Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Режиссерский замысел постановки культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений складывается в результате тщательной и глубокой творческой работы режиссера. Здесь имеют значение особенности художественного мышления режиссера, его культура, темперамент, вкус, его творческая индивидуальность. Подход к музыке, во многом, зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами. Музыкальность режиссера, организующего сценическое воплощение музыки, помогает ему понимать скрытую в ней особую жизнь и творчески сочетать ее с жизнью на сцене.
Музыкальная драматургия культурно – массового мероприятия и театрализованного представления может быть разработана режиссером широко или очень экономно, но всегда музыка должна подчиняться определенной точной мысли режиссерского замысла, усиливать те или иные сюжетные линии, расставлять идейные акценты. Музыка должна входить в действие как естественный и необходимый элемент, помогать раскрытию идеи.
Музыка является одним из самых ярких выразительных средств в воплощении режиссерского замысла. От верно подобранного музыкального оформления зависит атмосфера, темпо – ритм и органичность культурно – массового мероприятия и театрализованного представления. Для проведения культурно – массового мероприятия или театрализованного представления на самом высоком уровне, необходимо, чтобы музыка была подобрана профессионально, тогда, выполняя свою функциональную нагрузку, она в полной мере раскроет режиссерский замысел культурно – массовой программы.
Приступая к подбору музыкального материала, режиссер должен знать не только характер необходимого музыкального произведения, но и достаточно ясно представлять себе, в каком именно исполнении оно должно прозвучать в программе: в исполнении симфонического, эстрадного, камерного или оркестра народных инструментов. При подборе вокальных произведений, будь то песня, романс, частушка, важно правильно выбрать не только жанр, но и определить – подходит ли музыкальный аккомпанемент для данного сценического действия.
Изучаемая тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день потому что, к сожалению, в современной практике культурно – массовых учреждений все чаще встречаются специалисты, которые не уделяют должного внимания музыкальному оформлению культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений. От этого страдает качество, искажается, а иногда и теряется смысл мероприятия. Данный аспект актуализирует тему курсовой работы.
Цель курсовой работы: изучить значимость музыкального оформления, как одного из важнейших выразительных средств, в раскрытии режиссерского замысла культурно-массового мероприятия и театрализованного представления.
Задачи курсовой работы:
1) определить значение музыки как ведущего выразительного средства культурно – массовых программ;
2) исследовать особенности использования музыкальных жанров для реализации режиссерского замысла;
3) изучить особенности музыкального оформления в практике культурно - массовых мероприятий и театрализованных представлений;
4) выявить функциональные особенности различных категорий музыки;
5) раскрыть основные методы в подборе музыкального оформления.
Глава 1. Теоретические аспекты музыкального оформления в культурно-массовых мероприятиях и театрализованных представлениях
1.1Основные средства выразительности музыки и её место в структуре культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений
Культурно – массовое мероприятие – это многогранное понятие, которое включает в себя проведение различного рода фестивалей, праздников, торжеств и показов. Современные события являются выражением активности общества через организацию своего досуга, участие в социальных, политических, спортивных, театральных и творческих процессах.
Музыкальное оформление, как вы знаете, является неотъемлемой частью технологического процесса создания культурно-досуговой программы. Режиссеру – постановщику необходимо овладеть основами музыкальных знаний, общими положениями и принципами музыкального оформления культурно – досуговых программ, знать теорию, историю, практику и методологию процесса их создания [3].
В сложном процессе подготовки и проведения культурно – досуговых программ специалисты учреждений культуры имеют дело со многими компонентами, используют множество выразительных средств, приводя их во взаимодействие. Художественный уровень и степень воздействия на аудиторию в конечном счете зависят от того, насколько органично они связаны, в какой степени служат образным воплощением темы той или иной программы [9].
Одним из важных элементов культурно – досуговой программы является музыка. Ее роль в художественном и творческом решении того или иного события поистине велика. Музыка, как никакой другой вид искусства, способна передавать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека с огромной силой и всеобъемлющей полнотой. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От интимных и нежных образов до полных вселенского значения и силы, от печальных и скорбных звуков до ликующих и торжественных. Именно поэтому знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно – досуговой программе, органичное сочетание фонограмм и живого звука необходимы режиссерам культурно – досуговых программ для организации более эффективного художественного и эмоционального воздействия на аудиторию средствами музыкального искусства.
