Фрагмент для ознакомления
2
IV. Умение согласовывать основные члены предложения.
Высокий уровень развития умения согласовывать основные члены предложения определяется способностью учащегося правильно подбирать сказуемое под подлежащее, ставить его в нужную форму (род, число) и выбирать правильные окончания для их употребления в определенном контексте.
Средний уровень развития умения согласовывать основные члены предложения определяется в той ситуации, когда учащийся правильно подбирает сказуемое под подлежащее, но при этом может запутаться в правильном применении отдельных форм, в которые облекается сказуемое (род, число) или неверно выбрать окончание для него в определенном контексте.
Низкий уровень развития умения согласовывать основные члены предложения диагностируется у учащегося при выраженном непонимании принципов согласования, невозможности применять его алгоритм в определенном контексте, наличии грамматических ошибок, связанных с выбором неверных окончаний для глаголов, связанных с конкретным существительным.
Для определения уровня развития каждого компонента системы усвоения грамматических норм младшими школьниками существует своя диагностическая процедура.
Для диагностики способности к образованию формы рода, числа, падежа существительных и употреблению их в речи можно использовать 2 типа заданий:
1. Поставьте существительные, представленные ниже, в правильные формы и выберите верное окончание (вставьте пропущенные буквы):
– Девочка пришла в гости в бабушк…
– Собака прибежала с улиц… и грязными лап… наследила на пол…
2. Составьте рассказ про свою семью, используя различные формы существительных. Отметьте окончания тех существительных, которые вызвали у вас затруднения при написании, например: У меня большая семья. Каждый из членов нашей семьи занимается своим делом. Бабушка делает все по дому, папа с мамой ходят на работу и зарабатывают деньги, дедушка ходит в магазины, чтобы купить еду домой. А я учусь в школе, получаю хорошие оценки и радую своих близких.
Система подсчета и обработка результатов:
Задание № 1. За каждое правильно выполненное задание (без ошибок) учащийся получает 0 баллов, за каждое ошибочное выполненное задание – 1 балл. Таким образом, за данное задание каждый школьник может получить от 0 до 4 баллов. Причем чем меньше школьник получает баллов за задание, тем выше уровень его способности к образованию формы рода, числа, падежа существительных.
Задание № 2. За каждую допущенную в формах существительных ошибку учащихся получает 1 балл. Чем меньше баллов, тем выше уровень его способности к образованию формы рода, числа, падежа существительных.
Интерпретация:
0–1 балла – высокий уровень развития способности к образованию формы рода, числа, падежа существительных.
2–3 балла – средний уровень развития способности к образованию формы рода, числа, падежа существительных.
Более 3 баллов – низкий уровень развития способности к образованию формы рода, числа, падежа существительных.
Для диагностики возможности выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова может быть использовано следующее задание:
Вставьте пропущенные буквы в окончания:
– помогать мам…
– уйти от погон…
– отдать долг сосед…
– упустить молок…
– пойти гулять с собак..й.
Система подсчета и обработка результатов:
За каждое правильно выполненное задание (без ошибок) учащийся получает 0 баллов, за каждое ошибочное выполненное задание – 1 балл. Таким образом, за данное задание каждый школьник может получить от 0 до 5 баллов. Причем чем меньше школьник получает баллов за задание, тем выше уровень его возможности выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова.
Интерпретация:
0–1 балла – высокий уровень развития возможности выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова.
2 балла – средний уровень развития возможности выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова.
Более 2 баллов – низкий уровень развития возможности выбора правильного падежа, предложно-падежной формы управляемого слова.
Для диагностики способности согласования определения с определяемым словом во фразе можно предложить 2 типа заданий следующее задание:
1. Вставьте пропущенные буквы: поцеловать любим.. мам.., поехать в дальн… стран…, съесть вкусн… конфет…, стать кругл…м отличник…м, написать письмо стареньк…й бабушк…, добавить в кашу ложку сладк… мед…
2. Соотнесите прилагательные и существительные, приведенные ниже, в родительном падеже единственном числе женском роде:
Прилагательные: добрый, красивый, важный, горький, мягкий.
Существительные: девочка, учительница, тема, правда, игрушка.
