Фрагмент для ознакомления
2
Важную роль в групповой психотерапии играет поведение группового психотерапевта, которое в значительной степени определяется теоретической ориентацией, но в целом его позиция может быть охарактеризована как недирективная.
Основные задачи группового психотерапевта можно сформулировать следующим образом:
1) побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению, и анализу, а также к разбору предложенных тем;
2) создание в группе условий для полного раскрытия пациентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты;
3) разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и не директивных техник воздействия.
2.2 Управление групповой динамикой
При проведении любого тренинга важно не просто владеть информацией, уметь ее доносить, важно еще и уметь общаться с аудиторией и управлять ее поведением, вниманием участников. Хороший профессиональный тренер способен эффективно работать как со всей группой, так и с каждым ее участником в отдельности. Но как же трудно бывает порой вести тренинг, когда группа или некоторые ее члены не готовы к критическому взгляду на себя и серьезным изменениям. [17, с. 283]
Совокупность разных видов взаимодействия в группе: личного, эмоционального, социального, профессионального – таково общее определение групповой динамики. Управление этим взаимодействием является важнейшим аспектом для успешного проведения тренинга.
Проблема в том, что зачастую тренерам приходится сталкиваться с «сопротивлением» группы, конфликтным поведением и даже агрессией отдельных участников. Новички после такого опыта могут даже прийти к выводу о своей тренерской несостоятельности. Но не стоит отчаиваться: управление групповой динамикой, которому вы сможете научиться на нашем тренинге, придаст вам уверенность в работе с трудными участниками. Если вы практикующий тренер или специалист по работе с персоналом, тренинг позволит вам овладеть методами разрешения сложных ситуаций, найти свой собственной стиль работы, обрести уверенность в своих силах.
Группы, как и люди, имеют свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал. При этом, как и у отдельных людей, речь в основном идет о развитии в тех областях, которые связаны с работой и любовью. В отношении группы «любовь» означает: участники должны ценить и понимать друг друга, быть готовы оказывать поддержку. «Работа» означает: участники в состоянии распознать ресурсы каждого и осмысленно их использовать, они готовы сотрудничать, ставить цели, принимать решения, решить проблемы и учиться.
4 стадии развития группы:
1. Стадия знакомства;
2. Стадия распределения внутригрупповых ролей;
3. Стадия устойчивой работы группы;
4. Стадия завершения группы.
1. Стадия знакомства.
Здесь происходит знакомство участников, эмоциональная оценка окружающих и ситуации. Участник отвечает для себя на вопросы: Комфортно ли мне здесь? Как поведут себя окружающие? Как лучше себя вести? Кому здесь можно доверять?
Как понять, что сейчас именно этот этап:
• участники сидят далеко друг от другу, иногда отсаживаются подальше, свои вещи держат рядом
• позы закрытые
• участники практически не общаются между собой
• мало вопросов, возражений
• участники выполняют задания, следуют правилам
• активность группы небольшая, основной лидер – это тренер
Что делать: озвучить правила работы, познакомить между собой участников, создать комфортную для работы обстановку. [16, с. 251]
2. Стадия распределения внутригрупповых ролей.
В группе появляются лидеры, которые делают взаимодействие группы более эмоциональным. Лидеры активизируют группу, организуют взаимодействие в мини-группах. Также лидеры могут и дезорганизовать работу (уводить разговор в сторону, высказывать многочисленные возражения).
Как понять, что сейчас именно этот этап:
• группа может разделяться на пары, тройки
• общение более активное, очень часто может отходить от сути
• задания могут выполняться невнимательно, группа отступает от правил
• большая активность, много вопросов, уточнений, возражений
• есть несколько активных ярких участников
Что делать: пользоваться возросшей энергетикой группы, ускорять динамику (повышать сложность заданий, скорость их выполнения), постоянно менять состав мини-групп в упражнениях для скорейшей адаптации участников друг к другу. [3, с. 92]
3. Стадия устойчивой работы группы.
