Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена ростом экстремистских и националистских настроений в обществе. Разрешение проблемы возможно посредством диалога культур между народами как сложного процесса коммуникативного взаимодействия с конфессиями и этническими группами посредством обмена текстами, представляющими собой продукты художественного творчества. Ярчайшим примером возможностей коммуникации является и культура цыганского народа, с которым страны Европы и России сосуществуют на протяжении столетий. Загадочность и неординарность кочевого племени привлекала внимание ученых, философов, писателей, деятелей искусства. В то же время закрытость и замкнутость цыганской общности тормозили накопление объективных знаний о народе, что послужило появлению большого количества мифов, легенд, предрассудков. Преодоление вышеуказанных стереотипов является важной задачей, которую мы попытались хотя бы частично решить в рамках настоящей работы.
Степень разработанности темы. Впервые на научную почву изучение культуры цыган было поставлено в конце XVIII века. Немецкие ученые Й. Рюдигер и Г. Грельманн попытались решить вопрос о происхождении народа на базе данных языка. Большой вклад в осмыслении искомой темы внесли немецкий ученый А.Ф. Потт и словенский лингвист Ф. Миклошич. Велика заслуга исследователя XIX столетия М.И. Кунавина, врача по образованию: заинтересовавшись еще в молодости проблемой изучения этнической группы, он посвятил этому всю свою жизнь, в результате чего 35 лет кочевал вместе с цыганскими таборами по Западной Европе, Африке, Азии, собрав колоссальный материал по фольклору и верованиям.
В становление философского учения о диалоге культур свой вклад внесли зарубежные и отечественные ученые: М. Бубер, С.М. Богуславская, М.М. Бахтин, Т.Б. Длугач, Э. Левинас, Ю.М. Лотман и др. Для настоящего исследования представляют ценность книга «Цыгане: миф и реальность», изданная в 1995 году, в которой автором Н.Г. Деметер впервые поднимается вопрос их мифологизации древнего народа. В указанном источнике освещаются вопросы религии и верований разных групп цыган, о чем также можно прочитать в трудах А.В. Черных, издававших материалы научных исследований в период с 2016 по 2018 годы. Из диссертационных исследований, защищенных в последнее десятилетие, упомянем труды И.Ю. Махотиной (фольклористика, литературоведение) и А.А. Волковой (социальная философия).
Объект исследования – произведения мировой литературы.
Предмет исследования – отражение образа цыганки в мировой литературе.
Цель исследования – на примере произведений французской и русской литературы проанализировать отражение образа цыганки.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «вечный образ» в литературе;
2) выявить истоки литературного образа цыганки;
3) осмыслить образы цыганок в произведениях французской и русской литературы.
Методы исследования: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции; сравнительно-исторический, культурно-исторический, биографический методы.
Источники исследования: роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», новелла П. Мериме «Кармен», поэма Е.А. Баратынского «Цыганка».
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе раскрываются такие понятия, как «художественный образ», «вечные образы», являющиеся для настоящей работы базовыми. Кроме того, выявляются истоки образа цыганки в мировой литературе: исторические, фольклорные, мифопоэтические. Во второй главе осуществляется анализ произведений французской и русской литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ОБРАЗА ЦЫГАНКИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Вечный образ в литературе
Литературное произведение является тем художественным пространством, в котором силой творческого мышления воссоздается окружающий мир в ощущениях, красках, звуках. В зависимости от замысла мастера слова действительность описывается как через сюжетное действие, так и через эмоционально-чувственную сферу, отражающую особенность видения персонажей. Двигателем сюжетного действия являются поступки героев, чьи образы нередко «перешагивают» страницы книг и становятся самостоятельным культурно-историческим достоянием. На справедливость сделанных выводов указывают полотна живописцев. Так, талантливой рукой И.Е. Репина создана картина «Дуэль Онегина и Ленского» по мотивам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Под впечатлением повести Н.В. Гоголя «Майская ночь» И.Н. Крамской пишет «Русалку», а В.Г. Перов – картинку «Старики родители на могиле сына» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Литературные персонажи могут быть воплощены в музыке, в балете, цирковом искусстве и проч.
