Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На протяжении многих лет не прекращается поиск оптимальных решений проблемных вопросов, возникающих при обеспечении безопасности не только участников уголовного судопроизводства, но и иных лиц, оказывающих содействие сотрудникам правоохранительных органов в раскрытии и расследовании преступлений.
Реализация четвертой с 2006 года государственной программы, направленной на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, в рамках исполнения Федерального Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 № 119-ФЗ (Далее – ФЗ О защите свидетелей), показывает не только увеличение бюджетных ассигнований, но и рост количества лиц, в отношении которых применяются защитные меры. Так, за период с 2006 по 2008 годы в программе защиты свидетелей участвовало чуть менее 3,3 тыс. человек и было осуществлено более 3,8 тыс. мер безопасности [1].
В период с 2014 по 2018 годы число защищаемых лиц составляло от 3,3 до 3,9 тыс. человек ежегодно, и в отношении них было исполнено более 33,5 тыс. мер безопасности [2].
Несмотря на принимаемые в России государственные меры, в том числе законодательного характера, не устранены все трудности в создании условий для обеспечения безопасности лиц, содействующих раскрытию, расследованию и разрешению уголовных дел.
Проблемные вопросы освещались в научных исследованиях различного уровня и предлагались пути их разрешения [3; 4, 38-42; 5, 198-201]. Но актуальность не утрачена по сей день, особенно в отношении лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – УИС).
Цель – изучить международные и отечественные правовые акты в области обеспечения безопасности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Задачи:
исследовать международное и отечественное законодательство в области обеспечения безопасности персонала следственных изоляторов УИС;
описать отечественные и международные правовые акты по вопросам пенитенциарной безопасности осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах УИС;
выявить современные тенденции развития международной и отечественной нормативной системы по вопросам обеспечения безопасности следственных изоляторов УИС.
Объект – общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации международных и отечественных правовых актов в области обеспечения безопасности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Предмет международные и отечественные правовые акты в области обеспечения безопасности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Глава 1. Международное и отечественное законодательство в области обеспечения безопасности персонала следственных изоляторов УИС
В настоящий период времени есть огромное количество определений понятия безопасность, каждое из которых по-разному изучает данное понятие. В.И. Даль считает понятием безопасность не существование опасности, сохранность, надежность, а под определением безопасный понимается не угрожающий причинить вред[1, c. 67].
Словарь русского языка под безопасностью считается положение, при котором не существует опасности для кого-либо или чего-либо[2, c. 281]. В.Л. Шульц, С.В. Степашин в своем исследовании «Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации» установили свое понимание безопасности. Изучение их точек зрения показывает нам, что безопасность – это осуществление защиты общественных отношений, реализующее такое состояние общественных отношений, которые осуществляют движение данных отношений от опасности, источником которых чаще всего считается внутренние и внешние разногласия.
Связь данных разногласий осуществляет возникновение явления опасности для безопасности различных организаций.
Сущность опасности на мировом уровне зависит от возникновения разногласий интересов разных групп общества, институтов государства. В определенных органах и учреждениях, иных объединениях лиц, проживающих в данном государстве движущей силой возникновения опасности, считаются противоречия между членами организаций, а также иные факторы.
В самых разных отраслях государственной, социальной жизни и деятельности имеются свои противоречия и причины возникновения угрозы, существенную специфику имеют они и в пенитенциарной системе Российской Федерации. [3, c. 3].
Б.П. Кондрашов безопасностью считает состояние защищенности наиболее нужных интересов лиц в частности, общества и государства в целом, реализующееся субъектами безопасности от общественно опасных деяния и иных противоречащих законодательству явлений социального, природного и техногенного характера посредством использования совокупности мер, способов и средств, предусмотренных нормативноправовой базой Российской Федерации[4, c. 7].
В статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации закреплено следующее понятие безопасности государства: безопасностью считается состояние защищенности наиболее нужных интересов общества, государства, личности от внешних и внутренних факторов.
Первым предпринял попытку дать определение безопасности в пенитенциарных учреждениях в 1981 году А.П. Иванов.
Он считает, что безопасностью в пенитенциарном учреждении считается система общественных отношений, которые регламентируются нормами права и появляются для предупреждения либо ликвидации вредных последствий для жизни, здоровья лиц, отбывающих уголовное наказание, сотрудников уголовно-исполнительной системы и имущества пенитенциарного учреждения, которые могут быть вызваны различными стихийными бедствиями, различными источниками опасности либо неправильным поведением людей в данной сфере жизнедеятельности, где требуется особое внимание и осторожность. А.Г. Перегудов понимает под данным видом безопасности систему отношений и юридических норм, которые регламентируют данные отношения в целях обеспечения спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья как сотрудников, так и лиц, отбывающих уголовное наказание, а также нормального функционирования данного пенитенциарного учреждения[5, c. 9].
Исходя из всего вышесказанного, безопасность уголовно-исполнительной системы Российской Федерации можно определить, как состояние защищенности всех объектов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также сотрудников, лиц, отбывающих уголовное наказание, иных категорий лиц от возможных угроз и опасных посягательств.
