Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования объясняется тем, что посредством языка происходит познание мира и, соответственно, осознание человеком себя в нем. Язык, являясь инструментом познания, может быть использован властью как во благо, так и во вред человеку, поскольку, влияя на его восприятие, он указывает, где «хорошее», а где «плохое».
Язык всегда является объектом борьбы в любом обществе. Победитель использует язык в своих интересах, но проблема не в этом, а в том, что победителем почти всегда становится власть или ее отдельные представители. Усиление роли государства приводит к катастрофическому снижению уровня языка в публичной сфере. Если быть точнее, то он перестает быть живым. Появляющиеся у него задачи - выражение интересов государственной власти и ее представлений о том, что актуально на сегодняшний день, - по сути своей не требуют действительного отражения современных тенденций и течений общественной жизни. Они отражают лишь какие-то схемы и идеологические построения, зародившиеся в умах государственных мужей, - зачастую важные, зачастую нет, но всегда остающиеся схемами, в которые реальность нужно запихнуть. А достигаться такая задача может только за счет самых надежных, не вызывающих никаких сомнений языковых средств, однозначных и недвусмысленных. Само по себе это ни хорошо и ни плохо. Государство существует, у него есть свои задачи и своя идеология, и это не может не находить отражения в языке - это тоже часть его жизни.
Объект исследования: язык как инструмент социальной власти.
Предмет: особенности языка как инструмента социальной власти.
Цель работы - изучить особенности языка как инструмента социальной власти.
Задачи:
изучить значение языка в историческом процессе развития государства;
рассмотреть язык и речь как инструменты власти;
проследить связь между общественным порядком и языком;
раскрыть политический дискурс как сфера реализации различных языковых стратегий.
Методологическую основу исследования составили: принципы научности и объективности.
Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, списка литературы.
1. Теоретические аспекты изучения сущности и методов языкового воздействия
1.1. Значение языка в историческом процессе развития государства
Пытаясь найти решение сегодняшних насущных проблем, отечественные историки и философы, государственные и политические деятели, публицисты обращаются к наследию прошлого, чтобы осмыслить и переоценить историю России ХХ века. Язык является одним из ключевых компонентов, из которых мы строим внутренние модели мира. Он способен оказывать огромное влияние на то, как мы воспринимаем реальность и реагируем на нее. Язык имеет огромнейшее значение и для человека, и для общества в целом: «Падение человека влечет за собой падение языка». Существует и обратный процесс: «Падение языка влечет за собой падение человека». Вообще, значение языка в жизни человеческого общества доказывать не приходится, но нас интересует, насколько язык отражает состояние массового сознания и интенции властей. Ведь, по словам Э. Фромма, «язык как целое выражает отношение к жизни» .
Исследователи говорят о существовании особого мира слов - логосферы, включающего в себя язык как средство общения и все формы «вербального мышления», в котором мысли облекаются в слова. Язык есть своего рода средство подчинения. «Мы - рабы слов», - говорил К. Маркс.
О роли языка в воздействии на массовое сознание говорилось много, но еще нет комплексных исследований, посвященных именно этой проблеме в историческом аспекте. Тем не менее, именно эта проблема позволила бы показать роль языка в динамике: «Когда социальный класс использует язык тех, кто его угнетает, он становится угнетен окончательно. Язык не безобиден. Слова, когда мы их произносим, прямо указывают на то, что мы угнетены, или что мы угнетатели». Одной из характерных черт существования советской цивилизации является тотальный контроль государства над всеми сторонами жизни индивидов. Чтобы погасить возможные всплески неприязни к властям, требовались агитаторы и их пропагандистский язык, что у здоровой части населения вызывало пока только презрительное «Славься, славься до небес, мать твою КПСС».
Исторический анализ показывает, что удачная манипуляция массовым сознанием достигается грамотным применением языковых средств, мастерской языковой политикой. Однако следует отметить, что современные методы и способы воздействия на массовое сознание (реклама, установление связей с общественностью, СМИ) основаны на подобных закономерностях, психологических и лингвистических приемах, что и идеологическая работа партийной номенклатуры на любых этапах ее правления и в различные периоды ее существования. Поэтому разумный и критический анализ компании властей по использованию функций языка в качестве орудия манипуляции массовым сознанием, а также реакции адресата помогут выявить течение и методики в соревновании за умы и противостоять негативному воздействию .
