Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждый работодатель заинтересован в том, чтобы работники эффективно трудились, ведь именно это залог успешности предприятия и получения высокой прибыли. Возникновение крупных предприятий положило начало научному изучению способов увеличения производительности труда [7]. Одним из важнейших выводов научных исследований стал тот факт, что основная характеристика, влияющая на эффективность трудовой деятельности - это удовлетворенность работника своим трудом. Актуальность выбранной нами темы связана с бурным развитием рынка труда, причем, потребность в высококвалифицированном персонале постоянно возрастает.
Цель НПР: выявление психологических факторов удовлетворенности трудом.
Задачи НПР:
1) изучить психологические особенности организационного поведения;
2) удовлетворенность трудом как психологический феномен;
3) выявить психологические факторы удовлетворенности трудом.
Объект исследования в рамках НПР: удовлетворенность трудовой деятельностью персонала организации.
Предмет исследования в рамках НПР: психологические факторы удовлетворенности трудом.
Метод исследования: теоретический: анализ и сравнение.
База исследования: библиотека СПбГИПСР.
Глава 1. Психологическая характеристика организационного поведения
Любая хозяйственная организация может включать в себя живые системы трех видов: человек, группа, коллектив. Перечисленные системы отличаются набором уникальных признаков, постоянно развиваются и взаимодействуют друг с другом и с внешней средой. Руководитель организации обязан разбираться в психологии труда. Знание психологии трудящихся позволяет руководителю поддерживать успешное лидерство, мотивировать работников [11].
Психология труда является отдельной областью психологии, изучающей закономерности формирования и проявления (процессы и состояния, особенности личности) в трудовом процессе. Современная психология труда на сегодняшний день располагает следующими направлениями исследования [15]:
1) установление рационального режима труда и отдыха;
2) отслеживание динамики работоспособности;
3) вопросы профессиональной пригодности;
4) выработка положительной профессиональной мотивации;
5) оптимизация отношений в трудовом коллективе;
6) психолого-педагогические вопросы профессионального и трудового обучения, мастерства;
7) профессиональная консультация и профессиональная ориентация в своем психологическом аспекте;
8) инженерная психология как область психологической науки, изучающая процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.
Предметом исследований в рамках организационной теории, находящейся на стыке наук, можно считать координацию действий членов организации и руководство процессами адаптации организаций к меняющимся внешним условиям. Организационная теория изучает зависимость жизнедеятельности системы от ее способности справляться с комплексными явлениями. В пределах организационной теории не обойтись без категории организационное поведение [18].
Организационное поведение является комплексной прикладной наукой о психологических, социально-психологических, социальных и организационно-экономических аспектах и факторах, влияющих, и в значительной степени определяющих поведение и взаимодействие субъектов организации: отдельных работников, групп, коллектива в целом друг с другом и с внешней средой. Среди перечисленных аспектов и факторов находятся такие как статус, роль, индивидуальные особенности, цели, интересы, ценностные ориентации, мотивы, стимулы, системные свойства, особенности онтогенеза [18].
Организационное поведение изучает социальные, социально-психологические и психологические закономерности поведения субъектов хозяйственной организации в среде, связанной с производством, распределением, обменом, потреблением, управлением и владением.
Организационное поведение зачастую принимается за базисную дисциплину, овладение которой позволяет менеджерам и руководителям разобраться в причинах и факторах поведения работников, и на основе полученных знаний повышать эффективность управления персоналом, обеспечивать конкурентоспособность и выживаемость организации.
С точки зрения американских ученых организационное поведение является экономической психологией и социологией одновременно. Отличие её заключается лишь в прагматической направленности, ориентированной на потребности менеджмента. Все дело в том, что американские психологи предпочитают бихевиористское направление в психологии, о чем свидетельствует объединенный термин для ряда гуманитарных дисциплин - «бихевиористские науки». Стоит отметить, что в США в высших учебных заведениях организационное поведение изучается чаще, чем в других странах [17].
Разберем часть понятий, которыми оперирует организационное поведение.
I. Личность. Организационное поведение, как комплексная наука, вбирает в понятие личности богатый набор определений [6].
1) Философия определяет личность в связи с основными индивидуальными особенностями человека, зависимых от характера общественных отношений, с возможностью личности влиять на собственное социальное развитие.
2) Этика определяет личность как высшую ценность, субъект нравственной деятельности, обладающий чувством долга, совестью, достоинством и убеждениями.
3) Социология изучает общественнозначимые аспекты деятельности личности, ее социальные функции как элементы общественных отношений.
4) В юриспруденции личность — это, прежде всего дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и отвечающий за свои поступки.
5) В медицине личность соотносится с психическим здоровьем, наличием патологии, их влиянием на соматическое здоровье и наоборот.
