Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Когнитивные нарушения проявляются снижением одной или нескольких из шести когнитивных способностей (памяти, праксиса, гнозиса, речи, «управляющих» функций, внимания) в сравнении с исходным уровнем. В 10-30% случаев когнитивные нарушения имеют смешанный сосудисто- дегенеративный характер.
Когнитивные функции это сложные функции головного мозга, при помощи которых происходит рациональное познание мира и взаимодействие с ним.
Когнитивные процессы включают в себя:
1. Восприятие информации.
2. Обработку и анализ информации.
3. Запоминание и хранение информации.
4. Обмен информацией, построение и осуществление программы действий.
Каждый этап познавательной деятельности связан с определенной когнитивной функцией.
1. Восприятием информации – гнозисом.
2. Обработкой и анализом информации – «исполнительные» функции, включающие произвольное внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формальнологические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений.
3. Запоминанием и хранением информации – памятью.
4. Обменом информацией, построением и осуществлением программы действий – «экспрессивных» функций - речи и навыков целенаправленной двигательной активности – праксиса.
Когнитивные функции уязвимы при патологических процессах. Когнитивные нарушения могут наблюдаться и при первичных органических поражениях головного мозга. С когнитивными нарушениями постоянно сталкиваются неврологи, психиатры, эндокринологи и врачи прочих специальностей [1,2,4]. Анализировать когнитивный статус пациента нужно для постановки диагноза и для выбора необходимой тактики лечения пациента. Таким образом, выбранная тема является очень актуальной.
Цель: изучить когнитивные функции у 30-40 клинически здоровых лиц в возрастном интервале от 40 до 60 лет.
Задачи:
1. Изучить этиопатогенез и классификацию возрастной когнитивной дисфункции по данным литературы.
2. Овладеть методикой применения Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (МоСА).
3. На основании неврологического исследования и опроса выделить 30-40 клинически здоровых лиц в возрасте 40-60 лет и обследовать их с помощью МоСА.
4. Проанализировать полученные данные и на этой основе выявить возрастные особенности когнитивной сферы у клинически здоровых лиц.
5. Написать и оформить курсовую работу и представить ее выводы на студенческой научной конференции и/или заседании СНК кафедры.
Материал и методы исследования. Исследование 30-40 клинически здоровых лиц обоего пола (добровольцы, случайная выборка) в возрасте 40-60 лет.
Методы: анамнестический, оценка неврологического статуса, опрос с помощью МоСА.
Полученные данные при необходимости обработаны с помощью адекватных методов статистического анализа.
1 глава. Возрастная когнитивная дисфункция
1.1. Когнитивные особенности лиц 40-60 лет
В возрасте от 40 до 60 лет у людей появляются условия, психологически существенно отличающиеся от прежних. К этому возрасту у человека накапливается обширный жизненный и профессиональный опыт, дети подросли, и отношения стали качественно нового характера, пожилым родителям требуется по¬мощь.
В организме человека происходят физио¬логические изменения: снижается зрение, замедляются реакции, снижается либидо, слух становится менее острым после 20 лет, у человека появляются трудно¬сти восприятия звуков высокой частоты. Могут ослабляться и другие виды чувствительности (вкусо¬вое восприятие, обоняние, болевая чувствительность). Несмотря на это, чувствительность к тем¬пературным раздражителям практи¬чески не меняется. В этом возрасте увеличивается время реакции, происходит изменение сенсомоторных реакций, двигательных навыков.
В возрасте от 40 до 45 лет максимального развития достигает функция внимания. Одновременно с этим наблюдаются низкий уровень памяти, появляются лучшие возможностями для активно¬го обучения, самообразования, сохраняются потенциальные возможности для познавательной деятельности.
Снижаются характеристики психофизических функций, но, несмотря на это, не снижается работоспособность, сохраняется трудовая и твор-ческая активность. Вербально-логические функции возрастают в зрелые годы до 50 лет и постепенно снижаются к 60 г.