На данный момент осужденные, все чаще стали посягать на личную безопасность сотрудников УИС, а также членов их семьи. В связи с этим предлагаются наиболее эффективные меры по снижению случаев, связанных с нападением на сотрудников учреждений УИС. Действия ФСИН напрямую связаны с воздействием на заключенных, при котором неизбежен контакт сотрудников со спецконтингентом.
Следовательно, деятельность уголовно - исполнительной системы сопряжена с большим риском, поскольку лица, находящиеся в местах лишения свободы, могут сохранять склонность к запрещенным действиям, даже подвергаясь разного рода воспитательным воздействиям.
Эти преступные намерения часто направлены против прав, свобод и интересов сотрудников.
Именно с целью предотвращения, предупреждения и пресечения правонарушений в отношении сотрудников УИС законодательно был закреплен комплекс мер организационно-правового характера. Сотрудники УИС являются определенной категорией государственных служащих, их деятельность сопряжена с риском для их жизни, здоровья, собственности, а также для членов их семей. Нарушение интересов безопасности сотрудников УИС способно дезорганизовать деятельность исправительных учреждений.
Мотивы преступного поведения осужденных во время нападений широко различаются, но наиболее распространенными являются: - приобретение и поддержание авторитета среди осужденных; - негативное отношение к соблюдению требований режима и вытекающие из этого систематические нарушения установленного порядка отбывания наказания; - отказ от любых форм воспитательной работы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бевз Л.В. К вопросу обеспечения безопасности персонала уголовно-исполнительной системы // В сборнике: актуальные проблемы организации деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях развития. Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора А.И. Зубкова и Дню российской науки. Рязань, 2021. С. 34-37.
2. Гусева И.И., Кунусова А.Р. Проблемные вопросы обеспечения безопасности лиц, содержащихся в учреждениях уис, оказывающих содействие в предотвращении и раскрытии преступлений // Modern Science. 2021. № 4-3. С. 231-235.
3. Думлер Е.В. Обеспечение режима и безопасности при конвоировании в УИС // В сборнике: Вестник молодого ученого Кузбасского института. сборник научных статей. отв. ред. Н. Н. Ивашко. Новокузнецк, 2021. С. 121-126.
4. Зеленина О.А. Технические средства обеспечения безопасности учреждений УИС // В сборнике: инновационные технологии в деятельности ФСИН РОССИИ. Емельянова А.Г. Сборник материалов межвузовского круглого стола. Пермь, 2021. С. 27-31.
5. Киселѐв А.М. К вопросу применения государственной защиты при проведении оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системы // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2021. № 2 (8). С. 35-39.
6. Ковалев О.Г. Современные организационно-правовые проблемы реализации модельного закона «об оперативно-розыскной деятельности» в учреждениях уис и пути их решения // Эпомен. 2021. № 59. С. 183-192.
7. Комиссаренко Е.С. Особенности организации профилактической работы в условиях следственного изолятора // В сборнике: Развитие наук антикриминального цикла в свете глобальных вызовов обществу. Сборник трудов по материалам всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2021. С. 287-296.
8. Котляров А.А. Безопасность исправительных учреждений россии, как основа деятельности сотрудников УИС // В сборнике: актуальные проблемы организации деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в условиях развития. Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора А.И. Зубкова и Дню российской науки. Рязань, 2021. С. 163-167.
9. Кравченко Е.Н., Бондаренко С.В. Нормативно-правовое регламентирование личной безопасности осужденных, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы // В сборнике: Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. материалы Всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов с международным участием, в 3 ч.. Самара, 2021. С. 69-72.
10. Моисеев Н.Д., Бузулукский П.В. Проблемы профилактики незаконного оборота наркотических средств и их аналогов в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 344-346.
11. Некрасов А.А. Информатизация служб и подразделений учреждений УИС в целях обеспечения безопасности // В сборнике: Вестник молодого ученого Кузбасского института. сборник научных статей. отв. ред. Н. Н. Ивашко. Новокузнецк, 2021. С. 135-136.
12. Пупышева Ю.О. Обеспечение безопасности сотрудников и персонала учреждений УИС // В сборнике: пермский период. Сборник материалов VIII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов образовательных организаций в 3-х томах. ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2021. С. 226-227.
13. Пупышева Ю.О. Обеспечение безопасности сотрудников и персонала учреждений УИС // В сборнике: инновационные технологии в деятельности фсин россии. Емельянова А.Г. Сборник материалов межвузовского круглого стола. Пермь, 2021. С. 62-65.
14. Сорокин М.В., Сорокина О.Е. Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности по контролю за обеспечением режима в исправительных учреждениях // Современное право. 2021. № 3. С. 41-44.
15. Тема 14. Применение мер безопасности (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия) в обеспечении режима в учреждениях УИС / В книге: уголовно-исполнительное право: организация режима в учреждениях УИС. Михеева С.В., Бондаренко С.В., Шлепанов Д.В. Практикум. Самара, 2021. С. 66-71.