Становится понятным, что художественный образ следует рассматривать среди тех феноменов, внимание к которым сохраняется на протяжении истории письменной цивилизации. В словаре литературоведческих терминов, составленном С.П. Белокуровой, под образом понимается «обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни или фрагмент такой картины, созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала» [3, с. 173].С точки зрения исследователя И.В. Одинцовой, образ является как художественным изображением индивида, природы и других отдельных явлений «по законам красоты», так и феноменом стиля, заключающимся в выражении авторской идеи при помощи поэтических стилистических средств [20, с. 95]. В художественном образе отражена конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни. Вместе с тем это не слепок, списанный с натуры: каждый человек воспринимает события по-своему, а потому через их описание отражены собственные чувства: «Образ становится художественным не потому, что похож на реальное явление, а потому, что с помощью авторской фантазии пересоздает мир» [24, с. 12]. Мастер слова стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее закономерностей и тенденций.
В литературном произведении читатель видит мир, отраженный и преломленный, воспринятый человеческой душой. Люди не просто фиксируют явления как они есть и не творят по капризу иллюзий несуществующего мира – они создают или проявляют рождающееся отношение человеческого духа к окружающему миру. Образ, хотя и передает реальность, в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается читателем как существующий на самом деле. Почему одни образы сохраняются в памяти надолго, а другие стираются, как только книга оказывается дочитанной до конца. О.А. Адясова считает, что объяснение заключается в конгруэнтности двух сознаний – писательской и читательской. Чтобы достичь единства, необходимо иметь общий культурный код, то есть «совокупность специальных приемов нестандартного использования словесных знаков» [1, с. 8].
Комбинация кодов позволяет осуществить моделирование некоей ситуации, которую человек запомнил в силу ее типичности. Задача воспринимающего сознания – произвести дешифровку информации. В привычной для себя среде люди бессознательно считывают культурные коды. Говоря иначе, образ узнается через вещественную основу. Вместе с тем как бы ни был талантлив литератор, он не может создать такой образ своего героя, который был бы исчерпывающим. Отсюда каждому поколению всегда есть что добавить: об этом свидетельствует новое прочтение классики. Любой художественный образ включает в себя как реальные впечатления автора, так и «достройку», доработку до целостности.
Исследователь Н.И. Николаев пишет о том, что применительно к образу литературного героя целесообразно вести речь о том, что он всегда совершает активно-ответственный поступок. При этом не зависит, как автор оценивает сделанный шаг. Сам поступок может быть выражен по-разному: «поступок-мысль, поступок-дело, поступок-чувство, поступок-желание и проч.» [18, с. 102]. И здесь очень большой соблазн увидеть за действием персонажа конкретного человека вместо художественного образа, что свойственно наивно-реалистичному типу восприятия. А в том случае, когда повествование ведется от первого лица, - отождествить художественный образ с автором произведения. Таковы письменные сообщения в форме мемуаров: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина. Таков же устный рассказ Л.Н. Толстого «После бала» и внутренний монолог, встречающийся в повести «Кроткая» Ф.М. Достоевского. Часто за образом видится автор.
Например, в 1827 году А.С. Пушкин, скрываясь за образом Феофилакта Косичкина, создает литературно-критический пародийный монолог «Если звание любителя отечественной литературы…». Не менее интересен опыт В.Ф. Одоевского. Читателю XIX столетия он известен как создатель «Пестрых сказок с красным словцом». Знакомясь с художественными текстами, можно увидеть, что «биографический автор, создавая авторскую маску, прячется за двумя фигурами: издателем В. Безгласным и фиктивным автором, магистром философии и членом ученых обществ Иринеем Модестовичем Гомозейкой» [10, с. 197]. К числу своеобразных культурных феноменов второй полвины XIX века относится Козьма Прутков. На страницах «Современника» под его именем скрывались несколько литераторов: «образ Козьмы Пруткова представляет собой уникальное литературное явление, не имеющее аналогов как в период его возникновения, так и в настоящее время» [21, с. 3].
