Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Стратегический менеджмент - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом "стратегия - структура - контроль";
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Цель исследования – изучить и проанализировать сущность стратегического менеджмента.
Задачи исследования:
1) изучить понятие стратегии, основные типы стратегий;
2) рассмотреть теоретические вопросы разработки стратегии предприятия;
3) выявить роль и необходимость стратегии в деятельности организации;
4) проанализировать сущность стратегического менеджмента.
Предмет исследования – стратегический менеджмент.
Объект исследования – его сущность.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы процесса стратегического планирования в организации
1.1 Понятие стратегии, основные типы стратегий
Стратегия предприятия – это формально описанные способы достижения целей: какие бизнесы развивать, с какими клиентами работать, какую инфраструктуру и бизнес-процессы необходимо для этого построить, какими знаниями и навыками вооружить персонал, как его замотивировать.
Виды стратегий деятельности организации
Виды стратегий представлены на рисунке 1.
Рисунок 1.1. – Виды стратегий деятельности организаций
Рассмотрим более подробно виды стратегий деятельности организации.
Стратегии принято разделять на следующие разновидности:
1) корпоративные стратегии, которые вырабатываются высшим руководством организации;
2) стратегии по функциональным сферам вырабатываются подразделениями организации;
3) стратегия линейных отделений, подразделений вырабатывается этими же элементами организации.
Также стратегии делятся на 4 группы. Они представлены на рисунке 2.
Рисунок 1.2. – Четыре стратегии организации
Стратегия концентрированного роста:
1) усиление позиций, которые заняты на рынке;
2) развитие продукта;
3) развитие рынка.
Стратегии интегрированного роста принято разделять на:
1) стратегии горизонтальной интеграции, происходит поглощение предприятия, которое выпускает аналогичную продукцию;
2) стратегии обратной вертикальной интеграции, при ней происходит слияние со сферой распространения;
3) стратегии идущей вперед вертикальной интеграции, здесь происходит слияние со сферой распространения.
Стратегия целенаправленного сокращения разделяется на:
1) ликвидация, здесь происходит быстрый выход из сферы деятельности;
2) «сбор урожая», здесь организация стремится получить максимальный доход в кратчайший срок;
3) стратегия сокращения, следовательно, организация закрывает какое-либо подразделение.
Типы стратегий диверсифицированного роста представлены на рисунке 3.
Рисунок 1.3. - Стратегии диверсифицированного роста
Выделяют стратегии с точки зрения поведения организации на рынке:
1) стратегия лидерства с минимизацией издержек производства,
2) закрепление за собой определенного сегмента рынка в сочетании с концентрацией усилий на данном сегменте,
3) выбор нового сегмента и специализация продукции с целью овладеть этим сегментом. Снова одна классификация стратегий основана на двух противопоставлениях: «новый/старый товар» и «новый/старый рынок».
Стратегия глубокого внедрения (старый товар — давний рынок). На относительно освоенный рынок продвигается уже хорошо известный товар. Данная стратегия предполагает минимальное расширение предпринимательской деятельности. В качестве главной цели, как правило, в этом происшествии ставится расширение доли на рынке, увеличение частоты потребления товара и т. д. Еще одна возможная цель — это увеличение услуг, которые сопутствуют продаже и использованию товара.
Стратегия разработки нового товара (старый рынок — новый товар). В рамках данной стратегии рынок остается неизменным, но на этот рынок предлагается новый товар. Основные формы этой стратегии — данное улучшение и/или модификация уже известного, освоенного предприятием продукта или предложение нового товара, который может существенно отличаться от старого. Между этими двумя формами стратегии располагается ряд промежуточных (например, расширение гаммы предлагаемой продукции).
Стратегия расширения границ рынка (новый рынок — старый товар). Главная задача, которую должно решить предприятие, содержится в привлечении новых потребителей, которые принадлежат как к другим, ранее не освоенным сегментам рынка, так и к другим рынкам. Одна из форм этой стратегии — освоение новоиспеченных региональных рынков, а также зарубежных рынков.
Стратегия диверсификации (новый рынок — новый товар). Это одна из наиболее сложных стратегий, поскольку она предполагает модифицирования, как в производственной сфере, так и в выборе рынка. Ее сложность усугубляется тем, что, фактически, предприятие начинает свою работу заново. Понятно, что это не происходит одномоментно. Но в любом случае это требует концентрации большого количества сил. Эта стратегия тесно связана с типом потребителя-новатора, который не боится нового и готов испытывать.
1.2 Теоретические вопросы разработки стратегии предприяти
Стратегический план развития компании должен быть взаимосвязанным. План стратегического развития отвечает на вопрос «что необходимо сделать для достижения поставленных целей» и всегда имеет очерченные сроки.
Любая компания состоит из нескольких подразделений, у неё есть акционеры со своим виденьем, топ-менеджеры со своим пониманием бизнеса, руководители подразделений и сотрудники, которые планируют и осуществляют текущую деятельность.
Основной задачей разработки стратегии предприятия является точное определение того, куда движется компания и чего ей нужно достичь.
Наличие описанной стратегии позволит сонастроить деятельность всех подразделений и сотрудников компании, позволит акционерам контролировать тактическую деятельность компании, оценивая её актуальность в разрезе направленности на достижение стратегических целей.
Формализованная стратегия с чёткими этапами и сроками позволяет менять сотрудников любого уровня не меняя стратегического курса компании.
