Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным является одним из основополагающих, конституционных прав граждан. В соответствии с Конституцией РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
В обществе, основанном на принципах представительной демократии и сбалансированной системе публичного управления, главной силой, гарантирующей избирательное право, обеспечивающей независимость, а также транспарентность избирательного процесса, являются избирательные комиссии. В зависимости от особенностей общества, социально-экономических и политических условий на каждом этапе его развития, системы избирательных комиссий имеют свои уникальные характеристики. Однако, при любой модели системы избирательных комиссий, всегда имеется необходимость в формировании огромного корпуса избирательных органов, занимающихся организацией процесса голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования.
Таким образом, рассмотрение порядка формирования избирательных комиссий и их полномочий занимает весомое место в теме выборов и актуальным на сегодняшний день.
Объектом и предметом исследования выступают правоотношения в сфере деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие избирательной комиссии, систему и правовое положение, проанализировать правовые акты комиссий, а также порядок формирования и компетенцию.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия избирательной комиссии системы и правового положения комиссий;
- проанализировать акты и решение комиссий;
- исследовать их компетенцию;
- проанализировать порядок их формирования;
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением, списком литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
1.1. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Закон № 67-ФЗ устанавливает понятие, что следует понимать под избирательной комиссией (далее – ИК) - коллегиальный орган, который создан в определенном законодательном порядке и на конкретный срок, в целях организации и проведения выборных процедур и референдумов.
Основной закон страны не дает как такового понятия, что такое ИК. Таким образом, можно сделать вывод, что определения ИК и их виды можно уяснить из федерального, регионального и законодательства местного самоуправления о выборах.
Система ИК представлена со стороны различных ученых-правоведов по-разному, несмотря на то, что законодательно она определена в законе № 67-ФЗ.
Одни понимают под системой ИК упорядоченную и определенную законом систему комиссий, не включающих иные подсистемы. Другие учитывают специфику федеративного построения государства и власть на местах и включают в понятие ИК комиссии, созданные в регионах.
Проанализировав мнения ученых в этой области, мы считаем, что верное понятие системы ИК должно опираться, а вторую точку зрения в этой области, так как Россия представляет собой федеративное государство, а законодательство в сфере проведения выборов относится как в федеративному регулирования, так и к региональному. Система же региональных органов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ.
Так, некоторые регионы приняли соответствующее законодательство в области проведения и организации выборов (Ленинградская, Калужская, Ярославская области, Ставропольский край и т.д.), а в других регионах даже были учреждены кодексы в рассматриваемой области правоотношений (г.Москва, республики Татарстан, Приморский края, Воронежская область и т.д.). Указанная инициатива со стороны региональных законодательных органов вполне объяснима и обоснована.
Однако на практике существуют и такие регионы в которых в законодательных актах субъекта РФ указано, что статус, порядок формирования и порядок деятельности ИК в регионе закреплен в системе федеральных ИК и отсутствует указание на наличие своей собственной системы комиссий в регионе страны (Республика Тыва, Краснодарский край, Новгородская область и т.д.).
Исходя из изложенного, можно отметить, что в различных регионах присутствуют разные подходы в формировании и закреплению на законодательном уровне порядка формирования ИК.
Мы считаем, что в целях соблюдения конституционных принципов федерализма, закрепленных в Основном законе страны, а также равноправия регионов России, необходимо установить единый подход к определению и правовому регулированию ИК в регионах. Указанную проблему можно решить при помощи закрепления в федеральном законодательстве страны системы ИК и комиссий референдумов, включающих себя и ИК регионов как часть системы ИК.
Анализ как федерального, так и регионального законодательства позволяет выделить следующие виды ИК:
- центральная ИК;
- региональные ИК;
- ИК на местном уровне;
- окружные ИК;
- территориальные ИК;
- временные ИК;
- участковые ИК.
В свою очередь система ИК, комиссий референдума регионов состоит из:
- региональных ИК;
- ИК на местном уровне;
- окружных ИК;
- территориальных ИК;
- временных ИК;
- участковых ИК.
