Фрагмент для ознакомления
2
Введение
От разграбления некогда могущественного Рима до крестовых походов, стремительного подъема христианства и Священной Римской империи, история Средневековья исследует бурные времена средневековой истории, охватывающей более 1000 лет и несколько континентов.
Часто омрачаемая историческими эпохами до и после, история Средних веков часто отвергается как застойный период европейской истории. Но многие достижения были достигнуты в условиях потрясений, и красочное разнообразие культур и верований медленно трансформировалось в импульс для дальнейших инноваций. Именно поэтому изучение этого исторического периода представляет собой особый исследовательский интерес.
Изучением данного исторического периода германских народов в разные времена занимались многие отечественные и зарубежные исследователи.
Так, особого интереса заслуживает диссертация С.В. Санникова «Произведение Иордана "о происхождении и деяниях гетов" как источник для изучения процесса становления королевской власти у германских народов», опубликованная на 186 страницах в 2009 году. В своих трудах, автор раскрывает образы королевской власти в произведениях Иордана и дает характеристику раннему Средневековью, анализируя, как сам исторический период, так и авторский подход Иордана.
Не менее интересной является диссертация Н. С. Горелова «Византия и Восток в Хронике Фредегара». Здесь автор рассматривает период раннего Средневековья через призму исторических событий и трудов известный на тот момент авторов, в том числе и Григория Турского.
Так же для написания работы, мы воспользовались научной статьей И.В. Казакова «Повседневная жизнь франков по письменным источникам во времена Григория Турского: болезни, Медицина, гигиена и еда», которая представляет собой систематизацию информации о формировании культуры и политической системы раннего Средневековья. Изучая труды средневековых авторов, Казаков составляет цельную картину быта германских народов раннего Средневековья, периода, который до сих пор остается мало изученным.
В качестве источников нами были использованы сочинения Иордана и Григория Турского.
Объектом исследования является германская история раннего Средневековья.
Предметом исследования являются труды средневековых авторов Иордана и Грегория Турского.
Цель исследования состоит в выявлении специфики и различий авторских подходов к повествованию событий двух историков раннего Средневековья, Иордана и Григория Турского.
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю германских народов раннего Средневековья;
2. Изучить особенности авторского подхода Иордана;
3. Исследовать специфику авторских трудов Григория Турского;
4. Выявить различия между историческими подходами Иордана и Григория Турского в контексте средневековой культуры и истории.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ГЕРМАНСКИХ НАРОДОВ
1.1 Исследование перехода периода Миграции германских народов в раннее Средневековье
Германские народы (также называемые тевтонскими в более древней литературе) представляют собой историческую этнолингвистическую группу, происходящую из Северной Европы и
идентифицируемую по использованию ими индоевропейских германских языков, которые отличались от общегерманских в течение доримского железного века. Потомки этих народов стали и во многих областях
внесли свой вклад в этнические группы Северо-Западной Европы: немцы,
норвежцы, шведы, финно-шведы, датчане, фарерцы, англичане, исландцы,
австрийцы, голландцы и фламандцы,а также жители Швейцарии, Эльзаса,
Лотарингия (немецкий: Лотринген) и Фрисландия на континенте.
Мигрирующие германские народы распространились по всей Европе в Поздней Античности (300-600 гг.) и Раннем Средневековье. Германские языки стали доминирующими вдоль римских
границ (Австрия, Германия, Нидерланды, Бельгия и Англия), но в остальных
(западных) римских провинциях германские иммигранты переняли латинские (романские) диалекты. Более того, все германские народы в конечном счете были в той или иной степени обращены в христианство.
