследования: экономические процессы не кооперативных взаимодействий крупных фирм.
Объект исследования: нефтегазовый отраслевой рынок Российской Фе-дерации с учетом его взаимодействия с мировыми региональными рынками.
Методология исследования основывается на совокупности общенауч-ных методов, включающих системный подход, статистический метод, по-строение систем аналитических таблиц, методы сравнений.
Структура курсовой работы включает: введение, три главы, заключе-ние и библиографический список.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе. Москва: Дело ЛТД, 1996 687 с.
2. Болдов, М. Как кризис 2020 года отразился на отечественных нефтяных компаниях [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/investments/obzor-itogov-2020-goda-neftyanogo-sektora-rossii/ (да-та обращения: 18.06.2021)
3. Владимирова, Н. М. Стратегия международной компании и внешняя среда // Российское предпринимательство. 2009. № 12 (2). С. 42-46.
4. Гоголина, Л. В. Теория отраслевых рынков [Текст] : курс лекций / Л. В. Гоголина ; Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования "Российская таможенная академия". Москва : Рос-сийская таможенная акад., 2018. 115 с.
5. Доклад ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2008 год) [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/b-n-c07a267e-d86a-4a26-9fd6-f4e80b401125 (дата обращения: 18.06.2021)
6. Кононов, А. В. Двухуровневая модель конкурентного размеще-ния и ценообразования с неравномерным распределением спроса // Дис-кретный анализ и исследование операций. 2019. № 3 (141). С. 27-45
7. Корсун, Т. А. Теория отраслевых рынков [Текст] : учебно-методическое пособие / Т. А. Корсун ; М-во образования и науки Россий-ской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учрежде-ние высш. проф. образования "Восточно-Сибирский гос. ун-т технологий и упр." (ФГБОУ ВПО "ВСГУТУ"). Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2016. 143 с.
8. Микроэкономика. Промежуточный уровень [Текст] : учебное по-собие : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 38.03.01 (080100) "Экономика" (квалификация (степень) "ба-калавр") / Ю. Н. Черемных [и др.] ; под общ. ред. В. А. Чахоян ; Москов-ский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экономический фак. Москва : ИН-ФРА-М, 2015. 175 с.
9. Основы современной конкуренции : учебное пособие / Т. И. Кружкова, О. А. Рущицкая, О. Е. Рущицкая и др. ; Министерство науки и высшей школы Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Уральский государственный аграрный универси-тет. - Екатеринбург : Уральский государственный аграрный университет, 2019. - 266 с.
10. Сальников, И. И. Экономика отрасли [Текст] : учебное пособие / И. И. Сальников ; Автономная некоммерческая организация высшего обра-зования "Белгородский университет кооперации, экономики и права". Бел-город : Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2018. 184 с.
11. Стрелец, М. И. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / под общ. ред. И. А. Стрелец, М. И. Столбова. МГИМО (У) МИД России, кафедра прикладной экономики. – Москва : Издательский дом «Научная библиоте-ка», 2015. – 156 с.
12. Теория отраслевых рынков [Текст] : учебное пособие / под ред. И. А. Стрелец, М. И. Столбова. Москва : КНОРУС, 2017. 192 с.
13. Юсупова, Г. Ф. Теория отраслевых рынков [Электронный ре-сурс] : практикум : учебное пособие / Г. Ф. Юсупова ; Высш. шк. экономики, Нац. исслед. ун-т. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.274 с.