Фрагмент для ознакомления
2
каждом из данных качеств. А ряд норм будут органично соединять в себе различные свойства. Допустим, возбуждение уголовного дела - это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения .
Обязывающие и запрещающие нормы чаще всего императивные, то есть не допускают никакого отступления. Управомочивающие нормы обычно относят к диспозитивным нормам, то есть допускающим поведение адресатов норм по согласованию с партнерами. По таким же основаниям принято выделять нормы факультативные, которые позволяют при определенных условиях отступить от основного варианта поведения, избрав второстепенный (запасной). Нормы называются рекомендательными, когда из нескольких вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если нормы формулируют правила, условия действия и санкции с исчерпывающей полнотой, не допуская определенного варианта либо последующей конкретизации во время реализации, то их можно называть абсолютно определенными .
Наоборот, относительно определенная норма не имеет указаний и допускает возможности вариантов при учете определенных обстоятельств. Данные нормы, при этом подразделили на ситуационные и альтернативные. Первыми допускается возможность усмотрения адресата норм на основании ситуации, а вторыми – предоставляется возможность выбора из указанных в нормативных актах вариантов. Есть нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие); нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.
Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов, нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм) (рис. 2) .
Нормы-принципы – это нормы, закрепляющие основополагающие, исходные начала права. Они не создают непосредственно прав и обязанностей, а указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. В главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» содержатся нормы, закрепляющие принципы организации и деятельности государственного строя в Российской Федерации.
Например, ст. 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Рисунок 2. Классификация норм права
Как видим, в данной статье закреплен принцип «разделения властей». А нормы права, содержащиеся в главе 7 Конституции РФ «Судебная власть», устанавливают правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации. Нормы-принципы получают логическое развитие и конкретизацию в других правовых нормах, что не исключает их прямого действия. Суд и правоприменительные органы могут на них ссылаться при рассмотрении конкретного юридического дела для обоснования и усиления авторитетности принимаемого решения .
Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление, наказание, штраф, сделка и т. д. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ст. 14 Уголовного кодекса РФ).
По кругу лиц, на которых распространяются правовые нормы, различаются общие и специальные нормы. Общие нормы распространяют свое действие на всех лиц данной территории, а специальные – действуют лишь в отношении определенной категории субъектов (военнослужащих, пенсионеров, женщин и др.) .
Таким образом, норма права классифицируется по конкретным основаниям, и в первую очередь на основании отраслевой принадлежности, на основании юридической силы, исходя из степени общности, на основании характера предписываемых норм поведения, исходя из степени активизации социально полезной деятельности, на основании способов установления норм поведения, исходя из степени определённости, на основании непосредственного предмета воздействия и так далее.
2.2 Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
Соотношения норм права и статей нормативных правовых актов - это часть основной проблемы в области соотношения системы права и системы законодательства. Точно, так как не совпадает система права и система законодательства, не совпадут нормы права, и статьи нормативных актов.
Нормы права и статьи нормативных актов не тождественны, они могут, совпадать, а могут не совпадать. Нормы права являются правилами поведения, которые состоят из гипотез, диспозиций и санкций, а статьи законодательных актов – это вид отражения государственной воли, средства воплощения норм права .
Нормы права, являясь содержанием, по различному будут соотноситься со статьями нормативных актов, выступающих в роли их форм.
Структурное видение норм права создаст условие для их соотнесения со статьями нормативно-правовыми актами и нормативным предписанием, то есть соотношение системы права, и системы законодательства переносят на степень первичной клеточки одного и другого .
Прежде всего, нужно определять связи норм права и статей нормативно-правовых актов, а потом нормативных предписаний.
А. Прежде всего принято различать три типа соотношений норм права и статей нормативно-правовых актов.
I. Нормы права и статьи нормативно-правовых актов совпадают, допустим, ст. 14.11 КоАП РФ «Незаконное получение кредита». В данном случае совпадение связывают с присутствием в данной ст. 14.11 гипотезы, диспозиции и санкции, с композиционным завершением статьи.
II. Нормы права шире, чем статьи нормативно-правовых актов. Например, как в большинстве статьей ГК РФ. Семейного кодекса РФ и так
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с.
2. Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2011. – 304 с.
3. Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение / Л.А. Голубева, А.Э. Черноков. - СПб.: Знание, 2010. – 439с.
4. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 351 с.
5. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2012. - 640 с.
6. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2010. – 429с.
7. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 159 с.
8. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. – М., Юрист, 2010. – 144с.
9. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. Комарова С.А. - СПб.: Питер, 2007. - 512 с.
10. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. - 160 с.
11. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. - 464 с.
12. Радько Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М., Юрист, 2011 - 176 с.
13. Теория государства и права: Учебник / под ред. А.В.Малько. – 3-е изд. – М., КонсультантПлюс, 2008. – 400с.
14. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. – 3 изд. пер. доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М.: 2008. – 624 с.
15. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2011. - 384 с.
16. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА - М.: 2009. – 704 с.
17. Шевчук Д.А. Теория государства и права / Д.А. Шевчук. – М., Юрист, 2010. – 299с.