Следует конкретизировать социально-исторические функции языка. Обращаясь к конкретному этапу развития общества, можно утверждать, что он определяет преимущество одной или группы функций языка. Как следствие, это приводит к существенным изменениям иных элементов системы. Социальными функциями языка являются: - системообразующая функция языка, обеспечивающая семиотического единства общества; - информационная функция языка, используемая как средство передачи накопленного опыта предыдущих поколений, знания и информации; - коммуникативная функция языка, раскрывающая суть языка как средства общения; - дифференцирующая функция языка, показывающая, что различие языка является социальным различием.
Среди главных, системообразующих функций языка можно выделить историческую, художественную и номинативную функции. Номинативная функция языка определяет границы круга говорящих на языке. Исходя из характеристик функций языка, можно утверждать, что социальные функции языка раскрывают его сущность как социального явления и позволяют обратиться к нему как к объекту и субъекту адресного воздействия, как к инструменту организации и становления конкретной идеологии. Современное состояние русского языка, вызывающее в наши дни всеобщую озабоченность, является закономерностью, вытекающей из логики развития советского государства.
Так, в 20-30-е гг. ХХ века и на рубеже ХХ и XXI веков в обществе и в языке происходят схожие процессы: построение новой модели государственного устройства и «оправдание» выбранного пути посредством воздействия на граждан через язык. Влияние ненавистной народу лексики, засоренной идеологемами, оказало решающую негативную роль в годы перестройки. Таким образом, средства массовой информации сыграли огромную роль в языковых процессах любого периода развития и становления российского государства. Современное общество использует информацию как действенный инструментарий при осуществлении властных отношений. В форме агитации и пропаганды информация стала важнейшим рычагом в процессе управления людьми. Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что неслучайно все большее число исследователей, социологов, политологов, специалистов по информационным войнам и в области пиар-технологий заявляют, что имеет место «информационно-культурная агрессия на базовую культуру россиян... Сегодня объектом экспансии является языково-знаковая система российского суперэтноса, и именно на нее направлен информационный вектор разрушения».
1.2. Язык и речь как инструменты власти
Возникновение и развитие языка принципиально выделяет вид homo sapiens на фоне всех живых существ, одновременно создавая предпосылки для символического применения власти. Ведь люди подчиняются далеко не только грубой силе, но зачастую особенно чутко прислушиваются к «магическим» словам, при помощи которых на них транслируются сакральные, морально-нравственные и другие повеления, связанные с воздействием символов воображения. В данной связи уже Аристотель отмечал, что «один только человек из всех живых существ одарён речью».
Причём человеческая речь способна выражать и конструировать сложные понятийные конструкции, преодолевающие границы и далеко выходящие за пределы чувственности. «Голос выражает печаль и радость, – писал Аристотель, – поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо .
Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п.». Вследствие этого язык выступает в качестве архетипичной культурной надстройки, то есть он опосредует и отчуждает человека от природы, в том числе и его собственной, а также превращается в орудие господства над животностью. Более того, человек, в отличие от бессловесных тварей, может утаивать от себя отдельные грани своей природы, то есть вводить себя и окружающих в заблуждение, попутно порождая многочисленные культурные запреты.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышников, Н.В. Основы профес. межкультурной коммуникации: Уч. / Н.В. Барышников. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
2. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации (для бакалавров) / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2019. - 128 c.
3. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c.
4. Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 433 c.
5. Жернакова, М.Б. Деловые коммуникации: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.Б. Жернакова, И.А. Румянцева. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 370 c.
6. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 468 c.
7. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И. Кривокора. - М.: Инфра-М, 2017. - 447 c.
8. Кривокора, Е.И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / Е.И. Кривокора. - М.: НИЦ Инфра-М, 2017. - 190 c.
9. Ларина, Т.В. Основы межкультурной коммуникации: Учебник / Т.В. Ларина. - М.: Академия, 2018. - 160 c.
10. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: Учебное пособие / А.А. Максимова. - М.: Флинта, 2019. - 168 c.
11. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие, стер / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2019. - 164 c.
12. Павлова, Л.Г. Деловые коммуникации (бакалавриат) / Л.Г. Павлова. - М.: КноРус, 2017. - 167 c.
13. Пивоваров, А.М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: Учебное пособие / А.М. Пивоваров. - М.: Риор, 2019. - 128 c.
14. Руденко, А.М. Деловые коммуникации: учебник / А.М. Руденко. - РнД: Феникс, 2017. - 350 c.
15. Спивак, В.А. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Спивак. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 460 c.
16. Тимофеев, М.И. Деловые коммуникации: Учебное пособие / М.И. Тимофеев. - М.: Риор, 2018. - 312 c.
17. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
18. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2020. - 488 c.
19. Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации: Учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. - М.: Флинта, 2020. - 192 c.