Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Дискуссия по поводу возникновения письменности и грамотности выходит из проблемы раннего социогенеза. Выход человечества из первобытности и переход к цивилизации малоизученный этап истории, в силу минимального числа достоверных источников. Учёные в настоящее время располагают отрывочными антропологическими и этнографическими материалами. Предположение об общих закономерностях социогенеза является центральным теоретическим положением, на основе которого пытаются проводить реконструкцию ранней истории развития общественных отношений и связанного с ними возникновения письменности и, соответственно, грамотности.
В настоящее время уже сложилось представление о грамотности в человеческом обществе. Как правило, она возникла в тесной связи с системами письменности и первыми письменными источниками. В то же время интерес представляют сравнительные особенности возникновения грамотности в различных государствах древневосточного общества как древнейших достоверно известных, – на основании упоминаемых письменных свидетельств, дошедших до нас, - формах государственности.
Как и первые системы письма, первые книги (и, соответственно, первые грамотные люди) появились в Египте, Шумере, Индии, Китае - там, где сформировались древнейшие рабовладельческие государства. Для функционирования государства необходима точная отчетность и письменная документация - и это стало одним из важнейших стимулов возникновения различных систем письма и книг. Вторым стимулом стали потребности идеологического порядка: письмо нужно было для прославления и увековечения подвигов «божественных» владык, для обоснования «божественной» природы их власти.
Цели, для которых использовалась письменность, влияли и на ее внешний вид. В Древнем Египте надписи, повествующие о богах и их земных наместниках-фараонах, высекали на камне торжественным и художественным по форме иероглифическим письмом. Эта традиция сохранилась вплоть до эпохи упадка (около VII-VI вв. до н. э.), когда иероглифов уже не понимали даже жрецы. Как книжное письмо на свитках папируса для хозяйственных записей использовалось иератическое письмо, а с VI в. до н. э. его в этой области заменило демотическое письмо.
Всемирно историческая заслуга культуры Древнего Востока заключается в том, что она подарила человечеству первые книги. Первые памятники письменности - это надписи, высеченные на скалах и каменных монументах. Этот способ фиксирования информации, возникший еще в доисторические времена, сохранялся долго и уже в ту пору, когда были изобретены более удобные для письма материалы. Среди примеров подобных «каменных книг» можно назвать знаменитый свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 г. до Р. Х.), высеченный на черных базальтовых стелах, воздвигнутых во всех городах его могущественного государства,
Цель работы – дать представление о грамотности и определить её значение в древневосточных государствах (на примере Египта и Вавилонии). В соответствии с целью поставлены исследовательские задачи:
1. Охарактеризовать процесс возникновения и развития письменности в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.
2. Дать обзор математических знаний в Древнем Египте и Древнем Вавилоне в качестве показателя развития грамотности.
3. Провести сравнительную характеристику системы образования и воспитания в древневосточных обществах (в Древнем Египте и в древних государствах Месопотамии).
Из всего разнообразия типов источников, изучение истории Древнего Востока, в первую очередь основывается на двух видах письменных источников: документальных и нарративных.
Документальные источники являются в силу их изначального функционального предназначения (максимально точная фиксация информации) более объективными, чем нарративные. Они более точно отражают действительность прошлых эпох. Такого рода источники несут объективную информацию о тех процессах, которые происходили в жизни древневосточных обществ. Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю.
Нарративные источники (от немецкого слова «нарратив» – рассказ), являются повествовательным источниками, которые отражают субъективную позицию автора (или авторов) данного произведения. Это необходимо учитывать в процессе критики источника.
Систематизация источников по древнеегипетскому обществу представлена в следующих работах:
1.Морэ А. Нил и Египетская цивилизация – М : Центрполиграф, 2007 // Глава «Центральное управление, чати и царь». Исследование посвящено древнеегипетской цивилизации. Особенностью работы является тот факт, что автор на протяжении всей книги приводит оригинальные древнеегипетские наименования тех или иных объектов (должностей, организаций и др.) .
2.Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов, М. Молодая гвардия, 2000 В книге подробно, поэтапно, отдельными параграфами раскрыта жизнь и работа древнеегипетских чиновников. Книга написана относительно свободным стилем, характерным для научно-популярной и научно-художественной литературы. Текст сопровождается иллюстрациями (факсимильными фрагментами папирусов, надписей и рисунков на табличках и пр.)
3.Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта (Последнее издание СПб 2009) – также есть ссылки на «Жизнеописание» при характеристике чиновничества .
Также Коростовцевым отмечено, что уже в период обучения (а оно начиналось с пятилетнего возраста и продолжалось 12 лет) ученики – сыновья знатных родителей - получали звания и чины, еще не выполняя никаких обязанностей по службе. О привилегиях должности писца говорится и в многочисленных школьных поучениях, дошедших до нас от эпо
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. - Л.: Госполитиздат, 1953. - 759 с.
2. Берлев, О. Д. Общественные отношения в Египте в эпоху Среднего Царства / О. Д. Берлев. -М.: «Наука». 1972. - 364 с.
3. Виппер Р.Ю. История древнего мира. - М.: Республика, 1993. - 511 с.
4. Канцельсон И.С. Культура древнего Египта. - М. : Наука, 1976. - 451 с.
5. Козлов В.И. Аквакультура в истории народов с древнейших времен. - М.: ДФ АГТУ, 2002. - 349 с.
6. Коростовцев М.А. Наука Древнего Египта. - М.: Наука, 1982. - 336 с.
7. Кузищина В.И. История Древнего Востока. - М.: Высшая школа, 1988. - 238 с.
8. Матье, М. Э. Древний восток / М. Э. Матье, Р.И. Рубинштейн, И.М. Дьяконов и др.; Под ред. В. В. Страуве. - М.: «УЧПЕДГИЗ», 1951. - 244 с.
9. Монтэ, П. Египет Рамсесов / П. Монтэ; Пер. с фр. Ф. Л. Мендельсона. - М.: «Наука», 1989. - 380 с.
10. Монтэ, П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / П. Монтэ. - М.: «Молодая гвардия», 2000. - 455 с.