Таким образом, в возрасте ближе к 60 г у человека могут наблюдаться различные когнитивные нарушения различной степени выраженности, когнитивную дисфункцию нужно отличать от возрастных изменений [3,6,7].
1.2. Этиопатогенез возрастной когнитивной дисфункции
Факторами риска нарушений когнитивной функции являются:
1. Возраст и пол пациентов.
2. Семейный анамнез.
3. Артериальная гипертензия.
4. Атеросклероз и дислипидемия.
5. Микроангиопатии.
6. Кардиальная патология.
7. Сахарный диабет.
8. Гипергомоцистеинемия.
9. Депрессия.
10. Уровень образования.
11. Курение.
Этиология когнитивной дисфункции (приложение 2)
I .Нейродегенеративные заболевания
1.Болезнь Альцгеймера
(полиэтиологическое заболевание, имеющее генетическую предрасположенность, зависимость от возраста, цереброваскулярных заболеваний головного мозга).
2.Деменция с тельцами Леви
(в основе нарушенный метаболизм нейрональных белков).
3.Фронто-темпоральная дегенерация (ФТД)
(синдром тяжёлой когнитивной дисфункции дисрегуляторного типа, развивающийся в результате дегенеративных изменений лобных и передних отделов височных долей головного мозга).
4.Кортико-базальная дегенерация
(одновременное поражение корковых отделов головного мозга и базальных ядер).
5.Болезнь Паркинсона.
6.Прогрессирующий надъядерный паралич
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болезни нервной системы. Руководство для врачей: в 2-х томах / Под ред. Н.Н.Яхно. – М., 2005.
2. Вознесенская Т.Г. Эмоционально-аффективные и поведенческие нарушения при легких и умеренных когнитивных расстройствах. Опыт применения мемантина// Неврологический журнал. -2009.- 14(3).- С.49-55.
3. Гимоян Л.Г., Силванян Г.Г. Нарушение когнитивных функций: актуальность проблемы, факторы риска, возможности профилактики и лечения // Архив внутренней медицины.- №2 (10).- 2013.
4. Гринберг Д.А., Аминофф М.Д., Саймон Р.П. Клиническая неврология. - М.: МЕД пресс-информ, 2004. - 511с.
5. Гусев Е.И. Неврология. Национальное руководство. Краткое издание. ГЭОТАР-Медиа, 2014.- 688 с.
6. Доронин Б.М., Попова Т.Ф., Корнан Н.В. Результаты клинического исследования эффективности кавинтона у больных с хронической ишемией мозга // Журнал неврологии и психиатрии.- 2008.-108(12).- С.48-50.
7. Захаров В.В., Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте. - Методическое пособие для врачей. - Москва, 2005.
8. Клинические рекомендации. Неврология и нейрохирургия /Под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, А.Б.Гехт.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
9. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Частная неврология. Учебное пособие для послевузовского образования. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
10. Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни. - М., МЕД пресс - информ, 2005.
11. Суслина З.А. Частная неврология. Учебное пособие.-Практика, 2012.-272с.
12. Танашян М.М., Лаода О.В., Федин П.А. Применение кавинтона для лечения когнитивных нарушений у больных с хроническими цереброваскулярными заболеваниями // Журнал неврологии и психиатрии. - 2007.- 107(6).- С.41-43.
13. Чуканова Е.И., Никонов А.А., Никонова А.А. Новые возможности в использовании препарата кавинтон в лечении пациентов с недостаточностью мозгового кровообращения // Русский медицинский журнал. – 2009.-17(6).- С.2-7.
14. Штульман Д.Р., Левин О.С. Неврология: справочник практического врача. –М.: МЕД пресс-информ, 2007.-960с.
15. Яхно Н.Н. Когнитивные расстройства в неврологической клинике// Неврологический журнал. -2006.- №11 (Прил. 1). – С.4-12.
16. Яхно Н.Н., Захаров В.В. Легкие когнитивные расстройства в пожилом возрасте // Неврологический журнал. - 2004.- 9(1).- С.4-8.
17. http://sevo.niiorramn.ru/docs/MoCA-Instructions-Russian_2010.pdf