Сейчас максимальная работоспособность, когда вся группа сосредоточенно работает на достижение цели. Участники доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству. Микроклимат в группе ровный, спокойный, комфортный.
Как понять, что сейчас именно этот этап:
• открытые позы, лица спокойные открытые
• высокая активность
• участники готовы воспринимать критику
• группа способна выполнять максимально сложные задачи
• группа выполняет правила, либо правила адаптируются под запросы группы
• настроение рабочее, собранное
Что делать: поддерживать работоспособность группы, раскрывать максимально сложную информацию, давать объективную обратную связь.
4. Стадия завершения группы.
Это этап завершения общения, когда участники подводят итоги тренинга, резюмируют для себя самое ценное. Участники в эмоционально приподнятом настроении, активны, доброжелательны.
Как понять, что сейчас именно этот этап:
• участники максимально раскованы
• активное общение между собой, в котором участники делятся выводами
• хорошее настроение, возможно небольшое сожаление о том, что тренинг уже завершается. [15, с. 245]
Что делать: помочь каждому участнику подвести итоги работы и выделить для себя самое главное. Собрать обратную связь, организовать необходимые процессы – обмен контактами, информацией и др.
Рисунок 1. Схема развития групповой динамики
Подход Б. М. Мастерова к выделению этапов в процессе групповой работы.
Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются.
4 стадии развития групп со спонтанной динамикой
1. Заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, поиск тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.
2. Эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.
3. Самораскрытие и рефлексия, обратные связи.
4. Выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.
5 стадий развития групп с управляемой динамикой
1. Заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
2. Рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.
3. Личностные проекции, самопознание, углубление обратных связей, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
4. Изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
5. Выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.
При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной или поведенческой метафорой.
Л.М. Митиной (1994) была предложена модель конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы, происходящие на каждой стадии. Выделяются четыре стадии изменения поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие. [2, с. 264]
Классификация Клауса Фопеля стадий развития группы с активным обучающим взаимодействием.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Автономов Д.А. Динамика групповых защитных механизмов, возникающих при лечении аддиктивных пациентов в реабилитационном центре Журнал практической психологии и психоанализа. 2015. № 2. С. 7.
2. Акимова Ю.Н. Особенности поведения группы в процессе управления // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.
3. Акимова Ю.Н. Социально-психологические факторы формирования качества трудовой жизни в организации/Ю.Н. Акимова//Инновационная экономика. Достижения и перспективы нового столетия: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2015г.). -Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2015. -342 с.
4. Алиева Р.Р. Основные подходы к изучению проблемы формирования организационной культуры будущего учителя./Вестник университета (ГУУ). -2013. -№13. -С. 170-173.
5. Алипханова Ф.Н., Малагусейнова К.А. Организация групповой работы на основе знания принципов формиро вания команды и про цессов групповой динамики Вестник Академии права и управления. 2015. № 40. С. 232-240.
6. Афнари С.А., Богатырева Ж.В. Секрет эффективного общения//Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 172.
7. Белинская Е.П. Процессы групповой динамики как фактор совместного копинга Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 225-227.
8. Беспалов Д.В. Динамика молодежного лидерства в пространстве группового субъекта От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 338-341.
9. Гайдар К.М. Динамика развития самосознания группового субъекта Материалы съезда Российского психологического общества 2017. С. 137-138.
10. Еремина А.Н. Развитие диагностического блока методик л.и. уманского для изучения динамики групповых свойств Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л.И. Уманского) монографические материалы Всероссийского симпозиума: в 2 томах. 2016. С. 26-33.
11. Ерзин А.И. Динамика некоторых компонентов проактивности у больных шизофренией в процессе групповой психотерапии Фундаментальные исследования. 2013. № 11-7. С. 1505-1508.