И ключевым историческим периодом, повлиявшим на разделение германских народов на множество отдельных народностей, культур, стало Средневековье. [2, c. 56]
Средневековье европейского мира охватывает около 1000 лет истории искусства в Европе, и время от времени распространяется на Ближний Восток и Северную Африку. Раннее Средневековье, как правило, датируется от падения Западной Римской империи (476 г. н. э.) примерно до 1000 лет, что знаменует начало романского периода. Он включает в себя основные художественные движения и периоды, национальное и региональное искусство, жанры и возрождение. Искусствоведы с некоторым трудом пытаются классифицировать средневековое искусство по основным периодам и стилям, поскольку средневековые регионы часто отличались различными художественными стилями, такими как англосаксонский или норвежский. Однако общепринятая схема включает раннехристианское искусство, искусство периода миграции, византийское искусство, Островное искусство, каролингское искусство, оттоновское искусство, романское искусство и готическое искусство, а также многие другие периоды в рамках этих центральных эстетических стилей.
Сокращение численности населения, переселение в сельскую местность, вторжение и миграция начались в Поздней Античности и продолжились в Раннем Средневековье. Крупномасштабные перемещения периода миграции, включая различные германские народы, образовали новые королевства на том, что осталось от Западной Римской империи. На Западе большинство королевств включали в себя несколько сохранившихся римских институтов. Монастыри были основаны по мере продолжения кампаний по христианизации языческой Европы. Франки при династии Каролингов ненадолго основали империю Каролингов в конце восьмого - начале девятого века. Она охватила большую часть Западной Европы, но позже поддалась давлению внутренних гражданских войн в сочетании с внешними вторжениями—викингов с севера, венгров с востока и сарацин с юга. [1, c. 34]
Поскольку грамотность снизилась, а печатные материалы стали доступны только монахам и монахиням, которые копировали иллюстрированные рукописи, искусство стало основным методом донесения повествований (обычно библейского характера) до масс. Передача сложных историй имела приоритет над созданием натуралистических образов, что привело к переходу к стилизованным и абстрактным фигурам для большей части Раннего Средневековья. Абстракция и стилизация также появились в образах, доступных только избранным сообществам, таким как монахи в отдаленных монастырях, таких как комплекс в Линдисфарне у побережья Нортумберленда, Англия.
Рис. 1. Страница Евангелиста Иоанна из Евангелий Линдисфарна (около 635 г. н. э.)
Переход периода Миграции в собственно Средневековье происходит в течение второй половины 1-го тысячелетия. Он отмечен христианизацией германских народов и образованием стабильных королевств, заменивших в основном племенные структуры периода миграции. В континентальной Европе это расцвет Франции в период Меровингов, затмевающий меньшие королевства, такие как Алемания. В Англии гегемония Уэссекса как ядро объединения Англии, Скандинавия переживает период Венделя и вступает в чрезвычайно успешную эпоху викингов, с расширением на Великобританию, Ирландию и Исландию на западе и до России и Греции на востоке. Различные германские племенные культуры начинают свою трансформацию в более крупные нации более поздней истории, английские, норвежские и немецкие, а в случае Бургундии, Ломбардии и Нормандии смешиваются в романо-германскую культуру.
Основным элементом, объединяющим германские общества, является царствование, по своему происхождению сакральный институт, сочетающий в себе функции военачальника, первосвященника, законодателя и судьи. Германская монархия была выборной, король избирался свободными людьми из числа достойных кандидатов семьи (OE cynn), прослеживающих свою родословную до божественного или полубожественного основателя племени. В раннем германском обществе свободные люди, обладающие собственностью, каждый управлял своим собственным поместьем и подчинялся непосредственно королю, без каких-либо промежуточных иерархия, как в позднем феодализме. Свободные люди, не имеющие земельной собственности, могли присягнуть на верность человеку с собственностью, который, как их господин, затем будет отвечать за их содержание, включая щедрые пиры и подарки. Эта система присягнувших слуг занимала центральное место в древнегерманском обществе, и верность слуги своему господину заменяла его семейные узы. [13, c. 40]
Раннегерманское право отражает иерархию ценностей в обществе свободных людей, отраженную в различиях в оборотнях. Среди англосаксов у обычного свободного человека (ceorl) был вергильд в 200 шиллингов (т. е. солидов или золотых монет), классифицированный как двугиндеман "200 человек" по этой причине, в то время как дворянин получал гонорар в шесть раз больше (двенадцатигиндеман "1200 человек"). Точно так же среди аламанни основной доход для свободных мужчин составлял 200 шиллингов, и сумма могла быть удвоена или утроена в зависимости от того, кто был мужчиной. ранг. Несвободные крепостные не имели детей-оборотней, и вознаграждение, выплачиваемое в случае их смерти, было просто за материальный ущерб, 15 шиллингов в случае аламанни, увеличенное до 40 или 50, если жертва была квалифицированным ремесленником.