По обсуждаемому вопросу интересны замечания отечественного литературоведа В.Е. Хализева, который уточняет: мастер художественного слова действительно «может доверить свои мысли близкому персонажу» [25, с. 200]. Но это вовсе не означает, что автор и герой равнозначны. Сам герой выступает в роли проводника, при посредстве которого творец «выражает свои мысли и отношение к действительности» [25, с. 200]. Но нельзя исключать и обратного: в образе героя «отражаются черты личности самого автора» [25, с. 30], что также дает возможность целому поколению увидеть самих себя, так сказать, посмотреть на собирательный портрет. Другими словами, «в герое есть и всеобщее, всечеловеческое начало» [25, с. 30].
Не меньшую сложность представляет интерпретация художественного образа в поэтическом произведении. В отличие от эпоса и драмы, которые характеризуются многосторонним изображением человека, его сложных взаимоотношений с людьми, в стихотворении раскрывается целостное и конкретное состояние человеческого характера. Образ складывается из разных характеристик, в том числе речевой манеры, подчеркивающую культурный и интеллектуальный уровни, социальную принадлежность к определенной группе. Художественный образ в поэзии, будучи созвучным с миром читателя, помогает ему проникнуться смыслом написанного. Более того, поэтический текст должен быть общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало [25].
Литература является едва ли не наиболее полным средоточием постоянных, или констант каждой культуры. В ней константами выступают вечные образы: понятие восходит к трудам А. Аарне, Т. Бенфей, А.Н. Веселовского, Н.В. Захарова В.А. Лукова, Е.М. Мелетинского, И.М. Нусинова, Д.В. Поль. Понимание вечных образов следует связывать с сюжетами и образами, «которые встречаются в литературе разных народов и эпох и составляют общий фонд мировой цивилизации» [4, с. 9]. Механизм формирования вечных образов такой: они претерпевает трансформацию, состоящую в отрыве его символического содержания от первоначальной конкретно-чувственной формы. В итоге появляется некая постоянная, обладающая целостностью и при сохранении образности – высокой степенью обобщения жизненных ситуаций, типов. Вечные образы могут быть связаны с целым рядом мотивов, которые способны значительно видоизменяться в ходе диалога культур. Крупный специалист в области исследования зарубежной литературы, а также теории литературы В.А. Луков [14] выделяет ряд свойств, присущих вечным образам:
содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов;
высокая художественная, духовная ценность;
способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность;
повышенная способность соединяться с другими системами образов, участвовать в различных сюжетах, вписываться в изменяющуюся обстановку, не теряя свою идентичность;
перевод на языки других искусств, а также языки философии, науки;
широкая распространенность.
Вечные образы включены в многочисленные социальные практики, в том числе далекие от литературного творчества. Обычно вечные образы выступают как знак, символ, мифологема. Говоря иначе, как свернутый сюжет, миф. В качестве вечных образов могут выступать образы-вещи, образы-символы. Например, крест является символом страдания и веры; якорь выступает символ надежды; сердце символизирует любовь; символами из сказаний о короле Артуре становятся круглый стол, чаша святого Грааля. Вечные образы также могут быть выражены через образы хронотопа – пространства и времени: таковы Страшный суд, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Иерусалим, Олимп, Парнас, Рим, Атлантида, платоновская пещера.
Но основными остаются образы-персонажи: Адам и Ева, Авель и Каин, Иуда, Агасфер, Прометей, Тесей и Ариадна, Нарцисс, Одиссей, Пенелопа, Беатриче, Гамлет, Офелия, Ромео и Джульетта, Фауст, Дон Жуан, Евгений Онегин и др. Собственное имя в таком контексте понимается как свернутый