Представленные формы системы ИК представляют собой полицентричные комиссии, которые имеют возможность подстраиваться под изменяющиеся реальность проводимых избирательных кампаний, кампаний референдума.
На практике в организации и деятельности ИК возникает множество проблем, к которым можно отнести:
- недостаточно полное законодательное регулирование пределов деятельности ИК различного уровня;
- недостаток полномочий у региональных ИК по контролю за деятельностью ИК более низкого уровня, особенно за ИК на местном уровне;
- отсутствие правовой проработки вопросов объединения в одну систему ИК на местном уровне и ИК, относящихся к государственным органам;
- отсутствие единого на всей территории России подхода к организации работы членов такого важнейшего звена системы ИК, как территориальные комиссии;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // "Российская газета", N 137-д, 30.06.2004.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Российская газета", N 6, 16.01.2003.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции" // "Российская газета", N 266, 30.12.2008
6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// "Российская газета", N 80, 12.04.2013.
7. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Российская газета", N 45, 26.02.2014.
8. Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О федеральной территории "Сириус" // "Российская газета", N 292, 25.12.2020.
9. Постановление ЦИК России от 28.06.1995 N 7/46-II (ред. от 18.04.2018) "О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»
10. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь. – М.: Юстицинформ, 2015. – 656 с
11. Артемова О.Е. Особенности правового статуса члена центральной избирательной комиссии Российской Федерации// Наука. Общество. Государство. 2016. № 4. С. 33-44.
12. Бицоев Г.Т. Формирование избирательных органов в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Международное публичное и частное право. 2019. N 2. С. 30 - 33.
13. Гумашвили Л.Э. К вопросу об основах статуса избирательных комиссий муниципальных образований // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2015. – № 3. – С. 3–6
14. Демьянов Е.В. Система избирательных комиссий Российской Федерации в механизме реализации народного суверенитета // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 1. С. 42 - 45.
15. Ермошин П.Ю. Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской Федерации: монография / П. Ю. Ермошин. — Казань: Бук, 2020. — 202 с.
16. Кадомцева Е. А. Избирательные органы зарубежных стран: сравнительно-правовой аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2316–2320.
17. Котельников А.Д. К вопросу о сущности категории «правовой акт избирательной комиссии» // Трибуна молодых ученых. № 2. 2020. С. 47-51.
18. Матюшенко Д.М. О законодательном регулировании понятия «Молодой ученый» // Современный юрист. — 2020. — № 1 (30). — С. 10-17.
19. Малютин Н.С. Избирательная комиссия // СПС КонсультантПлюс. 2021.
20. Памфилова признала невозможность избирательной реформы: «У власти другой вектор» 3 октября 2019 г. URL: https://www.rline.tv/news/2019-10-03-pamfilova-priznala-nevozmozhnostizbiratelnoy-reformy-u-vlasti-drugoy-vektor/ (дата обращения: 12.10.2021).
21. Подгорный В.И., Лысенко Е.С. К вопросу о совершенствовании избирательного процесса в Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2020. С. 31-39.
22. Постников А. Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов / А. Е. Постников // Журнал российского права. — 2019. — № 6. — С. 21-30.
23. Семенова Е. В. Актуальные проблемы формирования участковых избирательных комиссий // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: материалы Всерос. студенч. науч.-практ. конф. Иркутск, 2017. С. 77–81
24. Ткач А.С. К вопросу о формировании и деятельности муниципальной избирательной комиссии // Вестник КГУ № 2, 2019. С. 256-259.
25. Ткач А.С. Избирательному кодексу - быть // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 44 - 46.
26. Ураева И.В. Документы, создаваемые в процессе деятельности избирательной комиссии // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. С. 192-196.
27. Хвалев С.А. Правовое положение участковых комиссий в российской федерации: критический анализ // Сибирский юридический вестник. № 1 (88). 2020. С. 28-32.
28. Цветкова Ю. С. Избирательные комиссии в демократическом правовом государстве: понятие и признаки // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2. С. 65–69.