Социальная иерархия отражается не только в размере штрафа, причитающегося в случае насильственной или случайной смерти человека, но и в различиях в штрафах за менее тяжкие преступления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Albo dies notanda lapillo. Коллеги и ученики Г. Е. Лебедевой. - М.: Алетейя, 2005. - 272 c.
2. Акунов, Вольфганг История военно-монашеских орденов Европы / Вольфганг Акунов. - М.: Вече, 2012. - 944 c.
3.Бычкова, М. Е. Русско-литовская знать XV-XVII веков. Источниковедение. Генеалогия. Геральдика / М.Е. Бычкова. - М.: Квадрига, 2013. - 368 c.
4. Горелов Н. С. «Византия и Восток в Хронике Фредегара». Дисс. М.: Наука и мир, 2015. 155 с.
5. Гофф, Ж. Герои и чудеса Средних веков / Ж. Гофф. - М.: Текст, 2012. - 486 c.
6. Джордано Бруно перед судом инквизиции. - Москва: Огни, 2009. - 171 c.
7. История Европы (комплект из 4 книг). - М.: Наука, 1988. - 950 c.
Казаков И.В. «Повседневная жизнь франков по письменным источникам во времена Григория Турского: болезни, Медицина, гигиена и еда», 2011. 56 с.
8. Караев, Г. Н. Грюнвальдская битва 1410 года / Г.Н. Караев. - М.: Воениздат, 2006. - 683 c.
9. Карпов, Г. Ф. История борьбы Московского государства с Польско-Литовским. 1462-1508. Литва / Г.Ф. Карпов. - М.: Либроком, 2012. - 160 c.
10. Кенааниты. Евреи в средневековом славянском мире. - М.: Мосты культуры, Гешарим, 2014. - 854 c.
11. Корриган, Гордон Столетняя война. Великое и славное приключение / Гордон Корриган. - М.: АСТ, Neoclassic, 2015. - 352 c.
12. Мифы и легенды Европы. - М.: Надежда, 1994. - 496 c.
13. Пашуто, Владимир Русь. Прибалтика. Папство / Владимир Пашуто. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. - 640 c.
14. Пучков, А.А. Юлиан Кулаковский и его время / А.А. Пучков. - М.: Алетейя, 2004. - 847 c.
15. Рейфман, Л. Из гавани надежд - в моря тревог. Жизнь и времена Христофора Колумба / Л. Рейфман. - М.: Союзтеатр, Лицей, 1992. - 304 c.
16. Санников С.В. Произведение Иордана "о происхождении и деяниях гетов" как источник для изучения процесса становления королевской власти у германских народов». Дисс. М.: Астрель, 2009. 186 с.
17. Средневековая Европа. Восток и Запад / Коллектив авторов. - Москва: Мир, 2015. - 202 c.
18. Федоров, Г. Б. Археология Румынии / Г.Б. Федоров, Л.Л. Полевой. - М.: Наука, 1991. - 420 c.
19. Широкорад, Александр Давний спор славян. Россия. Польша. Литва / Александр Широкорад. - М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007. - 880 c.
20. Юрченко, А. Г. Книга Марко Поло. Записки путешественника, или Имперская космография / А.Г. Юрченко. - М.: Евразия, 2007. - 864 c.