Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время любой вид транспорта представляет потенциальную угрозу для здоровья и жизни человека. Технический прогресс, наряду с комфортом и скоростью передвижения, также принес значительную степень угрозы. В зависимости от вида транспортного происшествия возможно получение множественных травм и ожогов, в том числе опасных для жизни.
Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходят по вине водителей, нарушающих правила дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и вождение в нетрезвом виде. Очень часто плохие дороги (в основном скользкие), неисправные автомобили (тормоза в первую очередь, рулевое управление во вторую, колеса и шины в третью) приводят к авариям. Особенностью автомобильных аварий является то, что 80 % раненых умирают в первые три часа из-за большой кровопотери.
Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание развитию автомобильного и пассажирского транспорта. Благодаря национальным проектам и государственным программам обновляются автопарки, вводятся в эксплуатацию электромобили, строится современная инфраструктура. И конечно, серьезное внимание уделяется цифровизации отрасли. Интеллектуальные системы делают перевозку пассажиров и грузов удобной, доступной и безопасной. Сегодня современные технологии управляют транспортными потоками, следят за движением транспортных средств и состоянием водителя, оптимизируют работу персонала. Электронные сервисы и сервисы, мобильные приложения, цифровые решения повышают качество, удобство и безопасность перевозок, обеспечивают эффективное планирование и управление процессом отслеживания грузов.
Все это подчеркивает актуальность темы работы «Анализ механизмов обеспечения безопасности на автомобильном транспорте РФ (далее – ОБ АТ)».
Объектом исследования в работе является – безопасность на автомобильном транспорте РФ.
Предмет работы - механизмы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте РФ
Цель работы - проанализировать механизмы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте РФ и разработать мероприятия по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть исторические аспекты, зарубежный опыт, методы ОБ АТ, что понимается под механизмами ОБ АТ, научные идеи различных исследователей по рас¬сматриваемым в курсовой работе вопросам, методы исследования, принципы ОБ АТ.
• изучить практическое состояние механизмов ОБ АТ;
• разработать предложения по совершенствованию ОБ АТ.
При написании работы использовались такие методы исследования, как анализ нормативных документов, литературных источников и интернет – ресурсов, наблюдение, описание данных, обработка результатов в виде диаграмм таблиц и графиков.
Задача любого человека при использовании автотранспорта, соблюдать транспортную безопасность, которую обеспечивает государство. В соответствии с ГОСТ Р 56461 – 2015 :
• обеспечение транспортной безопасности — это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
• соблюдение транспортной безопасности – это выполнение физическими лицами, находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, установленных требований.
Безопасность автомобилей и транспортных средств состоит из комплекса конструктивных и эксплуатационных свойств, снижающих вероятность аварии, и не только. Одной из главных задач обеспечения безопасности транспортных средств является снижение негативного воздействия на окружающую среду и снижение тяжести последствий.
В Российской Федерации сформирована достаточно разветвленная система управления безопасностью дорожного движения. Складывающиеся общественные взаимоотношения в сфере безопасности дорожного движения становятся определяющими в выборе того или иного нормативного акта, регулирующего деятельность этой области.
Российские и международные правовые акты, регулирующие безопасность дорожного движения, составляют общую международную систему безопасности на дорогах.
Продолжающийся рост числа транспортных средств будет и впредь оказывать все большее влияние на все, что связано с дорожным движением. В связи с этим в ходе выполнения работы, разработаны мероприятия по совершенствованию механизмов, обеспечивающих безопасность на автомобильном транспорте, которые соответствуют сегодняшнему развитию научно – технического прогресса в области автомобилестроения, способствуют снижению травматизма при эксплуатации транспорта и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.
1. Теоретическая часть.
1.1. Исторический аспекты, зарубежный опыт, методы ОБ АТ
Важнейшая проблема начала XX века – это обеспечение безопасности на автомобильном транспорте.
