Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы, посвященной проблемам конкурентоспособности предприятия, обусловлена сложными экономическими условиями функционирования предприятий в настоящее время, сложившимися под влиянием последствий экономического кризиса. В современных условиях конкурентоспособность предприятия определяется не только внешними условиями его развития, но и внутренними факторами. Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выжи¬вать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жест¬кой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, ко¬торая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Объектом данного исследования является деятельность предприятия ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга). Предмет исследования – деятельность предприятия ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга) по формированию конкурентных преимуществ.
Цель исследования – проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга) и сформулировать предложения, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты конкуренции и проблемы повышения конкурентоспособности предприятий;
2) проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга), выявить проблемы данной деятельности, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятия;
3) на основе проведенного анализа сформулировать и обосновать предложения по повышению конкурентоспособности ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга).
Теоретическая и методологическая основа исследования. В процессе исследования были использованы труды отечественных и западных экономистов в сфере конкуренции и конкурентоспособности, а также данные учета и отчетности ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга).
Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ была разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последние десятилетия наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования, сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
В исследовании применялись методы экономического и статистического анализа, количественного и качественного анализа, а также принципы системного подхода.
Курсовая работа включает три главы. В первой главе отражены теоритеческие аспекты рассматриваемой проблемы конкурентоспособности, в том числе, в сфере автомобильного производства. Во второй главе проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга) в динамике. В третьей главе сформулированы и обоснованы предложения по формированию конкурентных преимуществ ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга)».
Глава 1 Сущность конкуренции и методы ведения конкурентной борьбы
1.1 Понятие конкуренции и конкурентных преимуществ
Конкуренция в переводе с латинского означает «сталкивание». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Объектом конкуренции принято считать потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный фирмами-соперниками, а субъектами – фирмы-изготовители и фирмы услугодатели.
В экономике существуют различные подходы к сущности конкуренции. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом конкурентной борьбы он считал изменения цен.
Поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству – антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров».
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества.
Наряду с поведенческой трактовкой получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.
Третий подход к определению конкуренции является функциональным. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.
Ф. Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее процедурой открытия. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. В условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция открывает, какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.
М. Ахматова и Е. Попов представляют в своей работе классификацию моделей конкуренции. Формами конкурентной борьбы являются:
1. Внутриотраслевая и межотраслевая:
а) Внутриотраслевая охватывает все отрасли, занятые одним видом товаров.
б) Межотраслевая – конкурентная борьба между отраслями за наиболее выгодное применение капитала. Общественно-необходимые затраты не одинаковы. Норма прибыли также неодинакова. Из тех отраслей, где норма прибыли ниже, капитал уходит, т.к. невыгодно вкладывать капитал. Происходит перелив капитала из тех отраслей, где норма ниже в те отрасли, где выше до тех пор, пока норма прибыли не сравняется (равная прибыль на равный капитал). Международная конкурентная борьба приводит к образованию средней (общей) норме прибыли.
2. Между монополиями и немонополиями (борьба за источник сырья, за рынки сбыта продукции, за квоту между монополиями).
3. Совершенная и несовершенная конкуренция
а) совершенная:
1) многочисленность предприятий при производстве товара;
2) масштабы предприятий таковы, что ни одно предприятие не может влиять на цену на рынке;
3) одинаковое техническое совершенствование средств производства;
4) идентичное качество;
5) развитие транспорта, который связывает все рынки данной страны;
6) такое количество покупателей, что весь товар реализуется;
7) мгновенное получение информации о конъюнктуре рынка;
8) мгновенная реакция на эту информацию; нет ограничений на конкуренцию.
б) несовершенная – такая конкуренция, когда отдельные предприятия могут оказывать влияние на результаты конкуренции, цены, сбыт и существенные ограничения;
в) монополия (господство одной фирмы на рынке);
г) олигополия (господство немногих).
Фрагмент для ознакомления
3
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями на 26.07.2006) UPL: http://www.consultant.ru/document// (дата обращения: 17.10.2021)
2. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 831-р UPL: http://www.consultant.ru/document// (дата обращения: 17.10.2021)
3. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М: Экономика, 2017. – 480с.
4. Антология экономической классики. Т.1 / под ред. И.А. Столярова. – М.: Мысль, 2016. – 966 с.
5. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг / Г. Армстронг, Ф. Котлер. – Marketing: An Introduction. – 8-е изд. – М.: Вильямс, 2016. – 891с.
6. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. – №4. – 2017. – С. 25-38.
7. Бутов А.М. Рынок новых легковых автомобилей-2020 / А.М. Бутов // Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики. 2021. – 89 с.
8. Зозулев А. Об усилении конкурентных преимуществ предприятия / А. Зозулев // Экономика. – 2019. – №6. – С.33 - 37.
9. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер: пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. – М: Альпина Паблишер, 2016. – 535с.
10. Сабери Б. Современные тенденции развития автомобильной промышленности и перспективы российского автопрома / Б. Сабери // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 42. – С.259-276.
11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – N 12. – С.8-15.
12. Хохлова Т. П. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник / Т.П. Хохлова. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
13. Цыбульская Е.В. Организация бенчмаркинга на предприятиях автомобильной промышленности / Е.В. Цыбульская. Известия МГТУ «МАМИ». – 2019. – N 4 (18), т.1. – С.8-15.
14. Производство легковых автомобилей в России [Электронный ресурс] // Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». – Режим доступа: http://www.auto-stat.ru/infographics/38848/ (дата обращения: 17.10.2021).
15. Материалы с конвенции российских автомобильных дилеров 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/automotive-and-transportation/ey-dsi-2019-rus.pdf (дата обращения: 17.10.2021).
16. Отчет AEB: Автомобильный рынок в России в 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aebrus.ru/ upload/iblock/bda/rus-car-sales-in-december-2019.pdf (дата обращения: 17.10.2021).
17. Официальный сайт ООО «ФольксвагенГрупРус» (г. Калуга) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vgr-intranet.rumsk.vw.vwg/ (дата обращения: 17.10.2021).