Следует отметить, что музыкальное оформление культурно-досуговой программы представляет определенную сложность. В первую очередь это связано с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления досуговых программ практически не разработаны в культурологической литературе, за исключением некоторых, встречающихся в методических работах. До сих пор не создано ни одного учебника или практического руководства, которые содержали бы основную информацию о закономерностях использования музыки в различных формах культурно – досуговой деятельности [9].
Задача всех используемых в структуре массового мероприятия и театрализованного представления выразительных средств состоит в том, чтобы усилить воздействие на зрителя, превратить, говоря современным языком, информацию о том или ином, явлении или событии – в «эстетическую информацию», то есть такую, которая вызывает особое чувство переживания, радости, наслаждения.
К средствам выразительности относятся световые эффекты, шумовое, музыкально – звуковое оформление и другие. Однако, выразительные и живописные возможности музыки в синтетическом искусстве культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений очень широки и многообразны. В культурно – массовой программе музыка, взаимодействуя с множеством выразительных средств (слово, пластика, мизансцена, декорация, свет), активно влияет на характер эпизодов.
Аудиоряд дополняет визуальную картину мира, оживляет ее, поэтому является равноправным изобразительным элементом постановки. Звуковую картину действительности создают:
– шумы (топот, скрип, шум ветра, морского прибоя, дождя, удары, шорохи и пр.);
– звуки (пенье птиц, крики животных, человеческая речь и крики, музыкальные инструменты и пр.) [15];
– музыка (гармонический или мелодический набор звуков и шумов).
Все эти виды звучания могут быть использованы в звуковом оформлении культурно – массовой программы и театрализованного представления как в виде воспроизведения записей на электронных носителях, так и в виде живого исполнения. В основе методики создания живого звукового оформления лежат: игра на музыкальных инструментах, звукоимитация, вокал и звучание живых голосов птиц, животных, звуки и шумы природы, предметной среды.
Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства. Остановимся на некоторых из них более подробно.
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия, это своего рода, его душа. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно.
В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки [15].
Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента. Различают:
1.Высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание).
2.Средний регистр (ассоциации с голосом человека).
3.Низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).
С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет.
Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Лад – система звукоотношений. В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная [15].
Тембр – (фр. «колокольчик», «отличительный знак») это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Благодаря тембру мы можем различить голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бирженюк, Г.М., Бузене, Л.В., Горбунова, Н.А. Методическое руководство культурно-просветительской работой. Учебник для учреждений культуры.- М.-1989.
2. Борев, В. А. Видео: технологии, досуг, культура. Заметки искусствоведа. - М.-1990.
3. Борев, В. А. Основные эстетические категории. М., 1960, с.285
4. Глан, Б.Н. Театральные праздники и зрелища. - М., "Искусство", 1976.
5.Генкин, Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы. - М.-1987.
6. Генкин, Д.М. Массовые праздники. М.-1975.
7. Генкин, Д.М., Конович, А.А. Массовые театрализованные праздники и представления. - М.- 1979.
7. Горбатова, И. С. Приглашение к творчеству. - М.-1987.
8.Ерошенко, В.И. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 1994. - 32с.
9. Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 48с.
10. Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительской работы. Учебник для учреждений культуры.- М.-1989.
11. Зазерский, Е.Я., Соломоника, А.Г. Организация и методология клубной работы. Учебник - М., "Просвещение", 1975.
12. Иконникова, С.Н. Клубные исследования. Учебник - М. "ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1980.
13. Козюренко, Ю.И. Основы звукорежиссуры в театрализованных действиях: Учебное пособие. - М.: Искусство, 1975. - 248 с.
14. Локтев, А.А. Клуб: культура досуга / Лит. рекорд - М.: Профиздат., 1987. - 184с.
15. Марголин, Л.М. Музыка в театральном представлении. - М.: Советская Россия, 1981.
16. Новаторов, В.Е. Организаторы досуга. - М.: Сов. Россия, 1987. - 62с.
17. Плахотный, Н. В поисках активных форм клубной работы. Из опыта культурно-просветительской работы. - М.: ВНМК НТ