12. Жигалова А.В. Управление групповой динамикой на уроке иностранного языка Материалы всероссийской научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией М.К. Петрова. 2017. С. 95-98.
13. Катценбах Д., Смит Д-К. Командный подход. Создание высокоэффективной организации. -М.: Альпина Паблишер, 2013. -376 с.
14. Козлов В.В., Сазонова О.В. Изменение характеристик самопринятия личности и особенностей групповой динамики в процессе переживания измененных состояний сознания Человеческий фактор: Социальный психолог. 2014. № 1 (27). С. 78-85.
15. Коропец О.А. Управление групповой динамикой в группах социально-психологического тренинга Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 108-111.
16. Кощеев Д.А., Полосухина М.В. Взаимодействие учебной деятельности и групповой динамики как фактор социальной адаптации студентов начального этапа обучения в вузе Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208.
17. Куприянов Р.В., Харитонов Е.А., Валеева Н.Ш., Кудрявцев Ю.М. Компетенция «готовность к работе в команде»: сущность и оценка уровня сформированности//Мир образования -образование в мире. 2015. -№4 -С. 81-86
18. Лазукин А.Д. Личность и деятельность преподавателя, сотрудника вуза и их роль в профессиональной подготовке обучающихся//Мир образования -образование в мире. 2015. -№4 -С. 149-159
19. Литвак Б.Г. Стратегический менеджмент. Учебник для бакалавров. -Ялта: Крымский гуманитарный университет, 2014 г. -507 с.
20. Малагусейнова К.А. Проблема организации групповой работы На основе знания принципов формирования команды и процессов групповой динамики Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-4. С. 78-84.
21. Отрохова Л.В.К Вопросу о роли культурной преемственности в динамике группового сознания Материалы Международной научно-практической конференции . Ответственный редактор В. В. Константинов. 2013. С. 175-178.
22. Петкун(Трегубенко) Д.Е. Вовлечённость интеллектуалов в идейно-политическую борьбу как фактор групповой социальной динамики Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2013. № 2. С. 61-70.
23. Пеша А.В. Атмосфера доверия как составляющая корпоративной культуры и ее влияние на организационную эффективность//Интернет-журнал «Науковедение». -2017. -Т. 9. -№2 . -Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/100EVN217.pdf
24. Пырьев Е.А. Групповая динамика геймеров Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 2-10. С. 61-65.
25. Решетова Е.Н. ОПыт преподавания учебной дисциплины "групповая динамика и коммуникация в профессиональной практике программной инженерии" Информационные технологии. 2017. Т. 23. № 12. С. 883-892.
26. Рыжакова П.Н. Исследование групповой динамики совместного решения творческих задач учащимися второго класса в мини-группах Электронный научный журнал. 2016. № 7 (10). С. 239-244.
27. Сазонова О.В. Групповая динамика в иипт-группах Сборник по материалам ежегодного Конгресса "Психология XXI столетия". Под ред. Козлова В.В.. 2016. С. 225-228.
28. Сафронова Н.Л. Учет групповой динамики как условие эффективности группового обучения Вестник современной науки. 2015. № 5 (5). С. 197-199. 0
29. Чистяков М.С. Функция сновидений и функции внесения сновидений в группу в контексте групповой динамики Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3 (87). С. 79-92. 0
30. Ширков Ю.Э., Рчеулишвили А.Н. Обучение участников онлайн-сессий и контроль групповой динамики материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Воронежский государственный педагогический университет; Российское психологическое общество; Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области. 2016. С. 228-231.
31. Clarke, M. 2016. Managing Classroom Dynamics. https://oupeltglobalblog.com/tag/classroom-dynamics/
32. Dörnyei, Z. 2014. ‘Motivation in second language learning' in M. Celce-Murcia, D. M. Brinton and M. A. Snow (eds.), Teaching English as a second or foreign language (Fourth Edition, pp. 518-531). Boston, MA: National Geographic Learning/Cengage Learning.