Общество неоднозначно отнеслось к появлению автомобиля на дорогах, так как его появление стало сопровождаться увеличением человеческих жертв и материальных затрат, связанных с автомобильными авариями.
Данные факты привели к активизации на государственном и международном уровнях нормативной деятельности, в результате которой началась активная работа по следующим направлениям:
- разрабатывались правовые нормы,
- внедрялись нормативные документы, обеспечивающие высокий уровень защиты социума от угроз и потерь, которые могут возникнуть при использовании автомобиля.
Активизация деятельности в этом направлении не смогла снизить уровень травматизма на дорогах, поэтому начались научные исследования в области безопасности дорожного движения.
В специализированных отраслевых журналах:
- «Автомобильная промышленность»,
- «Автомобильные дороги»,
-«Автомобильный транспорт»,
- «За рулем»,
-«Вестник МВД и ГИБДД» были размещены первые научные исследования.
В.В. Осинский в своей статье «Автомобилизация СССР» рассматривал механизмы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте на основе разного материала:
- статьи,
- очерки,
- выступления, которые были сделаны во второй половине 20-х годов XX века в контексте развития отечественного автомобилестроения в целом .
Автор А.А.Куров и Е.А. Чудаков в своей статье «20 лет автомобильной промышленности СССР» рассказывают о тесной взаимосвязи эффективности механизмов, которые обеспечивают безопасность на автомобильном транспорте, и конструктивной безопасности автотранспортных средств. .
В 30-хх годах XX века появились первые работы А. Туманяна и А. Е. Горшкова правового характера, в которых говорится о разработках механизмов обеспечивающих безопасность на автомобильном транспорте.
Исследователь Д.П.Великанов свои исследования строил на основе изучения исторических аспектов формирования автомобильно - дорожного комплекса нашей страны и безопасности дорожного движения .
Рост парка автомобилей продолжался, что продолжало сопровождаться увеличением количества правонарушений сферы безопасности дорожного движения. В этом направлении стали появляться первые научные разработки правового характера, посвященные данной проблеме.
И.Г.Маландин и В.И. Жулев в своих работах говорили о правовых аспектах борьбы происшествиями, происходящими на автомобильном транспорте, вопросах классифицирования правонарушений и преступлений на автомобильном транспорте.
История формирования советской милиции рассматривалась в работах, написанных в шестидесятых годах XX века, здесь механизмы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте считались уже одним из направлений работы органов внутренних дел .
Обобщили опыт работы Госавтоинспекции в послевоенный период М.И. Еропкин и А.М. Кормилицын, при этом в их исследовании замечены существенные недостатки: отсутствие анализа предыстории формирования службы ГИБДД в довоенный период.
В это же время началось осознание научным сообществом того факта, что механизмы, которые обеспечивают безопасность на автомобильном транспорте должны быть реализованы в комплексном системном подходе, так как он затрагивает широкий спектр сфер жизни общества и страны.
В.В.Лукьянов написал первую фундаментальную работу правового характера, в которой всесторонне рассматриваются механизмы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте. . В ней автор:
- показывает социально - экономическое значение обеспечения безопасности дорожного движения;
- делает анализ правовой базы, которая регулирует безопасность дорожного движения;
- проводит сравнение автопарка в нашей стране и за рубежом.
М.Б.Афанасьев опубликовал в конце 70-х годов XX века работу, которая оказалась с историко - правовой точки зрения очень необычной . Предмет исследования данного исследования- процесс дорожного движения. Свое изучение М.Б. Афанасьев строил с привлечением разнообразной информации:
- математического характера,
- технического плана,
- статистического материала,
- социологических исследований.
Изучение периода 70-80-х годов XX века с точки зрения научной работы в области исследования механизмов обеспечения безопасности на автомобильном транспорте показывает, что на данном этапе происходит дифференциация таковых по отраслям права.
Таким образом, большая часть исследовательских работ были посвящены:
- административно-правовым аспектам,
- уголовному праву,
- вопросам предупреждения преступности.