Формально написанный документ позволяет прочитать и одинаково понимать его всем сотрудникам компании, которые должны быть знакомы со стратегией компании, в том числе это важно для вновь приходящих в организацию сотрудников.
Формально написанный документ позволяет акционерам и топ-менеджерам контролировать деятельность организации, сравнивая запланированное и сделанное.
Акционеры должны не просто поставить цели топ-менеджерам, они должны понимать, как управленцы собираются добиваться поставленных целей, а для этого необходима разработка стратегии предприятия (компании). Это позволит акционерам контролировать бизнес, сравнивая сделанное с запланированным.
Топ-менеджеры должны активно участвовать в разработке стратегического плана развития. Им доверено ведение бизнеса и именно они должны понимать, что необходимо делать, чтобы добиться поставленных целей. Топ-менеджеры должны разрабатывать тактику и выстраивать оперативную деятельность компании, сообразуясь с разработанной стратегией компании.
Руководители подразделений должны знать цели и стратегию компании, чтобы организовывать деятельность своих служб и отделов сообразуясь со стратегическим планом развития компании.
Рядовые сотрудники должны видеть и понимать, что компания действует продуманно, идёт намеченным курсом, и у этой компании есть перспективы.
Cтратегическое планирование – это принятие решения о том, какими должны быть цели компании и что делать сотрудникам, чтобы их достичь. Стратегическое планирование развития позволяет ответить на три вопроса:
Где мы находимся? Руководители оценивают сильные и слабые стороны организации, чтобы понять, чего она может добиться.
Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы (конкуренция, потребители, экономические условия, новые технологии, социальные и политические факторы), руководство должно определить, каковы цели компании и что может помешать достичь их.
Как мы собираемся это осуществить? Необходимо решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать сотрудники компании, чтобы задачи были выполнены.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алимов А.Н. Стратегический менеджмент. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень): "Бакалавр", "Магистр") / НИУ БелГУ, Ин-т управления. — Белгород: ИД "Белгород", 2014. — 276 с.
2. Аронов А.М., Петров А.Н. Современные проблемы стратегического менеджмента. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 243 с.
3. Быстров В.А. Организация и управление производством и персоналом. Учебное пособие. — Сибирский государственный индустриальный университет. — Новокузнецк, 2014. — 402 с.
4. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. Учебное пособие. — Минск: Выш. шк., 2012. — 319 с.
5. Дафт Р. Менеджмент. 9-е изд. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – 864с.
Донской Н.П. Стратегический менеджмент. Опорный конспект лекций. - МИТСО, 2011
6. Журавлев В.В. Основы стратегического менеджмента. Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во Русско-британского института управления (РБИУ), 2012. — 160 с.
7. Китайгородский П.Д. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – Сыктывкар: СЛИ, 2013. – 87с.
8. Клочкова А.В. Стратегический менеджмент. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Университет ИТМО; ИХиБТ, 2015. — 68 с.
9. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 224с.
10. Маркова Т. Неуставные цели // Менеджмент роста. – 2012. – №5. –С.17–19.
11. Петров А.Н. (ред.) и др. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. — 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 400 с.
12. Позубенкова Э.И. Стратегический менеджмент. Пенза: РИО ПГСХА, 2014. — 200 с.
13. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. – М.: Эксмо, 2012. – 288с.
14. Стратегии, которые работают: Подход BCG: сб. ст.: пер. с англ./ Сост. Карл Штерн и Джордж Сток-мл.. – 6-е изд. – М.: Манн и Фербер, 2012. – 496с.
15. Тысячникова Н.А., Юденков Ю.Н. Стратегическое планирование в коммерческих банках: концепция, организация, методология. Научное издание. - М.: КНОРУС, ЦИПСиР, 2013. - 312 с.
16. Виды стратегий и принципы их формирования. - http://studme.org/1580011910030/ekonomika/vidy_strategiy_printsipy_formirovaniya
17. Виды стратегий. - http://www.pragmatist.ru/upravlencheskaya-strategiya/vidy-strategij.html
18 Методы оценки успешности развития организации - http://www.elitarium.ru/metody_ocenki_uspeshnosti_razvitija_organizacii/
19. Необходимость и целесообразность стратегии. - http://www.portal-u.ru/strm1/strneobhod
20. Необходимость стратегического управления, его роль в современных условиях для организаций России. - http://strategic-man.ru/index.php?action=full_article&id=120
21. Необходимость постановки целей на всех управленческих уровнях - http://www.barmashovks.ru/page511/page534/index.html
Роль и место стратегии в деятельности предприятия. - http://www.management61.ru/index.php?do=static&page=14strateg
22. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. - http://vestnik.osu.ru/2000_3/28.pdf
23. Роль стратегии в антикризисном управлении. - http://www.crisis-manag.ru/index.php?request=full&id=334
24. Стратегия: сущность и содержание. - http://www.management61.ru/index.php?do=static&page=11strateg
25. Стратегическое управление. Стратегия организации и ее виды. - : http://www.zarabotu.ru/statyi/Strategicheskoe2.html
26. Стратегическое планирование. - http://www.grandars.ru/student/marketing/strategicheskoe-planirovanie.html
27. Сущность, задачи и особенности стратегического менеджмента. Стратегия и ее роль в управлении организацией. Классификация стратегий и их характеристика. Этапы разработки и реализации стратегии управления. - http://ifreestore.net/1677/87/