За каждое правильно выполненное задание (без ошибок) учащийся получает 0 баллов, за каждое ошибочное выполненное задание – 1 балл. Таким образом, за данное задание каждый школьник может получить от 0 до 17 баллов. Причем чем меньше школьник получает баллов за задание, тем выше уровень его способности согласования определения с определяемым словом во фразе.
Интерпретация:
0–3 балла – высокий уровень развития способности согласования определения с определяемым словом во фразе.
4–6 баллов – средний уровень развития способности согласования определения с определяемым словом во фразе.
Более 6 баллов – низкий уровень развития способности согласования определения с определяемым словом во фразе.
Для диагностики умения согласовывать основные члены предложения можно использовать следующее задание:
Поставьте приведенный в скобках глагол в неопределенной форме в нужную форму (число, род, время): вчера мама (уехать) в командировку, завтра я (получить) пятерку, у Наташи месяц назад (родиться) братик, скоро мы всей семьей (поехать) на дачу, на прошлой неделе у нас в квартире (прорвать) трубу.
Интерпретация:
0–1 балла – высокий уровень развития умения согласовывать основные члены предложения.
2 балла – средний уровень развития умения согласовывать основные члены предложения.
Более 2 баллов – низкий уровень развития умения согласовывать основные члены предложения.
Результаты диагностики учащихся класса представлены в приложении в таблицах Г-1 и Г-2.
Результаты диагностики по диагностической программе в рамках констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова, О.А. Обучение русскому языку в начальной школе: к проблеме соответствия содержания обучения ФГОС НОО (на примере образовательной программы «Начальная школа XXI века») / О.А. Безрукова, М.Л. Кусова, О.А. Ускова // Школьное образование. – 2018. – № 4. – С. 62–68.
2. Бешенкова, Е.В. Теория и практика нормирования русского письма / Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова. – М., 2016. – 424 с.
3. Бредихина, С.В. Детские грамматические ошибки как средство обучения младших школьников русскому языку / С.В. Бредихина // Наука и школа. – 2018. – № 5. – С. 115–120.
4. Бронникова, Ю.О. Усвоение грамматических норм русского языка в начальной школе / Ю.О. Бронникова // Инновационная наука. Международный научный журнал. – 2015. – № 8. – С. 103–106.
5. Бунеев, Р.Н. Русский язык. 2 класс / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 3-е изд., перераб. – М., 2015. – 176 с.
6. Ваганова, А.К. Методические аспекты работы со словом на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / А.К. Ваганова // Сборник научных статей по материалам Съезда преподавателей русского языка в Южном федеральном округе. – Таганрог, 2019. – С. 63–67.
7. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / А.Н. Гвоздев. – М., 1949. – 248 с.
8. Жижилева, У.В. Использование словарей на уроках русского языка / У.В. Жижилева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». – Пермь, 2014. – С. 21–29.
9. Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III—VII классов / Н.И. Жинкин // Известия АПН РСФСР.– 1956. — Вып. 78. – С. 141–250.
10. Запорожец, А.В. О развитии рассуждения ребенка младшего школьного возраста / А.В. Запорожец, Г.Д. Луков // Культурно-историческая психология. – 2007. – № 1. Т. 3. – С. 101–108.
11. Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2-х частях / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М., 2012. – 176; 192 с.
12. Канакина, В.П. Русский язык. . 2 класс. Учебник в 2-х частях / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М., 2019. – 144; 144 с.
13. Новоселова, Г.Д. Развитие грамматической способности младших школьников на материале изучение темы «имя существительное» на уроках русского языка. Автореф. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / Г.Д. Новоселова. – Орел, 2007. – 26 с.
14. Русский язык. Рабочие программы «Предметная линия учебников системы «Школа России. 1–4 классы»». Пособий для учителей общеобразовательных организаций. – М., 2014. – 340 с.
15. Турова, С.А. Анализ педагогического опыта по проблеме формирования и развития познавательных способностей младших школьников на уроках русского языка / С.А. Турова // Продленка. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/380574-nauchnaja-statja-analiz-pedagogicheskogo-opyt (Дата обращения: 12.04.2021)
16. Хакимова, Е.М. Ортологическая система современного русского языка: онтологические основания лингводеонтического. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог. н. / Е.М. Хакимова. – Н. Новгород, 2015. – 547 с.