Территориальный охват организации уличного движения в Санкт-Петербурге (Ленинграде) был рассмотрен В.Т.Низамовым .
В данной работе освещены механизмы обеспечения безопасности дорожного движения в СССР в период с 1936 по 1985 год.
Исследование Б.В. Россинского посвящено анализу советского опыта в вопросах организационно – управленческого аспекта функционирования государственной системы безопасности дорожного движения на различных этапах ее становления и развития .
Г.П.Рифицкий исследовал развитие российского автомобильно - дорожного комплекса, представляя его в виде взаимосвязанного механизма. В этом механизме элементами являются отдельные механизмы по обеспечению безопасности на дорогах.
В начале 90-х годов XX века в России произошли масштабные социально-экономические изменения, естественно, они нашли отражение на процессе функционирования отечественного автомобильно-дорожного комплекса.
Было определено, что административные и правовые механизмы советского периода не могут быть достаточно эффективными в условиях рыночной экономики. В.И. Майоров посвятил свое исследование административно-правовым проблемам управления деятельностью в области безопасности дорожного движения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алдошин Г.Т. Основы расчета систем автомобилей, обеспечивающих безопасность движения: Учебное пособие / Г.Т. Алдошин. — СПб.: Лань, 2015. — 144 c.
2. Бадагуев Б.Т. Безопасность дорожного движения: Приказы, инструкции, журналы, положения / Б.Т. Бадагуев… — М.: Альфа-Пресс, 2017. — 264 c.
3. Бадагуев Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения) / Б.Т. Бадагуев. — М.: Альфа-Пресс, 2018. — 240 c.
4. Бершадский В.Ф. Основы управления механическими транспортными средствами и безопасность движения: Учебник / В.Ф. Бершадский, Н.И. Дудко, В.И. Дудко… — Мн.: Амалфея, 2018. — 458 c.
5. Блинкин М.Я Безопасность дорожного движения: история вопроса, международный опыт, базовые институции / М.Я Блинкин. — М.: ИД ВШЭ, 2018. — 240 c.
6. Волков В.С. Основы расчета систем автомобилей, обеспечивающих безопасность движения: Учебное пособие / В.С. Волков. — СПб.: Лань, 2015. — 144 c.
7. Горев А.Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Учебное пособие для студ. высш. проф. образования / А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. — М.: ИЦ Академия, 2018. — 256 c.
8. Гольц Г.А. Долговременные исторические тренды как фактор экономического прогнозирования: транспорт, экономика, демография – М.: Институт географии РАН, 2003.
9. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. / В.И. Коноплянко. — М.: Высшая школа, 2017. — 383 c.
10. Ксенофонтов И.В. Основы управления мотоциклом и безопасность движения: Учебник / И.В. Ксенофонтов. — М.: Academia, 2018. — 69 c.
11. Майборода, О.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Учебник водителя транспортных средств категорий С, D, Е / О.В. Майборода. — М.: Академия, 2019. — 288 c.
12. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734 (ред. от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
13. Пятницкий Л.Н. Безопасность дорожного движения глазами физика / Л.Н. Пятницкий. — М.: КД Либроком, 2019. — 144 c.
14. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. // Российская газета. 2020. 16 января.
15. Что должны знать дети о правилах дорожного движения. Дорожная безопасность. Памятка (комплект из 200 буклетов). — М.: Учитель, 2017. — 1 c.
16. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011 г. Режим доступа: http://www.eabr.org/general/upload/docs: (Дата обращения: 16.02.2017г.).
17. Новости Минтранс России: https://rosavtotransport.ru/ru/press/news/2020/02/17/news_1250.html
18. https://ru.investinrussia.com/data/file/ru-ru-russian-transport-survey.pdf
19. https://bankiros.ru/wiki/term/struktura-vvp-rossii-po-otraslam
20. https://studref.com/303146/tehnika/mesto_transportnoy_sistemy_rossii_mire_mezhdunarodnye_transportnye_koridory
21. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/UbzIvBZj/Transport_2020.pdf