6) Педагогику интересует личность как предмет проектирования и направленного формирования.
7) В психологии количество определений личности совпадает с количеством ученых, изучающих её. Г.Ю. Айзенк определил личность как интегрированную организацию всех познавательных, аффективных и физических характеристик индивида, отличающих его от других. К.К. Платонову, знаменитому отечественному психологу, удалось сформулировать принципы изучения личности. Этими принципами руководствуется и организационное поведение [19]:
1) Принцип направленности на выявление положительного, опора на которое стимулирует профессиональное совершенство. Исследователями в области организационного поведения установлен факт, что поощрение работников дает лучший результат, нежели наказание.
2) Принцип изучения единства личности, сознания и трудовой деятельности. Оценка и прогнозирование поведения должно протекать с учетом всех факторов личностных свойств, самооценки и ситуационных факторов, так как их влияние взаимосвязано.
3) Принцип системности изучения личности, всесторонности, с учетом действия внутренних и внешних факторов.
4) Принцип объективности, обязательной проверки и взаимопроверки данных, полученных разными путями.
5) Принцип динамичности: изучение личности должно быть продолжительным, а лучше постоянным, с целью отражения всех ее сторон и динамики развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бессокирная Г.П. Темницкий А.Л. Удовлетворенность работой на предприятии и удовлетворенность жизнью. – СПб.: Питер, 2004.
2) Бурякова Е.С. Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера // Московский психологический журнал. №3, 2008.
3) Глумаков В.Н. Организационное поведение: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Вузовский учебник, 2013.- 352 с.;
4) Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. / В.В. Гончаров – М.: МНИИПУ, 2014. – 687 с.
5) Демин В.Н. Труд как вид человеческой деятельности // Философские науки. - 1984. - № 1. - С. 10-18.
6) Дмитруч Л.А. Социальная активность производственного коллектива.: Минск. - 1977. – 74 с.
7) Донцов А.И. Психология коллектива. / А.И. Донцов – М.: Академия, 2015. – 216 с.
8) Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие/ А.Н. Занковский. – М.: ФОРУМ, 2012. -648 с.
9) Зуб А.Т. психология управления. Учебник и практикум./ А.Т. Зуб – М.: Юрайт, 2015. – 384 с.
10) Интегральная удовлетворенность трудом. / Фетикин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
11) Капустин Е.И. Качество труда и заработная плата. М.: Мысль.- 1964. – 69 с.
12) Китов А.И. Психология управления./ А.И. Китов. – М.: Академия, 2014. – 412 с.
13) Кифа Л.Л., Ерзамаева Е.В. Социально-психологические факторы эффективного труда работников / Л.Л. Кифа, Е.В. Ерзамаева // Свременные научные исследования и инновации, 2016. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76526 (дата обращения 26. 12. 2017)
14) Коноваленко В.А. Психология управления персоналом. / В.А. Коноваленко, М.В. Коноваленко, А.А. Соломатин. – М.: Юрайт, 2014. – 478 с.
15) Корнаух И.И., Танаев В.М. Практическая психология управления. Типологя на работе и дома. / И.И. Корнаух, В.М. Танаев - Ростов н/Д: Феникс, 2016. -480 с.
16) Красовский Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д. Красовский. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 487 с.
17) Кудрявцева Е.И. Организационное поведение. Учебное пособие. / Е.И. Кудрявцева. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2013. – 260 с.
18) Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат трудового коллектива / Б.Д. Парыгин. - СПб.: Знание, 2014. – 597 с.
19) Платонов Ю.П. Организационное поведение: учебное пособие / Ю.П. Платонов – СПб.: Речь, 2012. – 720 с.
20) Психология управления: [Текст] / Под ред. А.И. Волковой. – СПб.: Питер, 2014. - 571 с.
21) Психология управления: Курс лекций. / Под ред. И.В. Осадчего. – М.: Новосибирск, 2014. – 384 с.
22) Семенов Ю.Г. Организационная культура: Учебное пособие / Ю.Г. Семенов. –М.: Университетская лига; Логос, 2012. – 256 с.
23) Симонова Н.Н. Организация и координация руководителем совместной деятельности / Н.Н. Симонова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского – 2014. - №9 (23). – С. 69-81.
24) Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. / С.Н. Тидор – Петрозаводск, 2013. – 314 с.
25) Чергинцова С.В. Влияние социально-психологического климата на удовлетворенность трудом работников [Текст] / С.В. Чергинцова // Вестник тверского госудоаственного университета. Серия: Экономика и Управление. – 2015. - №4. – С. 131-136.
26) Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента: учеб. Пособие / Ф.В. Шарипов. – М.: Владос, 2016. – 296 с.
27) Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. [Тескт] / С.В. Шекшня. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. -513 с.